"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"
консультация (старшая группа) на тему

Козлова Оксана Анатольевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли» В.А. Сухомлинский.

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».

Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Всё новое – это хорошо забытое старое».

Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. В нашей группе дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Это ещё не всё. В каждом шарике есть «волшебное» колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  • а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Список литературы:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.
  2. Краузе Е.Н. Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.
  3. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО «Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург. 2002.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО «Издательство АСТ».2000
  5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург. 2000.
  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Палтчиковая гимнастика». Москва, АСТ* Астрель.2002.

Приложение

Пассивная гимнастика для пальцев рук.

Массаж кистей рук

Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

При поглаживании кисть без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми пальцами и, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают. Поглаживание проводят медленно, плавно.

Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приёма растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Растирание должно быть лёгким.

Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Можно выполнять этот приём вибромассажёром (детям очень нравится).

Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.

Упражнения – пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребёнка, в медленном темпе.

Упражнение 1.

Рука ребёнка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует её в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочерёдно каждый палец.

Упражнение2.

Рука ребёнка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая её одной рукой, другой рукой взрослый поочерёдно сгибает пальцы ребёнка.

Упражнение 3.

Рука ребёнка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребёнка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочерёдное круговое движение пальцев руки ребёнка.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Игры с предметами: сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т.д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра «Золушка» (сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т.д.); забавные картинки ( на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

Человечек. Указательный и средний палец руки «бегают» по столу.

Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие.

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).

Грибы

Вылезли на кочке мизинецhello_html_m76f5ff85.gif

Мелкие грибочки: безымянный

Грузди и горькушки, средний правая рука

Рыжики, волнушки. указательный

Даже маленький пенёк большой

Удивленья скрыть не мог. большойhello_html_31fbe787.gif

Выросли опята указательный

Скользкие маслята, средний левая рука

Бледные поганки безымянный

Встали на полянке. Мизинец

Овощи

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, указательныйhello_html_7dbae370.gif

Перец, томат, кабачок, средний правая рука

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка. мизинец

Овощи мы собирали, мизинецhello_html_m68b95c08.gif

Ими друзей угощали, безымянный левая рука

Квасили, ели, солили, средний

С дачи домой увозили. указательный

Прощай же на год, большой палец левой руки

Наш друг – огород! большой палец правой руки

Фрукты

Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз - большие

Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится

вверх.

Домашние животные

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5

Кусается сильно котёнок-глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Игра "Пальчики в лесу":

"Раз, два, три, четыре, пять
(ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе.)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл,
(загибает мизинец.)
Этот пальчик чистить стал,
(загибает безымянный палец.)
Этот резал,
(загибает средний палец.)
Этот ел,
(загибает указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел!"
(загибает большой палец и щекочет ладошку.)


1.Выполнение того же упр., но с правой рукой.

2.Одновременное выполнение упр. двумя ручками.

Игра "Кто приехал?"
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

"Кто приехал?"
(Быстро хлопает кончиками больших пальцев.)
"Мы, мы, мы! "
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
"Мама, мама, это ты?"
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да!"
( Хлопают кончиками указательных пальцев.)
"Папа, папа, это ты?"
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да!"
( Хлопает кончиками средних пальцев.)
"Братец, братец, это ты?"
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да!"
( Хлопает кончиками безымянных пальцев.)
"Ах, сестричка, это ты? "
(Хлопает кончиками больших пальцев.)
"Да, да, да! "
(Хлопает мизинцами.)
"Все мы вместе, да, да, да!"
( Хлопает всеми пальцами.)

Игра-потешка «Ну-ка, братцы, за работу»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы.

Дождик и солнце. 
Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)
Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)
На лицо, на лицо.
Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове)
Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)
Светит так, светит так!
Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)
Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)

Горох. 
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна
И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая. Пятая… (выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «БОМ!» (хлопаем).

Козочка.
- Шёл старик дорогою  
идти пальчиками по стол
- Нашёл козу безрогую. 
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,  
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,  
снова показать рога
- А старик ругается. погрозить пальчиком.

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять, удары пальцами обеих рук по столу. Левая начинает с

мизинца, правая – с большого пальца.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указательным пальцами обеих

А куда ему спешить? рук по столу.

Вдруг читает на табличке: ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по

«По газону не ходить!» столу.

Дождь вздохнул тихонько: часто и ритмично бьют в ладоши.

- Ох! один хлопок.

И ушёл. ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслите...

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста. ...

Презентация на тему :«Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей»

laquo;Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В. Сухомлинский...

"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая мотор...

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Значение пальчиковой гимнастики  игр и упражнений в формировании речи детей...