Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии по теме:
    Проект развития графомоторных навыков посредством обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата технике «изонить»

    Кудрявцева Галина Владимировна

    Специфика предлагаемой коррекцонной работы-нормализация мелкой моторики у детей с нарушением ОДА,подготовка руки к письму посредством обучения технике "изонить".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ»Детский сад компенсирующего вида №122»

    г.Череповец

    Проект

    развития графомоторных навыков посредством обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата технике «изонить»

                                                    составитель:Кудрявцева Г.В.

    учитель-логопед,

    высшая квалификационная категория

    20013 г.

    Пояснительная записка

    Специфика предлагаемой коррекционной работы - нормализация мелкой моторики кистей и пальцев рук детей с нарушением ОДА, подготовка руки к письму при помощи обучения технике «изонить».

     Данный проект рассчитан на два года работы с детьми ,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата 5-7 лет. Он позволяет совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стабилизировать психоэмоциональное состояние; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей. Дети приобретают практические навыки пользования схемами, ножницами, шилом, иглой. У детей формируются умение планировать свою деятельность, контролировать свои действия, доводить начатое дело до конца.

    В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

    Работа по развитию творческих способностей в детском саду  тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

    Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. 

    Изонить для детей – это хороший способ научиться чему-то новому, полезному, развить мелкую моторику детской руки, зрительную координацию, способность абстрактно мыслить,  раскрыть  творческие способности. А с какой гордостью дети показывают свои первые работы взрослым! Они радуются каждому, своему даже маленькому достижению.

    Для вышивки на картоне абсолютно не нужны дорогостоящие приспособления. А только нитки, бумага, ножницы, иголка и скотч. Освоить технику изонити совсем несложно. Даже первые работы получаются очень красивыми. Каждый раз мама с папой будут только удивляться, что такой шедевр был создан ручками их крохи.

    Изонить – это переплетение цветных нитей в определенном порядке. Этот порядок определяется схемой, приложенной к вышитой картинке. После освоения самых простых схем, изонить схемы для детей можно создавать самостоятельно.

    Для первых проб отлично подойдут дельфины, жабки, рыбки, цветочки, птички, сердечки, солнышки и тучки. Готовую работу можно оформить в рамочку и повесить на стену в детской или общей комнате. Это будет придавать юному творцу уверенности в себе и своих силах. Готовые работы также могут стать украшением различных самодельных открыток, альбомов и книг, а также стать приятным подарком для родных людей малыша

    Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

    Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

     В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

    Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности.

    Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

             Опыт показывает, что занятия способствуют активному развитию у ребёнка:

    • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
    • сенсорного восприятия;
    • глазомера;
    • логического мышления;
    • воображения;
    • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
    • художественных способностей и эстетического вкуса.

             На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

     Цель проекта :

     развитие творческих способностей ребёнка, развитие пальцевой моторики.

    Задачи:

    • Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
    • Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
    • Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
    • Дать понятие о точке отсчёта.
    • Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
    • Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
    • Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
    • Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
    • Развивать абстрактное мышление.
    • Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
    • Закрепить понятие «зеркальное изображение».
    • Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.
    • Научить работе с трафаретом.
    • Научить технике работы с изонитью.
    • Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
    • Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
    • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
    • Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
    • Воспитывать эстетический вкус.
    • Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
    • Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
    • Развивать активный и пассивный словарь детей.

    Методическое обеспечение:

     Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. План работы рассчитан на 2 года обучения. Продолжительность занятия для детей 5-7 лет 15 минут.

    Диагностика уровня развития мелкой моторики :

    Диагностика осуществляется по нескольким направлениям, каждое из которых имеет свои специфические задачи.

    1.Пробы, выявляющие способность действовать по подражанию, а затем по словесной инструкции, направленные на определение уровня сформированности навыков одновременного и поочередного выполнения движений пальцами и кистями рук, составляет первый раздел диагностики. В него включены следующие пробы:

    • показать 2-ым и 3-им пальцами на правой (левой) руке поочередно («ушки зайчика»);
    • то же одновременно.
    • показать 2-ым и 5-ым пальцами на правой руке (левой руке) поочередно («коза рогатая»)
    • то же одновременно.
    • сложить пальцы в кольцо на правой (левой) руке поочередно («здравствуй пальчик!»);
    • то же одновременно.
    • сложить все пальцы в кольцо «гнездышко для птички» на левой (правой)
    • руке поочередно.
    • то же одновременно.
    • сжать в кулак - разжать пальцы 5-6 раз на левой (правой) руке поочередно
    •  то же одновременно.
    • соединить - разъединить пальцы на поверхности стола 5-6 раз на левой(правой) руке.
    • то же одновременно.
    • положить 2-ой палец на 3-ий, З-ий на 2-ой 5-6 раз поочередно на левой(правой) руке;
    • то же одновременно.
    • «кулак-ладонь-кулак» поочередно
    • то же одновременно.
    • «ладонь-кулак-ребро» поочередно.
    • то же одновременно.

    Упражнения предлагается выполнить сначала по подражанию под счет логопеда. Затем все упражнения дети выполняют по словесной инструкции.

    Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение.

