Комплекс сопряженных упражнений для губ, языка и пальцев.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Данный комплекс упражнений  составлен для детей  среднего и старшего дошкольного возраста.

Выполняя данные  упражнения, у детей улучшается общая артикуляционная моторика, мелкая моторика рук, что способствует более  успешному речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс сопряженных упражнений для губ, языка и пальцев.

Данный комплекс упражнений  составлен для детей  среднего и старшего дошкольного возраста.

Выполняя данные  упражнения, у детей улучшается общая артикуляционная моторика, мелкая моторика рук, что способствует более  успешному речевому развитию.

  1. Упражнение «Лягушка»

Описание упражнения:

1.  Пальцы сжаты в кулак, рот закрыт.

2. Одновременно с широким открыванием рта пальцы разжимаются.

 «На лугу сидят лягушки

   Рты раскрыли две квакушки,

   Пальцы ловко разжимайте

   Комаров не пропускайте».

      2.   Упражнение «Комарики»

Описание упражнения:

  1. Пальцы сжаты в кулак, губы в улыбке.
  2. Одновременно с вытягиванием губ трубочкой, плотно сжатые пальцы выпрямляются.

«Длинный нос у комара

 Убегайте детвора,

 Губы трубочкой тяните

 Пальцы вместе вы держите».

  1.  Упражнение «Ежик»

Описание упражнения:

  1. Пальцы  рук в замке, рот закрыт.
  2. Одновременно пальцы выпрямить, язык «иголочкой».

«У ежа остры иголки

Наши пальцы тоже колки,

И язык наш стал иголкой

Держим ровно, долго-долго».

    4.     Упражнение «Лошадка»

Описание упражнения:

  1.  На  щелчок языка кулак бьет о ладошку, положение рук меняется с каждым последующим щелчком.

«Скачет весело лошадка,

 Цокает копытами.

 Кулачком в ладошку бьем,

 Языком щелчок даем».

    5.    Упражнение  «Часики»

Описание упражнения:

  1.  Пальцы сжаты в кулак кроме указательных, рот в улыбке, зубы разомкнуты.
  2.  Пальцы  и язык двигаются одновременно в  одну  сторону.

«Ходят часики тик-так,

Пальцы двигаются в такт.

И язык наш – в право, влево

Двигается очень смело».

6.  Упражнение   «Барабан»

Описание упражнения:

  1. Одновременно при   произнесении  звука  д-д-д-д…, указательные пальцы барабанят о стол.
  2.  Возможно использование среднего пальца , безымянного, мизинца.

«Барабанит барабанщик:

Д-д-д-д-д-д-д.

Пальцы ровненько держи

Громко по столу стучи».

 

 



Предварительный просмотр:

 Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.

Домаркова Н.В., учитель – логопед

МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска

                                              Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В.А.Сухомлинский.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка - в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

          Нетрадиционные формы  и виды материалов в  данном направлении работы, их разнообразнее, вызывают у детей большее желание заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы  получаем  более высокий уровень развития речи ребенка.

         Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов  и велико вредное воздействие современных технических средств  (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т.д.), возможно и необходимо использовать природные материалы в НОД с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровьесозедающий компонент.

О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен  и т.д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

Учитывая все выше изложенные факты, мною был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. 

Цель.  Развитие мелкой моторики  и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.

Задачи:

  1. Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
  2. Подготовить руку  дошкольников к письму.
  3. Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
  4. Развивать воображение, внимание, усидчивость.

Оборудование и материалы: сухая морская соль (без ароматический добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.)

С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер  с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными  свойствами.  Она не предназначена для упражнений и игр.

          Правила и требования к занятиям с морской солью:

1.   Чисто вымытые,  сухие руки.

2.   Открытие контейнера с солью  непосредственно перед занятием.

3.   Использование бумажных салфеток после окончания занятия.

4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей) медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.

 Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это  комплекс упражнений и  игр  для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.

