Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
методическая разработка

 Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса.Голосо-речевой тренинг помогает в развитии и совершенствовании речи детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл голосо-речевой тренинг в ДОУ21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста

В последние года отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А четкая и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность, использование элементов актерского мастерства, логоритмика-это вид детского творчества. Эта деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Возникла идея создания педагогических мероприятий по развитию речи детей через речевые тренинги. Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса.
Речевой тренинг – это особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что дети, в основном, манипулируют уже сформированными понятиями и навыками, приобретенными ранее.
Основные качества, которые тренируются в упражнениях голосо-речевого тренинга:
- фонационное дыхание (различные виды выдыхания, диктуемые характером речи)
- навык «переключения» дыхания, обеспечивающий качественное звучание речи при медленной-быстрой, громкой-тихой, спокойной-экспрессивной речи.
- опора звука, мягкая атака звука.
- собранность и звонкость голоса, нахождение своего «центра» голоса.
- укрепление силы голоса, совершенствование природного тембра.
- дикционная четкость, голосовая гибкость.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо – и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

 

Голосо-речевой тренинг с элементами актерского мастерства для детей дошкольного возраста.

 

Цели:

  • развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками
  • развивать умение изображать  эмоции, используя голос, мимику, жесты
  • развивать интонационную выразительность
  • развивать  творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации
  • формировать творческое воображение, фантазию

Оборудование:

 - музыкальная аппаратура, фонограммы;

 - пиктограммы эмоций

Артистическая разминка «Здравствуйте»

 

Скажем: «Здравствуйте» со следующей интонацией:

- с радостью

- с удивлением

- как  президент страны

- как хитрая лиса

- как злой волк

- как уставшая бабушка

- как добрая мама, когда будит ребёнка

 

Дыхательная гимнастика:

Первый вид дыхания – спокойное (плавно звучащая речь “Ночной лес”)

                                 Упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

Второй вид дыхания – волевой, на сдержанном темпераменте

- “насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
- “лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

 

 

Опора звука:

Самое важное в речи: звук должен опираться не на голосовые связки, а на диафрагму.

                                      Упражнение ”Подлаивание”
 - собака проснулась: ав!ав!ав!
 - цирк: алеее-Ап!
 - команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!

 

Игра на развитие дикции «Снежки»

Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги…, вспи…, взжи…, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки». Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок,  скороговорки:

 «Жужжит над жимолостью жук»,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега»,

«Шесть мышат в камышах шуршат»
«Мам, меду бы нам…..»

 

Упражнение "Эхо".

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку»

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

 

Диапазон голоса

(регистры: нижний, средний высокий)

Упражнение «Медвежонок по весне»

Маленький медвежонок  просыпается весной в берлоге. Звук «а» - низкий регистр (руки на животе), лучик солнца пробился в берлогу – средний регистр (руки на груди), высунул голову и увидел солнышко – высокий регистр (руки на голову). Затем произнести звук

«а-а-а-а-а»  вверх-вниз без пауз. (далее «о, у, и, э, ы)  м м м

 

 

 

  • · ·

м м м

А затем напевайте ту же музыкальную фразу «колыбельной» гласными:

а а а о о о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ·

а а а о о

Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий «белый» звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.

Упражнение «Гудок». Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУУ... «Гудок» не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении «хоботка». Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу...


Упражнение на увеличение выдоха.
«Страшная сказка».

Ребенок повторяет за педагогом сказку, произнося каждую строчку на одном дыхании.
Слушай…слушай шорох…слушай шорох чащи…слушай шорох чащи леса…слушай шорох: чаща леса дышит…гулко гонит галок ветер выше…поет свои песни ветер.

 

Скороговорка на развитие диапазона:

Шли семеро стариков,

Говорили старики про горох.

Первый говорил горох хорош,

Второй говорил горох хорош,

Третий говорил горох хорош,

Четвёртый говорил горох хорош,

Пятый говорил горох хорош,

Шестой говорил горох хорош,

Седьмой говорил горох плох!!!

 

 Сорок сорок для своих сорочат,
Сорок сорочек не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок,
Сразу поссорились сорок сорок.

 

 

 

 

 

 

Виды эмоций

Показать эмоции при помощи мимики и жестов:

    радость         грусть         удивление      испуг        злость       неприязнь

                                      

 

 

Интонационная выразительность.

        Фразы:  «Ну вот и всё…», «Маша кашу не доела», «Ура! Каникулы!»

     Произнести:

  • кровожадно,
  • печально,
  • радостно,
  • злостно,
  • удивлённо,
  • устало.

 

Скороговорки с жестом и движением:

Ехал Грека через реку,

           Видит Грека в реке рак,

           Сунул Грека руку в реку,

           Рак за руку Греку цап!!!

 

Стихи в движении:

Дети самостоятельно, либо с помощью педагога придумывают жесты и движения к стихотворениям, при этом используют мимику, навыки «оценки».

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорости переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы — шофёры хоть куда!

 

 

 

 

 

 

Песня в движении «Виноватая тучка»

Анализ литературно-музыкального материала: про что песня, какие картины видения возникают при чтении текста песни, о чем песня.

 

1. Злую тучку наказали:

- Ты плохая!- ей сказали.

И она заплакала:

Да, кап-кап-кап-закапала.

 

Припев: Кап-кап-кап...

Дождик пошёл!

Кап-кап-кап...

Дождик пошёл!

 

2. Мыши сразу задрожали -

Мыши в норки побежали.

Полетели птиц вниз,

Да птицы сели под карниз.

 

Припев: Кап-кап-кап...

Дождик пошёл!

Кап-кап-кап...

Дождик пошёл!

 

3. Пёс по имени Барбос

Струсил не на шутку -

Еле ноги он унёс

В свою собачью будку.

 

Припев: Кап-кап-кап...

Дождик пошёл!

Кап-кап-кап...

Дождик пошёл!

Использование голосо-речевого тренинга на занятиях по театрализованной деятельности помогает достигнуть высоких результатов в поставленных задачах развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста. ...

"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая мотор...

Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий. Задачи: 1. Создание условий для значительного пополнения...