РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме

Давиденко Ольга Анатольевна

Образные средства речи.

1.  Эпитет — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существитель­ным, наречием, глаголом); типы эпитетов: общеязыковые (трескучий мороз); народно-поэтические (красная девица); ин­дивидуально-авторские (мармеладное настроение.- Чехов):

- Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт — эхо мира.

2.  Сравнение — сопоставление одного предмета с другим, с целью создания художественного описания первого:

- И берёзы стоят, как большие свечки.

- Ночь хмурая, как зверь жестокий, глядит из каждого куста.

-  Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена (П.) — (развёрнутое сравнение, т.е. использует­ся сразу два образа).

- Храбрый, как лев. (речевой штамп).

3.  Метафора — слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства:

-  Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н.Забол.)

-  Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (раз­вёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор).

- Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает.

- Ситец неба голубой.

- Поля шляпы (стёртая метафора)

4.  Олицетворение — явления, предметы, изображающиеся как живые существа и наделяемые их свойствами:

- Звезда с звездою говорит.

- Спит черёмуха в белой накидке.

- Время бежит.

5.  Метонимия — слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами, яв­лениями:

- Я три тарелки съел.

- Медь не померкла (доспехи).

- Молчалины блаженствуют на свете (Гр.).

6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот):

- Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах):

- Хитрость — в образе лисицы,

- Мужество и сила — в образе Ильи Муромца.

-  Красота — в образе Аполлона.

8.  Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

- Я сто раз говорила.

-  Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А.К.Т.).

9. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

- В двух шагах отсюда.

- Ваш шпиц не более напёрстка (Гр.).

10.  Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:

- Белокаменная столица (Москва).

- Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

- Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне? (Твард.). — (это эвфемизм — средство для создания юмора).

11.   Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:

- Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для её тряпок — я не в состоянии (П.).

- Мой дорогой, очень дорогой портной (Ч.).

12.  Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для характеристики персонажа, подчеркивания смысла:

- Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом.

-  Потоки патоки.

-  Служить бы рад — прислуживаться тошно (Гр.).

13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий:

- Убогая роскошь наряда.

-  Звонкая тишина.

- «Горячий снег».

14. Синонимы — слова, близкие по значению; используются для перечислен точности, градации, чтобы избежать тавтологии:

- Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы).

- Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.

15. Устаревшие слова — архаизмы, историзмы; используются для воссоздав исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:

- Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава (П.).

16. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов; помогают строить текст, придают ему шутливую окраску; средство речевой характер стики персонажа:

- Первый дачный блин вышел, кажется, комом (Ч.).

- Дело не в новой метле, а в том, как она метёт.

17.  Крылатые выражения — афоризмы, имеющие авторство:

- Как белка в колесе (Кр.).

- Привычка свыше нам дана, замена счастию она (П.).

18.  Пословицы, поговорки:

- Что написано пером, не вырубишь топором.

- Нет худа без добра.

 

Функции языковых средств выразительности.

 

1. Экспрессивная функция:

- эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства;

- наглядность — способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека;

- оригинальное отражение действительности — показ предметов и яв­лений с новой, неожиданной стороны;

- отражение внутреннего состояния пишущего;

- привлекательность речи, эстетичность.

2. Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства при­дают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.

3. Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысло­вую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.

4. Текстообразующая функция: языковые средства выразительности соз­дают ткань текста, участвуют в построении текста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №11 «Машенька» « РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ » Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности и массовых групп. Подготовили : Давиденко О.А. Пашковская О.П. 2013 год

Слайд 2

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Проблема развития образности речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и педагогическом аспектах.

Слайд 3

Понятие образности речи Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.

Слайд 4

Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал В.В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно».

Слайд 5

Более узкое понимание образности речи основано на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.

Слайд 6

Лингвисты называют образной иносказательную речь, связывающую с называнием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания (О.С.Ахманова, А.Н.Гвоздев, С.Н.Цейтлин А.А. Леонтьев,В.К.Харченко) Психологи подчеркивают выражение в образе обобщенного содержания и его оттенков, развития эмоциональной выразительности речи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ф.А.Сохин , А.В.Запорожец).

Слайд 7

Педагогические исследования отмечают необходимость проведения специальной работы, чтобы вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания(Е.И.Тихеева,Е.А.Флерина, Н.С.Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И.Жуковская, М.М.Конина). Наиболее последовательно решение этой задачи речевого воспитания представлено в методике обучения русскому языку школьников, в которой выделены основные средства воспитания выразительности речи детей (Т.А.Ладыженская, М.Р. Львов, Н.К.Никитина, Н.С.Рождественский, Н.В.Костромина).

