Советы воспитателям массовых групп по развитию речи
консультация (логопедия, средняя группа) по теме

Русина Валерия Валерьевна

В данной подборке представлены простые игры по развитию речи, которые могут использовать в своей работе воспитатели массовых групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_vospitatelyam_po_razvitiyu_rechi.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Рекомендации к обучению детей рассказыванию.        

 

         Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, которые помогают детям овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте шести лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приемы обучения с учетом возрастных  и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах («Как я провел(а) каникулы (лето, выходные дни)?»), о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональными и развернутыми.

При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у детей воспитывать доброе отношение к героям произведений, критическую оценку поступку отдельных персонажей. Используя серии картинок, важно научить детей устанавливать причинно – следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев. Для этого рекомендуется проводить игры типа «Что сначала, что потом?», «Разложи по порядку», «Путаница».

Необходимо широко использовать на первоначальных этапах разнообразные упражнения по закреплению навыков составления различных типов предложений:

а) по демонстрации действий («Я покажу, вы скажите», «Угадайте, кто что делает» и т.д.)

б) по вопросам («Кто что делает?», «Кто где?» и т.д.);

в) по картине;

г) по опорным словам («Предложение рассыпалось», «Живые слова»),

Желательно проводить эти упражнения в процессе игровых ситуаций. Достаточно распространенным приемом является оречевление детьми выполняемой серии действий. Это помогает выработать умение наблюдать, запоминать и в словесной форме рассказывать об увиденном. От составления простых предложений по моделям: кто? что делает? что? кому? чем? и  т д. можно переходить к использованию предложений с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Это дает возможность усваивать конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с разными придаточными. При этом можно обыгрывать любые режимные моменты и обыденные бытовые ситуации.

                             Рекомендации к формированию словаря.

При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков. На первоначальных этапах подбираются задания , выполнение которых подкрепляется действием. Предметный словарь имеет выраженный конкретный характер (покажи, принеси, выбери и т. д.); а действия легко поддаются демонстрации (подпрыгни, согни руку, присядь и т. д.). в процессе общения с ребенком можно задавать и провокационные вопросы, типа: «Что помогает птице летать? А у кошки есть крылья?» Необходимо закреплять обобщающее значение слов «Покажи всех, у кого есть крылья».

Для активизации словарного запаса детям предлагается:

А) самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

Б) закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;

В) подбор существительных, глаголов, прилагательных к словам – раздражителям («Какой? Какая? Какие?», «Что может … (летать, прыгать и т.д.)» и т.д.).

Занимаясь с детьми, возможны разные приемы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца.

Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы детям задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно – следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

                         Работа над грамматическим строем речи.  

В процессе занятий и в свободное время проводить игры на развитие грамматического строя речи. Это игры «Назови ласково», «Один – много», «Кого (чего) не стало?», согласование существительных с другими частями речи; игры на образование относительных и притяжательных определений: «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Какой? Какая? Какое? Какие?» хвост лисы – хвост (чей?) лисий и т. д.

          На что обращать внимание педагогам на занятиях по развитию речи?

                         - Грамотное построение вопросов педагогом.

- Показывать детям образец полного ответа и по возможности требовать этого от детей.

                               - Побуждать детей задавать вопросы.

          - Побуждать детей играть в ролевые игры, заниматься театрализованной  

                                                 деятельностью.

                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...

Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.

1.      Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....

Советы для воспитателей и родителей по развитию речи дошкольников.

Советы для воспитателей и родителей по развитию речи дошкольников Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.Речь объединяет люде...

Статья «Влияние средств массовой информации на развитие речи детей дошкольного возраста»

      В настоящее время все большее влияние на развитие дошкольника, в том числе и речевое, оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средс...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему:«Фольклор в развитии речи детей»

Особое внимание в младшем возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Н.Ф. Виноградова В статье ...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы по развитию речи «Путешествие в весенний лес»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о жизни леса, о растениях, о насекомых, животных и птицах. Уточнение и расширение словаря по теме.Коррекционно-разви...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...