Проект развития графомоторных навыков посредством обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата технике «изонить»
методическая разработка по логопедии по теме

Кудрявцева Галина Владимировна

Специфика предлагаемой коррекцонной работы-нормализация мелкой моторики у детей с нарушением ОДА,подготовка руки к письму посредством обучения технике "изонить".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ»Детский сад компенсирующего вида №122»

г.Череповец

Проект

развития графомоторных навыков посредством обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата технике «изонить»

                                                составитель:Кудрявцева Г.В.

учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

20013 г.

Пояснительная записка

Специфика предлагаемой коррекционной работы - нормализация мелкой моторики кистей и пальцев рук детей с нарушением ОДА, подготовка руки к письму при помощи обучения технике «изонить».

 Данный проект рассчитан на два года работы с детьми ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата 5-7 лет. Он позволяет совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стабилизировать психоэмоциональное состояние; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей. Дети приобретают практические навыки пользования схемами, ножницами, шилом, иглой. У детей формируются умение планировать свою деятельность, контролировать свои действия, доводить начатое дело до конца.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. 

Изонить для детей – это хороший способ научиться чему-то новому, полезному, развить мелкую моторику детской руки, зрительную координацию, способность абстрактно мыслить,  раскрыть  творческие способности. А с какой гордостью дети показывают свои первые работы взрослым! Они радуются каждому, своему даже маленькому достижению.

Для вышивки на картоне абсолютно не нужны дорогостоящие приспособления. А только нитки, бумага, ножницы, иголка и скотч. Освоить технику изонити совсем несложно. Даже первые работы получаются очень красивыми. Каждый раз мама с папой будут только удивляться, что такой шедевр был создан ручками их крохи.

Изонить – это переплетение цветных нитей в определенном порядке. Этот порядок определяется схемой, приложенной к вышитой картинке. После освоения самых простых схем, изонить схемы для детей можно создавать самостоятельно.

Для первых проб отлично подойдут дельфины, жабки, рыбки, цветочки, птички, сердечки, солнышки и тучки. Готовую работу можно оформить в рамочку и повесить на стену в детской или общей комнате. Это будет придавать юному творцу уверенности в себе и своих силах. Готовые работы также могут стать украшением различных самодельных открыток, альбомов и книг, а также стать приятным подарком для родных людей малыша

Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

 В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности.

Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

         Опыт показывает, что занятия способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

 Цель проекта :

 развитие творческих способностей ребёнка, развитие пальцевой моторики.

Задачи:

  • Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
  • Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
  • Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
  • Дать понятие о точке отсчёта.
  • Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
  • Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
  • Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
  • Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
  • Развивать абстрактное мышление.
  • Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
  • Закрепить понятие «зеркальное изображение».
  • Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
  • Научить работе с трафаретом.
  • Научить технике работы с изонитью.
  • Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
  • Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  • Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
  • Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
  • Развивать активный и пассивный словарь детей.

Методическое обеспечение:

 Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. План работы рассчитан на 2 года обучения. Продолжительность занятия для детей 5-7 лет 15 минут.

Диагностика уровня развития мелкой моторики :

Диагностика осуществляется по нескольким направлениям, каждое из которых имеет свои специфические задачи.

1.Пробы, выявляющие способность действовать по подражанию, а затем по словесной инструкции, направленные на определение уровня сформированности навыков одновременного и поочередного выполнения движений пальцами и кистями рук, составляет первый раздел диагностики. В него включены следующие пробы:

  • показать 2-ым и 3-им пальцами на правой (левой) руке поочередно («ушки зайчика»);
  • то же одновременно.
  • показать 2-ым и 5-ым пальцами на правой руке (левой руке) поочередно («коза рогатая»)
  • то же одновременно.
  • сложить пальцы в кольцо на правой (левой) руке поочередно («здравствуй пальчик!»);
  • то же одновременно.
  • сложить все пальцы в кольцо «гнездышко для птички» на левой (правой)
  • руке поочередно.
  • то же одновременно.
  • сжать в кулак - разжать пальцы 5-6 раз на левой (правой) руке поочередно
  •  то же одновременно.
  • соединить - разъединить пальцы на поверхности стола 5-6 раз на левой(правой) руке.
  • то же одновременно.
  • положить 2-ой палец на 3-ий, З-ий на 2-ой 5-6 раз поочередно на левой(правой) руке;
  • то же одновременно.
  • «кулак-ладонь-кулак» поочередно
  • то же одновременно.
  • «ладонь-кулак-ребро» поочередно.
  • то же одновременно.

Упражнения предлагается выполнить сначала по подражанию под счет логопеда. Затем все упражнения дети выполняют по словесной инструкции.

Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение.