    2.Второй раздел диагностики включает действия детей с предметами. В него вошли следующие пробы:

    • перекладывание флажка (грецкого ореха и так далее) из одной руки в другую;
    • перекатывание мячика пальцами рук по твердой поверхности и в воздухе;
    • поочередный захват палки левой (правой) кистями («вверх по палочке»);
    • пересыпание щепотью крупы;
    • продевание гибкого шнурка в отверстие, застегивание (расстегивание) пуговиц;
    • нанизывание пуговиц (бусинок) на ниточку;
    • растягивание резинки всеми пальцами поочередно и синхронно на обеих руках;
    • нарезание полосок бумаги ножницами;
    • собирание монеток в стопочку;
    • удержание ложки, вилки, ножа во время еды.

    При анализе выполнения проб учитывается:

    • координация выполнения движения (правильная;    замедленная; нет координации);
    • объем выполнения движения (полный; незначительно снижен; неполный);
    • темы выполнения движения (нормальный; быстрый; замедленный);
    • активность (нормальная; заторможенность; двигательное беспокойство);
    • самостоятельность выполнения (полная; с минимальной помощью; не может выполнить без помощи взрослого);
    • наличие сопутствующих движений (нет; незначительные; множественные);
    • замена одного движения другим (нет; редкие замены; частые замены);
    • способность к переключению с одного движения на другое (хорошая; замедленность; не переключается);
    • утомляемость (нормальная; быстрая; очень быстрая);
    • наличие леворукости.

    Данные исследования моторной функции кистей и пальцев рук обобщаются по трем уровням:

    • уровень-ВЫСОКИЙ

    Движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные, в полном объеме, в нормальном темпе. Ребенок выполняет пробы активно и самостоятельно, переключается с одного движения на другое достаточно быстро. Сопутствующие движения отсутствуют, утомляемость нормальная.

    • уровень - СРЕДНИЙ

    Движения выполняются в замедленном темпе (или в быстром темпе); координация замедленная с редкими ошибками, либо правильная; объем выполнения незначительно сужен. Ребенок проявляет редко легкое двигательное беспокойство или заторможенность, ему необходима минимальная помощь взрослого при выполнении проб; редко наблюдаются сопутствующие движения и замены одного движения другим; переключение замедленно; утомляемость быстрая.

    • уровень - НИЗКИЙ

    Уровень развития координации движения очень низкий; объем движений неполный по всем параметрам; темп выполнения очень медленный или чрезмерно быстрый. Ребенок проявляет ярко выраженное двигательное беспокойство или заторможенность; без помощи взрослого пробы выполнить не может; утомляемость очень быстрая; замены и сопутствующие движения частые; переключится с одного движения на другое ребенок не может без помощи взрослого.

    На основе проведенной диагностики и обобщения ее результатов, а так же учета индивидуальных возможностей детей, целенаправленности и последовательности обучения, разрабатывается перспективное планирование коррекции мелкой моторики и развития графомоторных навыков детей с ОДА  с помощью техники «изонить».

    Цикл занятий состоит из двух разделов:

    • первый год обучения -овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.
    • второй год обучения-изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

     Методы, приемы :

    • словесные методы:объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.

    Художественное слово: загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки.Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

    • наглядные методы:показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

    Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

    • практические приемы

    Отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

    Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

    Свою работу строю на следующих принципах:

    • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
    • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
    • Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

    Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

    Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.

    В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и я провожу индивидуальную работу.

    Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

    Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

    Материалы :иллюстрации;образцы работ;схемы (техника заполнения фигур);стихи, загадки.

    Инструменты, необходимые для работы:плотный картон или бархатная бумага;шелковые нити различного цвета(швейные, мулине, ирис);игла с широким ушком;шило короткое;ножницы;циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;линейка;клей ПВА;трафареты.

    Дети должны знать:

    • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
    • правила заполнения угла, круга, завиток;
    • правила нанесения проколов для вышивания;
    • историю возникновения техники «изонить».

    Дети должны уметь:

    • заполнять угол, круг, завиток,
    • подбирать нитки нужного цвета,
    • выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
    • делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
    • аккуратно выполнять вышивку,
    • оформлять свои изделия,
    • анализировать свою работу

     Ожидаемые результаты:  

    • развитие мелкой моторики рук.

    • приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами,      фигурными трафаретами;
    • овладение техникой изонити.
    • обогащение активного и пассивного словаря детей.
    • развитие творческих способностей детей.
    • опыт рисования и ручного труда;
    • закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счёте;
    • развитие воображения;

    Практическое применение детских работ:

    • выставки в групповой комнате
    • выставки в ДОУ
    • подарки сотрудникам и родителям


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

      Я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные нарушения у детей ограничивают предметно-практическую деятельность, они затрудняют координацию  работы о...

    Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    СодержаниеВведение1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата3...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности

    Группа педагогов делится опытом по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности...

    Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности

    Методический материал по развитию мелкой моторики у дошкольниковКонспект организованной образовательной деятельности по рисованию в средней группеТема: «Деревья. Рисование листьев»Цель: по...

    "Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

    В сборнике представлены методические рекомендации для руководителей, учителей и специалистов по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях....

    "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях реализации ФГОС НОО"

    Введение. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с НОДАКомплекс практических методов обучения и воспитания детей с Н...

    РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    Аннотация: в статье рассматривается вопрос проблемы ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством дидактических игр....