Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством различных видов продуктивной деятельности
статья (подготовительная группа) по теме

Крикунова Наталья Владимировна

Данная статья раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников через различные виды продуктивной детской деятельности. Статья может быть интересна педагогам дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов продуктивной деятельности»

Актуальность

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.        

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для дошкольника:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

В современных программах отмечается положительное влияние на развитие детей занятий продуктивной деятельностью. Действительно, во время занятий продуктивной творческой деятельностью у ребёнка развиваются психические процессы и личностные качества, происходит приобретение бесценного жизненного опыта. Но стоит помнить, что успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук.

Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем создание ребёнком чего-то нового, неповторимого. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок.  При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Особую роль играет рисование. Именно с него начинается творческая деятельность ребёнка. В процессе создания изображения происходит совместное развитие руки и глаза, так как на всех этапах необходим зрительный контроль. Рисуя инструментами, близкими по форме к тем, какие будут использоваться в школе, происходит формирование первоначальных графических навыков. Педагог помогает ребёнку правильно держать карандаш, обучая складывать большой, средний и указательный пальцы в «щепотку». С помощью рисунков воспитатель может отследить уровень и динамику развития мелкой моторики на каждом возрастном этапе. С самого зарождения детской психологии появилась идея о том, что детский рисунок является одним из средств исследования душевного мира ребёнка.

Также большой интерес для дошкольников представляет конструирование. В различных многочисленных постройках, как правило, отражена окружающая действительность. Важно отметить, что мышление во время конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. Так, создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения. Во время выполнения движений у ребёнка развивается мелкая мускулатура пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

Лепка является одним из самых распространённых и широко используемых средств. С одной стороны, лепка требует развитых восприятий и ощущений от ребёнка, а с другой сама способствует их совершенствованию. Главное её преимущество перед другими видами изобразительной деятельности заключается в том, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга.

Работа с бумагой один из любимых видов деятельности детей, так как бумага может стать основой для многих интересных игр. Педагоги и психологи отмечают, что разрывание, разрезание, сгибание и сминание  бумаги не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и носит терапевтический характер, благотворно влияя на нервную систему ребёнка. При выполнении различных работ пальцы становятся сильными и гибкими. Так, к примеру, уверенно пользоваться ножницами  в старшем дошкольном возрасте помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. Такая техника обработки бумаги как бумажная филигрань или квиллинг требует тонких, точных и ловких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.

Не стоит забывать и о том, что прививает любовь к природе и способствует развитию мелкой моторики такой вид деятельности как работа с природным материалом. Изготовление поделок процесс очень трудоёмкий и кропотливый, так как природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Мелкие и тонкие движения становятся более чёткими, быстрыми, точными и скоординированными. Кроме развития мелкой моторики рук, данные занятия способствуют развитию воображения, образного мышления, фантазии и необходимых навыков самообслуживания.

Заключение

В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети становятся  более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными.

 Список использованной литературы

  1. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.:«Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  3. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М.: ТЦ Сфера, 2009
  4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз» 2009.8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.:«Издательство Гном и Д», 2007.
  5. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  6. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  7. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Развитие мелкой моторики рук дошкольников через игровую и продуктивную деятельность

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности....

"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем  больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...