        Методические рекомендации по обучению детей упражнениям в морской соли

Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и  сопровождаются словестной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком  ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей  дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире. 

При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:

  1. Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражения образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии)
  2. Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
  3. Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)

Основные движения, которыми ребенок должен владеть, либо должен быть обучен педагогом:

 - сжимание кисти в кулак и разжимание

 - вращательные движения указательными пальцами

 - потирание ладони о ладонь

 - соединение пальцев каждой руки в щепоть

 - удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша

Упражнения для пальцев и кисти руки.

«Паучок»

Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.

Сидит на ветке паучок,

Расставил лапки – и молчок.

«Воронка»

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения  (в правую сторону, в левую сторону).

Мы крутили пальцем ловко,

Вышла ровная воронка.

«Солим суп»

Описание:  захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0527.jpg

Мы сегодня повара,

Суп солить давно пора.

«Моем ручки»

Описание:  захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0529.jpg

Моем руки чисто-чисто,

Моем руки быстро-быстро.

«Пересыпь соль»

Описание: пересыпать соль из одной ладони  в другую.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0543.jpg

Соль, пересыпайся,

Да не просыпайся.

 

«Хлопки»

Описание:  похлопывать ладонями о соляную поверхность.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0519.jpg

Хлопайте ладошки соляные крошки,

Крепко прижимайте, быстро убегайте.

«Кулачки»

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0525.jpg

Мы соль в кулак зажали,

И крепко подержали.

«Горка»

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0774.jpg

Ладонью строим горку,

Красиво, быстр, ловко.

«Цыплята»

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0776.jpg

Травку дружно мы клюем,

Червячка сейчас найдем.

«Гуси»

Описание: пальцы щипают соль.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0770.jpg

Щиплют гуси травку дружно,

Торопиться им не нужно.

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

 

 

Игры для пальцев рук.

«Ловим рыбку».

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

«Построим замок»

         С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.         

«Художники»

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

«Угадай-ка»

Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости  находятся разные предметы).

«Кладоискатели»

Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.

         

        Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли  с одной стороны,  несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень  интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности  в группах детского сада, а также  родителям для домашней организации досуга детей, их  оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки. Данный комплекс упражнений будет полезен детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0521.jpg         C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0531.jpg

Домаркова Наталья Владимировна учитель – логопед МБДОУ « ДСОВ №20» г. Усинска



Предварительный просмотр:

                                                                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 20»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 20 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск

 карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение

ЧС 20 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Методическая разработка

Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда.

C:\Users\Пользователь\Desktop\соль соленая\IMG_7550.JPG

Составитель  учитель-логопед

Н.В.Домаркова

г.Усинск

2013г.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка - в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

         Используя нетрадиционные формы  и виды материалов в  данном направлении работы, стало понятно, что чем они разнообразнее и интересней, тем они вызывают у детей большее желание заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы  получаем  более высокий уровень развития речи ребенка. 

Работая в рамках преемственности между детским садом и школой, часто приходится слышать о недостаточной готовности руки первоклассника к письму. О проблеме недостаточной сформированности тонких движений пальцев говорит и мониторинг развития мелкой руки наших воспитанников. Этот вопрос волнует и родителей, но еще чаще тревожат их проблемы здоровья детей: частые простудные заболевания, быстрая утомляемость. Возникла необходимость задуматься над тем, каким образом на логопедических занятиях   можно не только устранять недостатки речевого развития детей, но и на более высоком уровне развить мелкую моторику руки и   дополнительно оздоровить воспитанников. Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств  (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов и т.д.), было принято решение использовать  натуральный природный материал -   морскую соль, внедряя тем самым на логопедических занятиях здоровьесозидающий компонент.

О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен  и т.д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

Учитывая все выше изложенные факты, был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. 

Цель.  Развитие мелкой моторики  и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.

