Консультация для педагогов
консультация (логопедия) по теме

Касакова Наталья Григорьевна

Развитие лексико-грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития

лексико- грамматического строя речи.

       Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны с развитием всех компонентов речи: фонетико- фонематического и грамматического строя речи.

       Развитие лексики в онтогенезе обусловлено так же развитием представлений ребенка об окружающей  действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами,  явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

     Формирование грамматического строя речи( словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен  уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа, и др.) так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщение этих правил и закрепления их в собственной речи.

     К школьному возрасту ребенок овладевает  в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Дидактические игры и задания для развития лексики у детей.

  1. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы( критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок включающих две группы предметов. Например: овощи и фрукты, домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, посуда и мебель, одежда и обувь ит.д.

  1. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы,  изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».                   Примерные серии картинок:

Капуста, слива, огурец, помидор;

Платье, юбка, шапка, брюки;

Лиса, кот, собака, корова;

Кукла, мишка, стол, паровозик; и т.д.

     Аналогичная игра проводится без использования картинок.

 Логопед предлагает детям назвать « лишнее слово», а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

     а) существительные

зима, апрель, весна, осень;

круг, квадрат, карандаш, треугольник;

слива, яблоко, помидор, абрикос;

лошадь, олень, корова, свинья.

     б) прилагательные

грустный, печальный, унылый, глубокий

храбрый, звонкий, смелый, отважный

желтый, красный, сильный, зеленый

     в) глаголы

думать, ехать, размышлять, соображать

налил, насорил, вылил, перелил.

  1. Игра «Назови одним словом».

Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : корова, свинья, кот, собака- домашние животные, и т.д.

  1. Игра « Назови части».

Возможны два варианта – по картинке и по представлению.

Логопед называет слово , предлагает представить  этот предмет и назвать его части. Например : кот- тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза,  усы, шерсть.

  1. Игра с мячом « Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Одеть- раздеть

Поднять-опустить

Бросить-поймать

Спрятать-найти

Дать-взять

Купить-продать

Налить-вылить.

  1. Выбрать из трех слов слова-«приятели».

Конь, собака, лошадь

Дом, улица, здание

Веселый, крепкий, прочный

Большой, красивый, огромный

Взять, схватить, идти

Торопиться, спешить, ползти

  1. Игра «Кто как передвигается?»

На картинках изображены животные, дети определяют их название, как они передвигаются.

Лошадь- скачет, змея- ползает, птица- летает, рыба- плавает, лягушка- прыгает.

  1. Игра « Кто какой голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет и т. д.

Методы работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников.

Формирование функции словообразования.

  1. Игра « Назови ласково»

Дом- домик

Нос-носик

Хвост-хвостик

Карандаш-карандашик

Забор-заборчик

Шкаф- шкафчик

Стакан- стаканчик

Блин- блинчик

Рукав- рукавчик

Лапа-лапка

Шуба-шубка

  1. Игра «Что для чего?»

Детям предлагается назвать предметы лежащие на столе ( хлеб, сахар, конфеты, мыло). Дети отвечают на вопрос –где хранятся эти предметы?       ( хлеб- в хлебнице, сахар-в сахарнице, конфеты- в конфетнице, мыло в мыльнице.

После называния предметов дети кладут их в ту емкость, в которой они хранятся.

Как называется посуда в которую кладут салат? (салатник)

Как называется посуда в которую кладут селедку? ( селедочница)

Как называется посуда в которую наливают соус?9 соусница) и т.д.

  1. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».

У лисы – лисенок

У ежа – ежонок

У кошки –котенок

У свиньи- поросенок

У слона- слоненок

У мышки- мышонок

У волка- волчонок

У коровы- теленок и т.д.

  1. Игра «Чем отличаются слова»

Логопед просит детей показать на картинках, кто…

Умывает- умывается

Прячет- прячется

Одевает- одевается

Обувает- обувается

Причесывает- причесывается .

  1. Игра «Правильно назови листья»

Лист дуба- дубовый

Лист осины-…

Березы-…

Клена-…

Липы-…

Яблони-…

Рябины-…

Смородины-…

Шишка ели-…

Шишка сосны-…

Сережка березы-…

Формирование функции словоизменения.

  1. Игра «Что без чего?»

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Задается вопрос «Что без чего?»

Стул без ножки.

Стул без спинки.

Кастрюля без ручки.

Платье без рукава.

Кофта без пуговиц.

Ботинки без шнурков.

Машина без колеса.

Шуба без воротника.

Чайник без носика.

  1. Игра « Кто где живет?»

На доске выставлены картинки с изображением жилища животных. Дети отвечают на вопрос «Кто где живет?»

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норе.

Лошади живут в конюшне.

Корова живет в коровнике.

Свиньи живут в свинарнике.

  1. Игра с мячом «Добавь слово»

Логопед называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Мишка сидит…

Пирамидка стоит…

Кукла лежит…

Лампа висит…

Дверь находится… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....