ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТНОГО КОМПЬЮТЕРА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_planshetnika.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная Коррекционно-развивающая работа на базе ИКТ ( логопедическая группа №5, воспитатель Ефимова Т. П.)
Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Обобщая данные педагогов-практиков и собственные исследования, можно с уверенностью отметить, что включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.
Активное проникновение в практику работы ДОУ компенсирующего вида информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучения, насыщенной ИКТ. Которая направлена на формирование вербальной самопрезентации и механизмов самокомпенсации при коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста, повышение общеречевой мотивации, развитие психологической базы речи и коммуникативно-познавательной потребности воспитанников, с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру.
Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
- реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),
- реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),
- увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),
- повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),
- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).
Положительное влияние компьютеризации на развитие дошкольников с нарушениями речи подчеркивают и многочисленные исследователи в сфере специального образования (В.П. Беспалько, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Л.Р. Лизунова, З.А. Репина и др.). Которые отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
ИКТ это - современный образовательный инструмент, который в руках педагога преобразуется в учебно-познавательную динамическую наглядность, позволяющую решить коррекционно-образовательные задачи на качественно новом уровне. Можно говорить о том, что на современном этапе развития, компьютеризация логокоррекционной деятельности, становится технической базой для реализации развивающей дидактики, системного индивидуального и дифференцированного воздействия, направленного на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и зоны ближайшего развития.
Ознакомившись с уже разработанной моделью коррекционно-развивающей деятельности с использованием икт, ( экспериментальная площадка на базе МБДОУ “Детский сад комбинированного вида “Солнышко” г. Долинска,)
в основу которой положены варианты учебных моделей авторов Ю.К. Бабанского, Н.В. Кузьмина,В.И. Гинецинского, и модель организации дошкольной логопедической службы автора О.А. Степановой,возникла идея построения системы индивидуальных специализированных занятий с использованием планшетного ПК в логопедической группе №5. В индивидуальные занятия сдетьми с ОНР были включены специализированные компьютерные технологии:
“Игры для Тигры” (авт. Л.Р. Лизунова) и “Мир за твоим окном” (авт. О.И. Кукушкиной, Т.К. Королевской, Е.Л. Гончаровой), поскольку они наиболее полно учитывают основные требования, предъявляемые к логопедическим компьютерным программам. Работая с вышеназванными мультимедийными пособиями, опираясь на их игровое содержание, формируем компоненты речи, развиваем память, мышление, воображение и такие личностные качества наших воспитанников, как самостоятельность, инициативность, ответственность, умение доводить начатое до конца, самооценку.
Форма специализированных занятий с использованием компьютерных технологий – индивидуальная, 1 раз в неделю при условии здоровьесбережения, поскольку дети с системными нарушениями речи имеют отклонения в состоянии здоровья и быстро утомляются. Время проведения занятий – 12-15 минут.
Примерный алгоритм структурно-временной организации индивидуального занятия:
- Организационный момент (введение: беседа, игровой момент)– 1 минуты.
- Подготовительные профилактические упражнения – 1- 2 минуты.
- Работа за компьютером - 8-9 минут.
- Физкультминутка – 1 минуты.
- Подведение итогов – 1 минут.
- Релаксационные игры – 1-2 минуты.
Включение планшетных ПК в индивидуальную логокоррекционную работу, позволяет разнообразить деятельность ребенка, сделать совместный процесс более интересным и познавательным. Основная цель работы на планшете - формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий у воспитанников.
Одним из важных условий, является соблюдение медико-педагогических требований к организации занятий: использование электронных презентации в образовательной деятельности не должно превышать 12-15 минут для детей 5-7 лет. Периоды и эпизоды компьютерных игровых упражнений должны быть не более 2-3 минут. Обязательное проведение зрительной гимнастики до и после использования компьютера в сочетании с двигательной активностью.
.
Список литературы
- Авторский коллектив ГОУ “ЦРР детский сад №2558”. Система и методика использования информационно-компьютерных технологий для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика. №4, 2011. С. 17-26.
- Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” №6, 2011. С. 6-21.
- Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” №6, 2011. С. 22-31.
- Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, – 2004.- №2 (22).
- Емченко С.А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. // Составитель Емченко С.А. – Южно-Сахалинск, Издательство ГОУ ДПО ИРОСО, 2012.
- Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда/ Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 479 с.
- Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2009. - 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
Квадраты Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи.
Презентация к игре "Квадраты Никитина"...
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....
Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи
Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи...
система работы по сказкатерапии «Использование сказкотерапии в коррекционнно-развивающей работе с детьми с нарушением речи»
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на...
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....