Задачи:

  1. Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
  2. Подготовить руку  дошкольников к письму.
  3. Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
  4. Развивать воображение, внимание, усидчивость.

       Для использования солетерапии потребовалось провести предварительную подготовительную работу: приобретены контейнеры для соли разной величины, бумажные салфетки, пакетированная аптечная морская соль (без ароматических добавок), изучены (по согласию родителей, законных представителей) медицинские карты детей, с целью  изучения анамнеза.

С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер  с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными  свойствами.  Она не предназначена для использования.

Правила и требования к занятиям с морской солью:

1.   Чисто вымытые,  сухие руки.

2.   Открытие контейнера с солью  непосредственно перед занятием.

3.   Использование бумажных салфеток после окончания занятия.

 Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это  комплекс упражнений и  игр  для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.

Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и  сопровождаются словестной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком  ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей  дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

Упражнения для пальцев и кисти руки.

«Паучок»

Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.

«Воронка»

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения  (в правую сторону, в левую сторону).

 «Солим кашу»

Описание:  захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы, имитируя соление пищи.

«Моем ручки»

Описание:  захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними. 

 «Пересыпь соль»

Описание: пересыпать соль из одной ладони  в другую.

«Хлопки»

Описание:  похлопывать ладонями о соляную поверхность.

 «Кулачки»

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

«Горка»

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

 Игры для пальцев рук.

«Ловим рыбку».

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

«Построим замок»

         С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.         

«Художники»

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

«Угадай-ка»

Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости  находятся разные предметы).

Вывод.

         Систематическое использование данных упражнений и игр показало их эффективность. Воспитанники стали лучше штриховать, рисовать,  научились  правильно держать карандаш. При работе с бумагой, ножницами отмечается более умелое обращение с данными предметами.  Уменьшилась утомляемость руки при конструировании и рукоделии. Дети стали реже болеть простудными заболеваниями, что отмечается родителями, медицинскими работниками и  воспитателями. У этих воспитанников более быстро и качественно происходит коррекция нарушений звукопроизношения.      

       Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли  с одной стороны,  несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень  интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности  в группах детского сада, а также  родителям для домашней организации досуга детей, их  оздоровления и укрепления и развития мелкой моторики руки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

Использование инновационных образовательных технологий работе учителя-логопеда.

Домаркова Наталья Владимировна,

учитель-логопед МБДОУ

«ДСОВ № 20» г. Усинск

C:\Users\Евгений\Desktop\наташа\DSC_0551.jpg

                                                г.Усинск 2015

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому что овладение родным языком – жизненная потребность.  Применяя на протяжении многих лет только традиционные логопедические технологии, я испытывала некоторые трудности, неудовлетворенность в своей работе: хотелось быстрее поставить ребенку правильный звук, ввести его в речь, как можно лучше развить словарь, связную речь.  Современные дети  отличаются от своих  сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Поэтому возникла необходимость искать нестандартные подходы в своей логопедической работе. Изучая современную педагогическую литературу, интернетресурсы, опыт учителей-логопедов из других регионов России и ближнего зарубежья, а также используя личный жизненный опыт , я стала применять в своей работе  инновационные технологии.

Многие современные педагоги  и ученые находят положительный эффект во взаимодействии методов по укреплению здоровья детей и методов развития речи детей. Поэтому я активно применяю в своей работе здоровьезберегающие технологии.

Одна из них – биоэнергопластика. По данным ученных института физиологии детей и  подростков  им Кольцовой ,Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности.

При обучении детей  синхронным движениям использую следующие приемы и методы:

1.        Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок  и   наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.)

2.        Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей.

3.        Команды, сигналы для акцентирования  внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)

Для достижения наибольшего эффекта необходимо учитывать принцип этапности.

Первый этап: разучивание и выполнение упражнений для губ и языка.

Второй этап: разучивание и выполнение упражнений для кистей  и пальцев рук.

