Развитие у детей дошкольного возраста фонематического восприятия
презентация по логопедии по теме

Материал предназначен для воспитателей и логопедов детских садов. Описывается поэтапная работа по формированию фонематического слуха у детей. Приведены примеры игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Razvitie_u_detey_fonematicheskogo_sluha.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие у детей дошкольного возраста фонематического слуха

Слайд 2

Как показывает логопедическая практика, чтобы достичь уровней хорошей или улучшенной речи у детей, имеющих различные нарушения, необходимо на протяжении всей коррекционной работы развивать фонематический слух. Логопедическая работа строится в два этапа: 1. развитие слухового внимания; 2. формирование фонематического слуха.

Слайд 3

I. На подготовительном этапе развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках Дети учатся различать: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые)– неприятные (злые, грубые) звуки.

Слайд 4

Упражнения и игры на развитие слухового внимания: “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой” “Жмурки с колокольчиком” “Чей голос?” “Угадай по звуку, что делать?” Звучание музыкальных инструментов. “Какие звуки нарушают тишину?” “Кто услышит больше звуков?” “Назови звуки групповой комнаты” “Назови звуки улицы”

Слайд 5

II. На следующем этапе коррекционная работа по формированию фонематического слуха проводится на речевых звуках. Основные образовательные задачи : - сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем; - научить произносить слова различной слоговой сложности; - научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Слайд 6

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности: Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. Различение звука в слове. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.). Придумывание слов на определённый звук.

Слайд 7

Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. Поэтому использование игры, как основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяет эффективно преодолевать эти затруднения. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Слайд 8

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове ( д /и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).

Слайд 9

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”); выделяют слова с заданным звуком из фраз, небольших стихотворений, выполняя различные манипуляции: хлопают в ладоши, поднимают руку вверх, выкладывают различные предметы.

Слайд 10

Старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”). В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, коза – коса, рожки – ложки и т.п.

Слайд 11

По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”. Логопедическое лото способствует автоматизации дежурного звука во всех позициях в слове.

Слайд 12

Развитие фонематического восприятия продолжается на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Шестилетки учатся составлять предложения различной сложности, анализируют их по словесному составу. Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами): отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком. Затем дети учатся выполнять звуковой анализ слов.

Слайд 13

Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Прошагай словечко”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, «Звук потерялся», “Слова-перевёртыши”, «Телеграф».

Слайд 14

Умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку; ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего. Фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста

Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их пр...

Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...

Презентация "Развитие музыкального восприятия как составляющая художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста"

"....задача открыть перед ребенком мир музыкального искусства,основы музыки, возможности музыкального восприятия" Л.Выготский...

Развитие у детей дошкольного возраста фонематического слуха.

Как показывает логопедическая практика, чтобы достичь уровней хорошей или улучшенной речи у детей, имеющих различные нарушения, необходимо на протяжении всей коррекционной работы развивать фонематичес...

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия и мелкой моторики

В статье представлены игры и упражнения, основная цель которых развитие фонематического восприятия и мелкой моторики....