Причины и механизмы заболевания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

Иванова Ирина Георгиевна

В статье раскрываются причины и механизмы заболевания детей с синдромом дифицита внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Причины и механизмы заболевания детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

   Более высокая распространенность заболевания среди мальчиков, чем у девочек. Среди мальчиков 7 – 12 лет признаки синдрома диагностируются в 2 – 3 раза чаще, среди девочек. Среди подростков соотношения составляет 1: 1, а среди 20 – 25-летних – 1-2 с преобладанием девушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек варьируется от 6:1, 9:1.

   Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков м.б. обусловлена  влиянием наследственных факторов, а т.ж. более высокой уязвимостью плода мужского пола к патологическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария мозга мене специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении Ц.Н.С.

   Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание проявляется в виде нарушений внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто и поэтому не выявляются при одно – 2-х кратном наблюдении, соответственно не лечатся и имеют более неблагоприятный прогноз. В большей степени по сравнению с мальчиками у них выражены социальная дезадоптация, учебные трудности, личностные расстройства.

   Максимальное проявление симптомов заболевания приходится на возраст 7 – 12 лет как у мальчиков, так и у девочек. Наибольший % детей с синдромом отмечается в 5 – 10 лет. Пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5 – 7 и 9 – 10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

   В 6 – 7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематически школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов Ц.Н.С. и развитию дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями.

   Несмотря на многочисленные исследования, ясности в этом вопросе пока не достигнуто. На развитие синдрома влияет множество факторов.

   Наличие органического поражения ц.н.с. (пре – перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно – мозговые травмы) удается установить не у всех детей. Развитию заболевания способствует наследственная предрасположенность и неблагоприятное психосоциальное окружение ребенка.

   Большое значение для нормального формирования ц.н.с. имеют особенности  развития детского организма. Эти этапы постепенно усложняются, дифференцируются.

   В грудном возрасте у ребенка почти не развита психика, и на все воздействия он реагирует так называемыми соматическими и вегетативными компонентами. Повышается температура тела, рвотой, нарушением питания и др. Став старше, он достигает следующего уровня развития – психомоторного. Поэтому все неблагоприятные воздействия в 4 – 7 лет. возрасте вызывают нарушения двигательной сферы: появляется расторможенность, или, наоборот, заторможенность, могут появиться нарушения координации движений. На 3 уровне развития, при срыве которого могут появиться уже серьезные двигательные расстройства (гиперкинезы различной природы, тики, дискинезии). Обычно этот период соответствует возрасту 10 – 11 лет.

   Заболевание можно объединить в 3 большие группы:

  • Биологические,
  • Психосоциальные,
  • Генетические.

                     

Биологические и психосоциальные причины

   Биологические – существует достоверная связь заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а т.ж. в 1-е годы жизни.

   К факторам  пренатальной патологии м.б. отнесены токсикозы во время беременности, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционное заболевание во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус -  фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. На еще не родившегося ребенка влияют психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью, а т.ж. нежелание иметь этого ребенка.

   Большое значение имеет возраст родителей. Исследования показали, что риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 лет и больше 30 лет, а возраст отца превышал 39 л.

   На развитие заболевания влияют осложнения в родах: преждевременные, скоротечные или затяжные, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении – все может иметь отрицательные последствия на развитие ребенка. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной помимо асфиксии может повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков.

   У детей, родившихся с очень низкой массой тела, в раннем школьном возрасте гораздо чаще выявляются нарушения поведения с повышенной двигательной активностью.

   Любые заболевания в младенчестве, сопровождающие высокой температурой и прием сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревание мозга, которые продолжаются до 12 лет. Сотрясения, сильные ушибы, и травмы головы могут серьезно нарушить деятельность мозга в любом возрасте. Такие заболевания, как астма, частные аллергии, могут выступать как постоянные факторы, негативно влияющие на нормальную работу мозга.

   Биологические факторы играют решающую роль в первые два года жизни ребенка. Развитие ребенка во многом определяется характером его окружения, прежде всего в семье. Большое внимание оказывает психологический микроклимат: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей отражается на психике ребенка. Значение имеют и особенности воспитания – гиперопека, эгоистическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот, педзапущенность, могут стать причиной развития психопатии. Не последнюю роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность.

           Роль наследственной предрасположенности.

   У 10 -25 % больных отмечается наследственная предрасположенность к этому заболеванию.

   Родители гиперактивных детей на поликлиническом приеме нередко говорили, что в детстве у них наблюдались т.ж. особенности поведения, что и у их ребенка.

