Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

 

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:                                                                                                                                                                                  

  1. Обогащается словарь ребенка.
  2. Происходит становление речи средства общения.
  3. Совершенствуется функция содержащая коррекцию и развитие -целенаправленной деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_produktivnoy_deyatelnosti_effektivnoe_sredstvo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Виды продуктивной деятельности эффективное средство

формирования лексико-грамматической

стороны речи дошкольников.

Учитель-логопед Аносова Елена Юрьевна,

 МАДОУ № 9 « Алан» г.Набережные Челны РТ

В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов, оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией: алалией, дизартрией,  ринолалией, имеющих лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.                                                                                                                                                  Проведя анализ исследования детей, мы выявили четкую закономерность, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Это лишний раз подтверждает заключение М. М. Кольцовой, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, «влияние проприоцептивной импульсации с мышц рук так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области».

Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка-дошкольника с самого начала опосредованы языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения. При организации логопедической работы с детьми необходимо учитывать еще один психологический феномен — функциональные характеристики языка (социальные, интеллектуальные, личностные). Учет этих характеристик способствует реализации коммуникативного подхода в логопедическом воздействии.

Сочетание деятельностного и коммуникативного подхода наиболее эффективно, с нашей точки зрения, может реализоваться на логопедических занятиях (по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи) с включением элементов некоторых видов продуктивной деятельности (рисование, аппликация).

В логопедической работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста мы планируем и проводим лексико-грамматические занятия с включением видов продуктивной деятельности, используя разработанную С. А. Мироновой систему развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста, методические разработки Н. В. Нищевой. Мы разработали тематику занятий, оформили альбомы с методическим сопровождением (на каждого ребенка). Система занятий строится по принципу  от простого к сложному, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Педагогический  процесс носит  характер, доступности и находится в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Основополагающая задача применения продуктивной деятельности логопедических занятиях  состоит столько в том, чтобы научить детей, изображать  какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства  направленного на преодоление  присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развитие речи.

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:                                                                                                                                                                                  

  1. Обогащается словарь ребенка.
  2.  Происходит становление речи средства общения.
  3.  Совершенствуется функция содержащая коррекцию и развитие -целенаправленной деятельности ребенка.

А также в продуктивной деятельности  значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи, поскольку она приобретает практическую  направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно несколько анализаторов, что также положительно  влияет на речь.    

При планировании и проведении НОД соблюдаются определенные условия:

  • включенность занятий в лексическую тематику, что позволяет в работе по той или иной теме опираться на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей;
  • четкая, понятная речь взрослого;
  • обследование предметов;
  • проговаривание детьми всех выполняемых действий;
  • воспроизведение движений (в воздухе, на листе бумаги);
  • сравнение;
  • подробные вопросы к детям по продукту (результату) детской деятельности;
  • упражнения для развития мелкой моторики, координации речи с движением;

•        индивидуальный подход
Продуктивная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, то есть все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий. Похвала, одобрение, как правило, побуждают к дальнейшим положительным действиям.

Продукт (результат) детской деятельности является хорошим материалом для закрепления пройденной темы воспитателями в свободное от занятий время и дома родителями, поскольку в альбоме наглядно представлено, чем занимался ребенок на занятиях, в чем испытывает затруднения, даны вопросы к повторению речевого материала.

Данный вид логопедических НОД хорошо может вписаться в учебную работу любой современной программы по воспитанию и развитию дошкольников, так как они построены в соответствии с современными подходами к обучению

и воспитанию детей и направлены на развитие и совершенствование всех психических процессов.

КОНСПЕКТ  КОМБИНИРОВАННОГО НОД  В  МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ    ГРУППЕ

Тема: «Аппликация, рисование „Грузовик"»

Коррекционно-образовательные цели

Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»; обучение пониманию вопросов, заданных по картине; развитие речевой активности; формирование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели

Развитие диалогической речи, слухового и зрительного взимания, зрительно-пространственных функций, конструктивного практика, творческого воображения, мышления, тонкой и общей моторики, сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, ориентировка в пространстве); развитие и совершенствование навыков продуктивной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели

Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, доброжелательных отношений; воспитание усидчивости.

