Занятие «Составление рассказа по скороговорке»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Данилюк Ольга Николаевна

 

Составление детьми рассказа по скороговорке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Составление рассказа по скороговорке»

Программные задачи:

  • связная речь: формировать навыки связной речи;
  • словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;
  • звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

Материалы:

  • 6 пирамидок (елочек, кубиков);
  • предметы и игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки [с] и [ц]).

Ход занятия

Игра «Скажи какой»

Воспитатель: Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Послушайте стихотворение М. Щеловановой.

Утро

Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

Вопросы

  1. О чем говорится в этом стихотворении?
  2. Что сказано про первый день в стихотворении, какой он?
  3. Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова близкие по смыслу.
  4. А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите близкие по смыслу слова.
  5. Что еще может быть хмурым?
  6. Что может быть солнечным?

Есть еще слова, которые называют, что делает человек или что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому?

Дети отвечают.

А есть такие слова и выражения, которые доносят смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом. Это я проснул сестричку. Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать?

Дети отвечают.

Как надо сказать правильно? Дети отвечают.

Вы научились произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки. (В случае затруднения беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков, например [а], [у], [и].) А теперь произнесите звук [с] протяжно.

Хоровые и индивидуальные проговаривания.

Попробуйте громко произнести другой звук — [ц].

Хоровые и индивидуальные проговаривания.

Сейчас я буду произносить звук [с] или [ц], а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произнесу звук [с] - похлопают в ладоши девочки, а если звук [ц] — похлопают в ладоши мальчики. (Поочередно произносит звуки, прикрыв рот лис том бумаги.)

Дети отвечают.

Отгадайте загадки: «Четыре братца под одной крышей стоят».

Дети. Стол.

Почему вы думаете, что это стол?

Дети отвечают.

Какой первый звук в слове стол?

Дети отвечают.

Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные».

Дети. Пальцы.

Почему вы думаете, что это пальцы?

Дети отвечают.

Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками:

со-со-со — нам сменили колесо,

цо-цо-цо — снесла курица яйцо.

Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.

Вы хорошо слышите и различаете звуки [с] и [ц]. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук [с] хлопают в ладоши девочки, на звук [ц]— мальчики.

(Прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит медленно с небольшими паузами.) Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец.

Ответы групповые. По последним трем-четырем словам ответы индивидуальные.

Проводится физкультминутка.

В стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком [с]. Послушайте:

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

                                   С. Маршак

Послушайте еще раз. В этом стихотворении столько слов со звуком [с], сколько на столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком [с] из этого стихотворения. Кто назовет правильно, получит пирамидку.

Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова со звуком [с] выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд. Аналогичная работа со звуком [ц] проводится по стихотворению «Курица и цыплята» (А. Капралова): «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница».

Воспитатель дает задание придумать короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». Заслушивает три рассказа, дает им оценку.

Воспитатель: Послушайте и повторите скороговорку «Из соседнего колодца целый день водица льется».

Хоровые и индивидуальные повторения; громко, тихо, шепотом. Аналогичное задание дается на скороговорку «Скворцы и синицы — веселые птицы».

Сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее слово договаривать не буду. Вы доскажете его сами.

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело... (солнце).

Слышу, лиса, про твои... (чудеса).

А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь».

Игра «Угадай на ощупь»

Воспитатель: У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук — [с] или [ц] — слышится в слове.

Отвечают те, кто вызовется сам.

Игра «Найди точное слово»

Воспитатель: Угадайте, о каком предмете я говорю: круглое, сладкое, румяное.

Дети отгадывают.

Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только, по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

Дополните другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... Еще какой?

Дети отвечают.

Сахар сладкий, а лимон ... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).

Назовите, какие вещи в комнате круглые (высокие, низкие).

Дети отвечают.

Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба ... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... (низко). Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь... (близко). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты... (храбрец). Теперь «начало» я скажу — Ну, отвечай... (конец).

Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.

Дети выполняют задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"

Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....

Конспект занятия. Составление рассказов из личного опыта" Много у бабушки с нами хлопот"

Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста..Формирование любви, заботы, доброты....

Занятие «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворений...

Занятие «Составление рассказа на заданную тему»

Составление рассказа на заданную тему...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление рассказа по скороговорке"

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление рассказа по скороговорке"...

Составление рассказов по скороговоркам

составление рассказов на темы скороговорок по Ушаковой...


 

Комментарии

Хашабова Алёна Даниловна

Очень хорошее занятие!