Третий этап: соединение  (сопряжение) движений губ, языка, кистей и пальцев рук.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Данные  упражнения помогают решать оздоровительные, познавательные, воспитательные и коррекционные задачи.

             Оздоровительные:  укреплять артикуляционный и костно-мышечный аппарат, развивать  координацию движений и моторные функции, развивать   ловкость, силу  и выносливость.

             Познавательные: развивать пространственные представления, переключаемость движений.

           Воспитательные: воспитывать и развивать  чувство  ритма, умение соблюдать правила выполнения упражнений.

           Коррекционные: развивать  артикуляционный  аппарат, формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Методические рекомендации по обучению детей сопряженным упражнениям.

           Основная задача выполнения данного комплекса упражнений  заключается в том, чтобы научить воспитанников  четко, правильно и синхронно  выполнять движения органов артикуляции, кистей  и пальцев рук.

 

 Основные движения для губ и языка:

- движения кончика языка из одного уголка рта в другой;

- движения кончика языка от верхней губы  к  нижней и обратно;

- щелчки языком;

- вытягивание узкого языка вперед и удерживание в таком положении (под счет до 5);

- удерживание широкого языка на нижней губе (под счет до 5)

- вытягивание губ вперед в виде трубочки;

- вытягивание губ в улыбку;

- широкое открывание рта  (положение губ принимает округлую форму).

Основные движения для кистей и пальцев рук:

- сжимание пальцев  в кулак и разжимание;

- движение указательных пальцев из стороны в сторону;

- соединение пальцев щепотью и вытягивание вперед;

- постукивания по поверхности стола каждым пальцем поочередно;

- постукивания кулаком правой руки в левую ладонь и наоборот;

- соединение пальцев обеих рук в замок;

- вращение сомкнутыми в замок кистями.

            Варианты соединения движений могут быть различными. Я  в своей работе использую следующие пары движений:

Движения органов артикуляции

Движения кистей и пальцев

Широкое открывание рта и зарывание.

Разжимание пальцев  из  кулака и сжатие в кулак.

Кончик языка движется из одного уголка рта в другой.

Указательные пальцы двигаются в направлениях движений языка.

Щелчки языком.

Кулак одной руки ударяет в ладонь другой руки. На каждый щелчок положение рук меняется.

Щелчки языком.

Постукивания пальцами по поверхности стола.

Вытягивание губ вперед в виде трубочки.

Вытягивание пальцев, соединенных щепотью.

Удерживание широкого языка на нижней губе.

Удерживание кистей рук с широко расставленными пальцами на поверхности стола.

         Ниже приведенный  комплекс упражнение составлен для воспитанников  средней и старшей групп. Стихотворное сопровождение делает упражнения более интересными  и запоминающимися. Данный комплекс может использоваться логопедами, воспитателями,  родителями. Особенно актуален он для детей, имеющих  нарушения опорно-двигательного аппарата.

         

  1. Упражнение «Лягушка»

Описание упражнения:

1.  Пальцы сжаты в кулак, рот закрыт.

2. Одновременно с широким открыванием рта пальцы разжимаются.

 «На лугу сидят лягушки

   Рты раскрыли две квакушки,

   Пальцы ловко разжимайте

   Комаров не пропускайте».

C:\Users\Евгений\Desktop\работа моя\наташа\DSC_0403.jpg

      2.   Упражнение «Комарики»

Описание упражнения:

  1. Пальцы сжаты в кулак, губы в улыбке.
  2. Одновременно с вытягиванием губ трубочкой, плотно сжатые пальцы выпрямляются.

«Длинный нос у комара

 Убегайте детвора,

 Губы трубочкой тяните

 Пальцы вместе вы держите».

C:\Users\Евгений\Desktop\работа моя\наташа\DSC_0404.jpg

  1.  Упражнение «Ежик»

Описание упражнения:

  1. Пальцы  рук в замке, рот закрыт.
  2. Одновременно пальцы выпрямить, язык «иголочкой».