Оборудование

Магнитная доска; альбом и комплект геометрических фигур основных цветов на каждого ребенка; кисточки, клей, гуашь желтого цвета, черные карандаши.

Ход деятельности:

1. Организационный момент —

установка на положительное участие в НОД, создание проблемной ситуации. Логопед (демонстрирует сломанный грузовик).

Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине! Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик! (А. Барто)

Что случилось с грузовиком?
Дети. Он сломался.
Логопед. Давайте его отремонтируем.

2. Работа в альбомах.

•        Упражнение «Собери грузовик» — развитие зрительно-пространственных функций, мелкой моторики, сенсорных эталонов; уточнение и расширение словаря; развитие диалогической  речи.

Логопед демонстрирует детям геометрические фигуры, предлагает сначала показать, а затем назвать их. Привлекает внимание детей к тому,  что фигуры разных размеров и разных цветов. После этою логопед собирает на магнитной доске грузовик, называет его, предлагает детям назвать ею всем вместе, а потом по одному.

Дети собирают грузовик на альбомных листах. Логопед комментирует их работу, называет части грузовика: кабина, кузов, колеса.

•        Приклеивание готовых форм—развитие и совершенствование  навыков
продуктивной деятельности, мелкой моторики.

Логопед предлагает детям наклеить готовые формы грузовика на альбомный лист.

Логопед. Что нужно для выполнения этой работы?

Дети. Кисточка и клей.

В процессе работы, логопед просит детей комментировать свои действия.

Например:

  • Что ты делаешь?
  • Я приклеиваю кузов.

3. Подвижная игра «Грузовик» развитие подражательности, общей моторики, координация речи с движением.

Грузовик песок везет. Дети идут по кругу, изображая, что крутят руль. Удивляется народ: Останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, разводят руками, делают удивленные лица. «Вот так чудо-чудеса, Два раза наклоняют, голову вправо-влево

В нем песок под небеса». Тянутся на носочках, подняв руки вверх

4.        Продолжение работы в альбомах

Логопед. Что везет наш грузовик?

Дети. Песок.

Далее логопед предлагает детям нарисовать желтой краской на кузове грузовика округлую линию горку песка и закрасить ее. Затем провести черным карандашом внизу альбомного листа прямую горизонтальную линию дорогу.

5.        Работа по картинке (продукту
деятельности) —
развитие диалогической речи; обучение пониманию вопросов, заданных по картинке; развитие речевой активности; формирование
грамматического строя речи.

•   Беседа по вопросам

  • Это что? (Машина, грузовик.)
  • Что есть у машины? (Кабина, кузов, колеса)
  • Какого цвета кузов у грузовика? А кабина? Колеса?
  • Кто сидит в машине? (Шофер)
  • Где едет грузовик? (По дороге.)
  • Что он везет в кузове? (Песок)

6.        Итог .

Логопед беседует с детьми о том, что делали на занятии. Выслушивает ответы детей и поощряет их за проделанную работу. В альбом каждого ребенка вклеивается «Памятка для родителей» с целью закрепления речевого материала дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребёнка с учётом его возрастных особенностей(организация деятельности в домашних условиях).

КОНСУЛЬТАЦИЯ  «Совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребёнка с учетом его возрастных особенностей»  Организация деят...

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством различных видов продуктивной деятельности

Данная статья раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через различные виды продуктивной детской деятельности. Статья может быть интересна пе...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Технологические карты образовательной деятельности по всем видам продуктивной деятельности.

Технологические карты непосредственной образовательной деятельности по всем основным видам продуктивной деятельности на тему "Посуда"....

ВИДЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

1. Определение2. Разновидности 3. Основные формы проведения занятия 4. Всестороннее развитие малыша 5. Перечень умений 6. Занятия по рисованию 7....

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....