Формы взаимодействия логопеда ДОУ с родителями
статья по логопедии по теме

Чертенкова Оксана Александровна

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, часто бывают неинтересны и малоэффективны. Мы уверены, что в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_logopeda_s_roditelyami.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей по формированию звукопроизношения мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как  направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

Мы уверены, что в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Начинается работа с диагностики детей и анкетирования родителей.

                         

                                     Анкета для родителей

                                       

                                                  Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения.        Вопрос №1. Интересует ли Вас тема опроса?        

•    Считаю важной;

•    Считаю второстепенной

•    Не интересует совсем.

Вопрос №2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка?

•    Правильное речевое дыхание;

•    Выразительное и правильное интонирование речи;

•    Правильное произношение звуков родного языка;

•    Владение культурой речи;        

•    Звуковая культура речи не является проблемой для моего ребёнка.                      

Вопрос №3. Есть ли у вашего ребёнка нарушение в речевом развитии?

•        Да;

•    Нет;

•    Не обращал(а) внимания.

Вопрос №4. Если у ребёнка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразно делать?

•   Обратиться за советом к воспитателю;

•   Заниматься с ребёнком самостоятельно;

•   Проконсультироваться с логопедом;

•   Регулярно заниматься с логопедом;

•   Не обращать внимания;

•         Другое _______________________________________

  Вопрос №5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и будущем?

•    Нет;

•    Затруднит в общении со сверстниками в детском саду;

•    Помешает полноценному общению с людьми в будущем;

•    Послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

Вопрос №6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

•   Достаточно занятий с воспитателем и логопедом;

•   Родители иногда должны заниматься с детьми;

•    Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя

рекомендации специалистов.

Вопрос №7. Согласны ли Вы выполнять со своим ребёнком домашние задания логопеда для наиболее успешного преодоления нарушений речи?

•   Да, согласен(сна);

•   Нет.

Вопрос №8. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?________________________________

_________________________________________________________________________

                                          Благодарим за сотрудничество!

 В ходе дискуссии за «круглым столом» мы определили наиболее оптимальные формы работы с родителями по формированию звукопроизношения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

   

                   Формы работы логопеда с родителями в ДОУ

                       по преодолению речевых недостатков.

  • Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
  • Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  • Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
  • Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
  • Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
  • Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
  • Выпуск газет для родителей  (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
  • Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
  • Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
  • Выпуск журнала для родителей  (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

         

              В работе с родителями широко используются                                                     вспомогательные наглядные средства:

- специальные "логопедические уголки";

- информационные стенды;

- тематические выставки книг;

- пособия, памятки, образцы выполненных заданий

       

     Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.

            Преимущество таких форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы взаимодействия логопеда и воспитателя в условиях дома ребенка»

Связь логопеда и воспитателей осуществляется по двум направлениям:— выбор темы,— определение уровня общения....

"Современные формы взаимодействия логопеда с родителями"

Формы работы логопеда с семьей многогранны....

Презентация по теме "Формы взаимодействия логопеда с воспитателями в ДОУ"

В презентации  представлены формы взаимодействия логопеда и воспитателей коррекционных групп в дошкольном учреждении....

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности  в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и обра...

Формы взаимодействия логопеда и воспитателя при работе с детьми с нарушениями речи.

С статье идет речь о формах взаимодействия воспитателя и логопеда....