Слайд 8

В дошкольной педагогике развитие образности речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства ( Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Р.Г.Казакова ); с природой ( Е.И.Тихеева, Н.Ф.Виноградова, Е.Н.Водовозова ); с художественной литературой и фольклором ( А.Е.Шибицкая, Л.М.Гурович, Р.И.Жуковская, О.С.Ушакова, Н.С.Карпинская). Однако проблема осознания детьми образных средств при ознакомлении с особенностями художественного стиля речи и разными типами высказываний в данных исследованиях не являлась основной целью.

Слайд 9

Вместе с тем доказано, что успешное овладение родным языком обеспечивается формированием первоначальных представлений о языке, речи, о действиях с речевым материалом , которые могут нести элементы осмысливания и осознанности ( Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, А.Г.Тамбовцева). В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как эмоциональная лексика, пословицы и поговорки, фразеологизмы. (Н.В. Гавриш, А.П.Илькова, А.И . Лаврентьева, И.Н.Митькина, А.А.Смага, Е.А. Ставцева).

Слайд 10

Развитие образности речи формировалось главным образом при обучении детей составлению описательных высказываний. Между тем в высказываниях типа повествования и рассуждения возможна вероятность появления разнообразных образных средств. Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен ( И.Д.Арутюнова, А.А.Уфимцева, В.К.Харченко ). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами. Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях ( С.Л.Рубинштейн, Л.М.Леушина). По мысли С.Л.Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа , в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. Таким образом, становится очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой. Таким образом, становится очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.

Слайд 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 12

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Игровое упражнение «Закончи пословицу» Без печки холодно, без хлеба ... (голодно). Не шуба греет, а ... (хлеб). Не будет хлеба, не будет и ... (обеда). Хлеб на столе и стол ... (расцвел). Инсценировка пословиц Изобразите, как вы понимаете эти пословицы: У страха глаза велики. Пуганая ворона куста боится. У нашего Трошки задрожали ножки. Пугается, как заяц на ветру. Прячется, как лягушка в камышах.

Слайд 13

Маленький труд лучше большого безделья

Слайд 14

Угадайте пословицы Взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов: За (какой?) головой, как за каменной стеной. (Умной, большой, старой.) (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (Верную, долгую, красивую.) (Что?) век не забудется. (Добро, богатство, бедность.) Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи ). (Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное). (Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, веселое). Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?) поможет она (выше, богаче, добрее).

Слайд 17

Знакомство с многозначными словами.

Слайд 18

Художник нарисовал 11 носов и носиков. Попробуй их отыскать!

Слайд 19

Кто, как соловушка, поёт? Как лебёдушка, плывёт? Как сорока, трещит? Как сова, всё утро спит? Кто здесь выглядит орлом? Кого голубкой назовём?

Слайд 20

Фразеологизмы

Слайд 23

Не пускайте Козла в огород, Потому что козёл - сумасброд: Он немедленно вытопчет грядки, Станет бегать по ним без оглядки. Поступает он так не со зла - Необузданный нрав у Козла! Пустить козла в огород - допускать кого-либо туда, куда он более стремится и где более всего опасен.Без оглядки - очень быстро, изо всех сил, не оглядываясь. Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать.

Слайд 24

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ (использование образности речи)

Слайд 25

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ Что привлекает детей в возрасте 5-7 лет - Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному. - Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе «Лего»). - Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит «как настоящее». - Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.

Слайд 26

- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты). - Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.). - Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т.п.). - Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов. - Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.

Слайд 27

КАРТИНЫ для рассматривания

Слайд 29

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА - О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей…» М.,Владос, 2004; - Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009; Франсуаза Барб-Галль « КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ» (С- П., 2007 г.); О.С. Ушакова, Колунова Л. «Развитие образной речи дошкольников»/Детский сад от А до Я -2005 год - №2 ; Е.Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»- РООСА, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» презентация

Презентация - консультация для педагогов групп компенсирующей направленности и массовых групп.Рассмотрены вопросы:Понятие образности речи. Психолого-педагогические исследования по теме. Практичес...

Развитие образной речи дошкольников.

Статья посвящена образной речи дошкольников....

Развитие образной речи дошкольников.

"Развитие образной речи дошкольников"...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей...

Статья:Развитие образной речи дошкольников посредством слушания музыки

Статья посвящена теме развития образной речи у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях при слушании музыкальных произведений....

Проект «Развитие образной речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы:  анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не ...