"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"
статья по коррекционной педагогике на тему

Давлетзянова Фанузя Шамиловна

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_m.m.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли» В.А. Сухомлинский.

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».

Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Всё новое – это хорошо забытое старое».

Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. В нашей группе дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Это ещё не всё. В каждом шарике есть «волшебное» колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  • а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Список литературы:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка.- М.,1973.
  2. Краузе Е.Н. Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.
  3. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО «Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург. 2002.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО «Издательство АСТ».2000
  5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург. 2000.
  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Палтчиковая гимнастика». Москва, АСТ* Астрель.2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслите...

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста.

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста. ...

Презентация на тему :«Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей»

laquo;Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В. Сухомлинский...

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Значение пальчиковой гимнастики  игр и упражнений в формировании речи детей...