Формы взаимодействия логопеда и воспитателя при работе с детьми с нарушениями речи.
статья по логопедии

С статье идет речь о формах взаимодействия воспитателя и логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия логопеда и воспитателя при работе с детьми с нарушениями речи.

        В начале работы логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляет структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.
      Основная задача этого периода - создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
      В процессе создания коллектива также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.
             Совместно с воспитателем логопед оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.
       После обследования проводится организационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы.   
      Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю.
     Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечнососудистую систему, нормализуют ее работу. А также рассказывает об основных требованиях логопедических занятий детьми:     
1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;       
2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей, с опорой на сознательность и активность детей, с использованием пособий, наглядных и технических средств обучения;      
3) занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения дошкольного возраста.     
4) на занятиях происходят тренировки правильной речи;                                 

5) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;      
6) на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.     
7) занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к ребенку и правильного его воспитания.
    
       Логопед проводит ежедневные занятия в утренние часы. Эти занятия могут быть фронтальными (12 детей) и подгрупповыми (6 детей). Кроме того, проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной от заикания речи.      
         Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со всеми детьми. На фронтальных занятиях, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду» (развитие речи, ознакомление с окружающим и природой, развитие элементарных математических представлений, занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию), у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.    
         Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи:      
- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;      
- обучение выполнению правил игр;       
- воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой  голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;     
- обучение элементам логопедической ритмики     
- коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
       На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драмматизаций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.                        

На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда могут входить:      
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;      
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук                                    - упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;      
- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;      
- лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.     

         Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок пусть, посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки).    
         На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.
         Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка, и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка, нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая шпаргалка для воспитателей, логопедов и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Данное пособие используется на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, логопедами, а также родителями старших дошкольников. Все речевые игры направлены на обогащение словаря всеми частями речи...

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по применению здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...

Выступление на педсовете: «Алгоритм взаимодействия педагогов, реализующих систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи».

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учрежд...

«Алгоритм взаимодействия педагогов, реализующих систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи».

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...