«У ежа остры иголки

Наши пальцы тоже колки,

И язык наш стал иголкой

Держим ровно, долго-долго».

C:\Users\Евгений\Desktop\работа моя\наташа\DSC_0409.jpg

    4.     Упражнение «Лошадка»

Описание упражнения:

  1.  На  щелчок языка кулак бьет о ладошку, положение рук меняется с каждым последующим щелчком.

«Скачет весело лошадка,

 Цокает копытами.

 Кулачком в ладошку бьем,

 Языком щелчок даем».

C:\Users\Евгений\Desktop\работа моя\наташа\DSC_0407.jpg

    5.    Упражнение  «Часики»

Описание упражнения:

  1.  Пальцы сжаты в кулак кроме указательных, рот в улыбке, зубы разомкнуты.
  2.  Пальцы  и язык двигаются одновременно в  одну  сторону.

«Ходят часики тик-так,

Пальцы двигаются в такт.

И язык наш – вправо, влево

Двигается очень смело».

C:\Users\Евгений\Desktop\работа моя\наташа\DSC_0425.jpg

6.  Упражнение   «Барабан»

Описание упражнения:

  1. Одновременно при   произнесении  звука  д-д-д-д…, указательные пальцы барабанят о стол.
  2.  Возможно использование среднего пальца, безымянного, мизинца.

«Барабанит барабанщик:

Д-д-д-д-д-д-д.

Пальцы ровненько держи

Громко по столу стучи».

C:\Users\Евгений\Desktop\работа моя\наташа\DSC_0427.jpg

Я самостоятельно подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Я  привлекаю  внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.  Упражнения проходят в игровой форме, сопровождаются короткими стихотворениями.

Когда мы говорим о здоровьесбережении, невольно приходят мысли о закаливании детей, профилактических процедурах, о лете, когда наши дети болеют редко. А лето – это солнце и море. Эти рассуждения натолкнули меня на мысль об использовании в своей работе сухой морской соли, польза которой  известна давно. Она богата различными микроэлементами и минералами. Соль активно применяется в санаторно-курортном лечении.

 Поэтому я составила комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки в сухой морской соли. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки. Нахождение морской соли в помещении наделяет воздух полезными свойствами,  что благотворно влияет на органы дыхания.

Были разработаны некоторые  требования к занятиям с морской солью:

- дети приходят с чисто вымытыми и вытертыми насухо руками;

- контейнеры с солью открываются непосредственно перед занятием, так как соль впитывает влагу;

- после упражнений и игр с солью руки вытираются бумажными салфетками.

     Что же представляет  сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики?

Это комплекс упражнений для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли. А также различные игры с солью.  

      Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, я показываю их сама, сопровождая словестной инструкцией. Даю возможность воспитаннику потрогать соль, показываю, что она сыпучая, рассматриваем с ребенком  ее кристаллы ( у морской соли они довольно крупные), растворяем их в воде, рассказываю о морской воде, т.е. организую некоторую исследовательскую деятельность. Это вызывает у детей  дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире .

     Использую такие упражнения:

  •   «Хлопки» - похлопывания ладонями по соляной поверхности;
  •  «Столбики» -  погружение поочередно пальцев в соль;  
  •  «Кулачки» - захватывание соли кистью руки;
  •  «Посолим кашу» захватывание соли щепотью;
  •  «Паучок» - погружение подушечек пальцев в соль;
  •  «Пересыпь соль» - пересыпание соли из одной ладошки в другую;
  •  «Горка» - сгребание соли ладонью в горку;
  • «Воронка» - вращение указательными пальцами в соли;
  •  «Помоем ручки» - легкое растирание соли между ладонями    

На одном занятии выполняется  3-4 упражнения. Они делаются  каждой рукой поочередно, повторяя по 5-7 раз каждое действие. Можно выполнять упражнения сразу двумя руками.