2.Второй раздел диагностики включает действия детей с предметами. В него вошли следующие пробы:

  • перекладывание флажка (грецкого ореха и так далее) из одной руки в другую;
  • перекатывание мячика пальцами рук по твердой поверхности и в воздухе;
  • поочередный захват палки левой (правой) кистями («вверх по палочке»);
  • пересыпание щепотью крупы;
  • продевание гибкого шнурка в отверстие, застегивание (расстегивание) пуговиц;
  • нанизывание пуговиц (бусинок) на ниточку;
  • растягивание резинки всеми пальцами поочередно и синхронно на обеих руках;
  • нарезание полосок бумаги ножницами;
  • собирание монеток в стопочку;
  • удержание ложки, вилки, ножа во время еды.

При анализе выполнения проб учитывается:

  • координация выполнения движения (правильная;    замедленная; нет координации);
  • объем выполнения движения (полный; незначительно снижен; неполный);
  • темы выполнения движения (нормальный; быстрый; замедленный);
  • активность (нормальная; заторможенность; двигательное беспокойство);
  • самостоятельность выполнения (полная; с минимальной помощью; не может выполнить без помощи взрослого);
  • наличие сопутствующих движений (нет; незначительные; множественные);
  • замена одного движения другим (нет; редкие замены; частые замены);
  • способность к переключению с одного движения на другое (хорошая; замедленность; не переключается);
  • утомляемость (нормальная; быстрая; очень быстрая);
  • наличие леворукости.

Данные исследования моторной функции кистей и пальцев рук обобщаются по трем уровням:

  • уровень-ВЫСОКИЙ

Движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные, в полном объеме, в нормальном темпе. Ребенок выполняет пробы активно и самостоятельно, переключается с одного движения на другое достаточно быстро. Сопутствующие движения отсутствуют, утомляемость нормальная.

  • уровень - СРЕДНИЙ

Движения выполняются в замедленном темпе (или в быстром темпе); координация замедленная с редкими ошибками, либо правильная; объем выполнения незначительно сужен. Ребенок проявляет редко легкое двигательное беспокойство или заторможенность, ему необходима минимальная помощь взрослого при выполнении проб; редко наблюдаются сопутствующие движения и замены одного движения другим; переключение замедленно; утомляемость быстрая.

  • уровень - НИЗКИЙ

Уровень развития координации движения очень низкий; объем движений неполный по всем параметрам; темп выполнения очень медленный или чрезмерно быстрый. Ребенок проявляет ярко выраженное двигательное беспокойство или заторможенность; без помощи взрослого пробы выполнить не может; утомляемость очень быстрая; замены и сопутствующие движения частые; переключится с одного движения на другое ребенок не может без помощи взрослого.

На основе проведенной диагностики и обобщения ее результатов, а так же учета индивидуальных возможностей детей, целенаправленности и последовательности обучения, разрабатывается перспективное планирование коррекции мелкой моторики и развития графомоторных навыков детей с ОДА  с помощью техники «изонить».

Цикл занятий состоит из двух разделов:

  • первый год обучения -овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.
  • второй год обучения-изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

 Методы, приемы :

  • словесные методы:объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.

Художественное слово: загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки.Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

  • наглядные методы:показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

  • практические приемы

Отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Материалы :иллюстрации;образцы работ;схемы (техника заполнения фигур);стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:плотный картон или бархатная бумага;шелковые нити различного цвета(швейные, мулине, ирис);игла с широким ушком;шило короткое;ножницы;циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;линейка;клей ПВА;трафареты.

Дети должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
  • правила заполнения угла, круга, завиток;
  • правила нанесения проколов для вышивания;
  • историю возникновения техники «изонить».

Дети должны уметь:

  • заполнять угол, круг, завиток,
  • подбирать нитки нужного цвета,
  • выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
  • делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
  • аккуратно выполнять вышивку,
  • оформлять свои изделия,
  • анализировать свою работу

 Ожидаемые результаты:  

  • развитие мелкой моторики рук.

  • приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами,      фигурными трафаретами;
  • овладение техникой изонити.
  • обогащение активного и пассивного словаря детей.
  • развитие творческих способностей детей.
  • опыт рисования и ручного труда;
  • закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счёте;
  • развитие воображения;

Практическое применение детских работ:

  • выставки в групповой комнате
  • выставки в ДОУ
  • подарки сотрудникам и родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию  работы о...

Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата3...

"Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

В сборнике представлены методические рекомендации для руководителей, учителей и специалистов по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях....

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО"

Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДАКомплекс практических методов обучения и воспитания детей с Н...

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация: в статье рассматривается вопрос проблемы ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством дидактических игр....

Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Педагогический проект «Литературный калейдоскоп». Тема «Ягоды». Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Педагогический проект «Литературный калейдоскоп». Тема «Ягоды». Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....