   В пользу наследственной природы синдром дефицита внимания свидетельствуют результаты генеалогических исследований. Изучения двигательной активности у близнецов показало, что корреляционная связь с этим признаком, у гетерозиготных (2-х яйцевых) низкой. На основании этого считается возможным предсказать наличие у второго гомозиготного близнеца гиперактивности.

   С развитием молекулярной генетики наследственная концепция получила новые подтверждения. Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанные с симптомами заболевания.

                 

                    Другие причины заболевания.

   Особенности питания и наличие искусственных пищевых добавок в продуктах т.ж. могут влиять на поведение ребенка.

   Эта проблема стала актуальной в нашей стране в связи со значительным импортом пищевых продуктов, в том числе и детского питания, не прошедших сертификацию. Известно, что они содержат большинство из них различные консерванты и пищевые добавки.

   Какое – то время «под подозрением»находился рафинированный сахар. Но тщательные исследования не подтвердили эти «обвинения». В настоящее время ученые пришли к окончательном заключению, что роль пищевых добавок и сахар в происхождении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью преувеличена.

   Если родители заподозрили какую – либо связь между изменениями в поведении ребенка и употреблении определенного продукта питания, то его можно исключить из рациона.

   В печати появились сведения, что исключение из рациона продуктов, содержащих большое количество салицилатов, снижает гиперактивных детей.

   Салицилаты находятся в коре, листья растений и деревьев (маслины, жасмин, кофе и др.), в малых количествах – во фруктах (апельсины, земляника, яблоки, слива, вишня, малина, виноград). Эти сведения так же  нуждаются в тщательной проверке.

   Диоксины – сверхъядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводов. Могут приводить к канцерогенному и психотропному действию, а т.ж. тяжелыми врожденными аномалиями у детей.

   Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству ц.н.с..  Соединение цинка и хрома играют роль канцерогенов.

   Увеличение содержание свинца – сильнейшего нейротоксина – в окружающей среде м.б. причиной появления поведенческих нарушений у детей.

   Можно привести еще много факторов, которые могут являться потенциальными причинами расстройства. При диагностике выявляется целая группа причин, т.е. природа этого заболевания носит комбинированный характер.

   В большинстве случаев причиной заболевания является наследственная предрасположенность, отягощенная неблагоприятным акушерским анамнезом.

         

            Механизмы развития заболевания

   Сторонники генетической концепции предполагают наличие врожденной неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль, в частности в области фронтальной коры и базальных ганглий. Роль нейромедиатора выполняет дофамин. В результате молекулярных генетических исследований у детей с выраженной гиперактивностью и нарушениями были выявлены аномалии в структуре генов дофаминового рецептора и дофаминового транспортера.

   Кроме генетической выделяют нейропсихологическую теорию. У детей с синдромом отмечаются отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Нарушение этих «исполнительных» функций, отвечающих за организацию деятельности, могут приводить к развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

   В результате проведенных нейрофизиологических исследований – ученые выявили, отклонения в развитии фронтальных отделов коры, и мозжечка. Эти нарушения приводят к задержке созревания функциональных систем мозга, ответственных за моторный контроль, саморегуляцию поведения и внимания.

   Нарушение метаболизма дофамина и норадреналина, выполняющих роль нейромедиантов  ц.н.с..

   Эти соединения влияют на деятельность основных центров в.н.д. : центр контроля и торможения двигательной  и эмоциональной активности, центр программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти. Нейромедиаторы выполняют функции положительной стимуляции и участвуют в формировании стресс – реакции. Дофамин и норадреналина участвуют в модуляции основных психических функций, что обуславливает возникновение различных нейро – психических расстройств при нарушении их обмена. Измерения дофамина и его метобалитов в спинномозговой жидкости выявили снижение их содержания у больных с синдромом. Содержание норадреналина, наоборот, было повышено. Исследования авторов показали нарушение обмена дофамина у гиперактивных детей.

                                                     

                                           Игры

  • «Будь внимателен» - ребенок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, н – р, «зайчики», «птицы», «лягушки».
  • «Волшебное слово» - ребенок выполняет упражнения за взрослым, но только в том случае, если тот говорит: «пожалуйста».
  • «Где, что было» - несколько предметов лежат на столе. Когда ребенок отвернется, один предмет убирают или переставляют.
  • «Съедобное - несъедобное».
  • «Колечко, колечко, выйди на крылечко».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Рекомендации для педагогов, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью...

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (в русской аб­бревиатуре — СДВГ, в других странах — ADHD). Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?...

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Материал может быть использован при подготовке консультации для родителей  по теме СДВГ....

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побу...