 C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0521.jpg                     C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0531.jpg

C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0527.jpg                    C:\Users\Viktor\Desktop\Новая папка\DSC_0529.jpg

Упражнения выполнятся в игровой  форме  и сопровождается стихотворением.

Игры в морской соли способствуют развитию воображения ребенка и формированию связной речи, так как, сопровождая свои игровые действия речевыми высказываниями, воспитанники активизируют свой словарный запас, продолжают овладевать навыками правильного построения предложения.

Игры для пальцев рук.

«Ловим рыбку».

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

«Построим замок»

         С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.         

«Художники»

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

«Угадай-ка»

Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости  находятся разные предметы).

«Кладоискатели»

Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.

        Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли  с одной стороны,  несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень  интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности  в группах детского сада, а также  родителям для домашней организации досуга детей, их  оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.

Валеологический подход к решению задач по воспитанию правильной речи предполагает использование технологий, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примеры использования таких технологий я нашла, знакомясь с образовательным проектом «Речь. Развитие. Здоровье.», который предлагают педагоги и ученые г. С-Петербурга. Примером может служить использование даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук (сочетание звуков)  и цвет подобраны  для снятия напряжения в определенной группе органов. Звуки произносятся в нижеизложенной последовательности на длительном выдохе.

  1. С-с-с-с               легкие             белый                      сухой холод
  2. Чу – у-у-у         почки               голубой                   влажная прохлада
  3. Ш-ш-ш-ш          печень             зеленый                  свежий ветер
  4. Ха-а-а-а             сердце              красный                 жара
  5. Ху-у-у-у            селезенка         желтый                    теплая влага
  6. Хи-и-и-и     «тройной обогреватель» - система, связывающая работу органов тела, расположенных на трех разных вертикалях тела: верхний - сердце, легкие; средний – селезенка и желудок; нижний – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом не имеет.

Чем полезна  эта технология для речевого развития? Прежде всего тем, что формирует правильное речевое дыхание, на основе которого развивается мелодико-интонационная сторона речи. Закрепляем так же  правильное звукопроизношение. Так как при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти определенный  цвет,  для воспитанников в помощь использую изготовленный мною наглядный материал  -  иллюстрации, изображающие белое облако, голубые незабудки, зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Новадля презентациия папка (3)\DSC_1751.jpg     C:\Users\Пользователь\Desktop\Новадля презентациия папка (3)\DSC_1752.jpg      C:\Users\Пользователь\Desktop\Новадля презентациия папка (3)\DSC_1753.jpg

Применение   вышеизложенных технологий имеет положительное воздействие на речь ребенка и его здоровье 

Использование инновационных технологий вызывает у детей интерес в нашей с ними совместной деятельности, снижает утомляемость, повышает познавательную активность, что приводит к хорошим результатам по устранению недостатков речевого развития, которые отражены в таблице.

                       

                                Список использованной литературы.

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. М, Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  3. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка  говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей.- М.; ТЦ Сфера, 2010.

                                                                                 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

Мастер-класс "Инновационные логоритмические приемы использования сопряженной гимнастики рук и языка у детей с ТНР в работе с родителями"

Мастер-класс раскрывает особенности проведения сопряженной гимнастики рук и языка с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Представлены логоритмические игры и  упражнения, которые родители могут ипс...

Комплекс эффективных упражнений для растяжки короткой уздечки языка

Комплекс артикуляционных упражнений для растяжки короткой уздечки языка...

Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук

Подбор упражнений для мелкой моторики пальцев рук, по тематическим темам недели....

Сопряженная гимнастика пальчиков и языка.

laquo;Рука – это своего рода внешний мозг» - КантАктуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие ...

Комплексы упражнений для самомассажа ладоней и пальцев рук грецкими орехами.

Комплексы упражнений для самомассажа ладоней и пальцев рук грецкими орехами.Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, которая определена Федеральным Государственным общеобразовательным станда...