Фонематическое восприятие и способы его совершенствования у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

В статье рассматривается понятие фонематического восприятия и этапы его формирования. Кроме этого, приводятся некоторые приемы совершенствования данного умения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fv_yanvar.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое фонематическое восприятие и почему так важно его развивать у детей? Фонематическое восприятие – это слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.

Если у ребенка нарушено фонематическое восприятие, он будет плохо различать звуки речи и их последовательность в словах. Так  в высказываниях детей появляются пропуски, замены звуков. Нарушение слоговой структуры слов. Именно это, а не дефекты звукопроизношения. Позже становятся причиной появления стойких ошибок при написании слов.

Примечательно  то, что фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в возрасте от 1 до 4 лет. В этот период очень полезны игры для развития слухового восприятия на основе неречевого материала:

- «Где звенит колокольчик?»

- «Узнай музыкальный инструмент / спецсигнал машины»

- «Отхлопай ритм / простучи на барабане» (по образцу).

В то же время на речевом материале мы формируем пространственно-временные представления: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Здесь с успехом могут быть использованы сюжеты сказок, например, можно разыгрывать «Репку», а в процессе игры ребенок ответит на вопросы: «Кто тянул репку первым?», «Кто стоял за внучкой?», «Кто был последним?» и т.д.

На этапе совершенствования фонематического восприятия и работы над слоговой структурой слова применяется принцип усложнения. Сначала берется игра с отдельными звуками и сочетаниями звуков, затем происходит переход на уровень слога и слова.

Варианты игровых упражнений:

  • «Скажи «А» столько раз, сколько точек на кубике / сколько раз я хлопну в ладоши» (задается любой звук);
  • «Эхо»: пропой песенку вслед за мной (сначала берем сочетания гласных, например, «АУ», «ИАУ», «ИАУО», затем - то же с выделением ударного звука);
  • «Гусеница»: скажи на один слог больше, чем я «са-со…» Одновременно выкладываем на стол кружочки, собирая гусеницу.
  • «Скажи наоборот»: игра с мячом «ТА-АТ, КУ-УК»…
  • «Собери башенку»: деление слов на слоги с одновременным нанизыванием колец на стержень;
  • «Рассели животных по домам»: учитываем количество слогов в слове (одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса, трехэтажный – корова);
  • «Послушай и исправь ошибку» (мотокло, коломо);
  • «Договори словечко», закончив стихотворение;
  • «Определи первый / последний звук в слове».

Данные игровые приемы и методы , применяемые систематически, будут способствовать совершенствованию фонематического восприятия и слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.

  1. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2007. - 96 с.

  1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста

Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их пр...

Степ-аэробика как средство формирования потребности в физическом совершенствовании у детей дошкольного возраста

Одним из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста стали занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольник...

Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста

Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, пос...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...

Степ-аэробика как средство формирования потребности в физическом совершенствовании у детей дошкольного возраста.

Степ-аэробика  как средство формирования потребности в физическом совершенствовании у детей дошкольного возраста....