Обобщение опыта по развитию мелкой моторики у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Проскурня Марианна Валерьевна

Актуальность, задачи, этапы работы, результат по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта64.5 КБ

Предварительный просмотр:

        В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. У всех детей, имеющих нарушения речи, отмечаются неуверенная координация движений, пальцев, моторная неловкость, неточность движения, трудности усвоения двигательных программ и переключения, синкинезии, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Многие дети не любят рисовать, с трудом держат карандаш, особенно заметна моторная неловкость по занятиям аппликации и с пластилином. У детей вызывают затруднения застёгивание пуговиц, молний, завязывание узлов, бантов. В школе у таких детей очень медленный темп письма, петельки и крючочки неровные, нажим неравномерный, буквы разного размера и не на рабочей строке.

        Проблема развития мелкой моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот). Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление). Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики, пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма.

        Учитывая важность проблемы, я сделала вывод, что руку ребёнка необходимо развивать, особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

        В начале учебного года было проведено обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества, и выявление типологии нарушений. Использовались такие задания:

  • Кинестетический практикум «Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатик».
  • Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, сминание комочков).
  • Сила тонуса (сжатие рук взрослого одной, второй рукой).
  • Координация движений (вдеваем нитку в иголку, упражнения «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»).
  • Обследование щепоти (катание шарика, упражнение «Посолим суп».

Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень:

Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима.  Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.

Средний уровень:

Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще ) или слабый (реже ) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.

Низкий уровень:

Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают. 

        В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо, её развитие отстаёт от нормы. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки. Дети не умеют воспроизвести из пальцев заданную позу, не могут её удержать, нарушен мышечный тонус (повышен или понижен). В результате был написан план коррекции (см. в приложении «Проект «Умные ручки»), основанный на результатах диагностического обследования, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также специфики их речевого заключения.

        В своей работе я ставила такие задачи:

  • выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
  • модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;
  • внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
  • развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
  • совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
  • развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
  • сформировать элементарные специфические графические навыки;
  • развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
  • формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Поставив перед собой цель и задачи и исходя из личного опыта, была создана необходимая развивающая среда: подобрано оборудование для реализации поставленных задач, создан набор нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики, мышечного тонуса, двигательных координаций, тактильных ощущений; исследовано, адаптировано инновационное оборудование, подобраны специальные методы и приёмы воздействия, отобраны наиболее эффективные методы и приёмы, разработаны игры с песком, сочетающие задания на автоматизацию поставленных звуков, обучение грамоте и развитие мелкой моторики; создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

В течение года большой интерес вызывали у детей пальчиковые игры и упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, которые оказывали оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшали функцию рецепторов проводящих путей; пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, которые способствовали хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков; театрализованные («театр в руке») игры, развивающее общий тонус, внимание, память, воображение; показ при помощи рук различных изображений (очки, стул, зайчик, буквы и т.д.); обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфетки, газета, картон).

Помогали скоординировать движения обеих рук: выкладывание из крупы различных фигур, цифр, букв, узоров, выполнение аппликаций из природного материала, создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей (ниткопись), наматывание нитки на катушку, на клубок.

Мускулатура пальцев, ручная умелость развивалась на занятиях пластилинографией, бисерографией, тестопластикой, лепкой, в играх с прищепками, в развязывании и завязывании бантов, узлов, в упражнениях с эспандерами.

Развивали сенсомоторную координацию с помощью игр-шнуровок (усваивали понятия «слева - справа», «сверху – снизу»), нанизывали бусины, бисер, сматывали клубки, застёгивали пуговицы, молнии, крючки, работали с проволокой, конструировали из палочек, спичек, плели крючком косички, перебирали чётки, закручивали гайки, пробки, запускали волчки различной величины.

Тактильные ощущения развивали с помощью нахождения мелких предметов в емкостях с фасолью, горохом (сухой бассейн), играли в «Чудесный мешочек», определяли, что в мешочках (песок, крупа, соль…), играли с тактильными дощечками.

С помощью резинок различной упругости, штампов, брёвнышек, самомассажа пальцев рук с помощью шестигранного карандаша регулировали мышечный тонус пальцев рук.

Активно использовали в работе су-джок терапию, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажёра способствовало активизации деятельности у заторможенных детей и успокаивало гиперактивных.

Благоприятные воздействия на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывали игры с предметами (пирамидки, вкладыши различного типа, матрёшки, мозаика, конструкторы, игры с карандашами).

Особое внимание уделяли упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в различных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают необходимые графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), у них развивается мыслительная деятельность, внимание, память, вырабатываются нужные для письма качества движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха), развивается зрительное восприятие.

Наряду с традиционными игровыми пособиями апробировались инновационные игровые пособия для развития и коррекции немецкой фирмы «Logo». Детям очень полюбились игры «Зоопарк из Тарамбуко», «Книга-лабиринт», «Магнитный лабиринт», «Забей шарик», «Сенсино», «Сырный ломтик». Пережить массу захватывающих впечатлений, ощутить радость творчества позволяли увлекательные игры «Рисуем на песке» (см. приложение). Дети с удовольствием играли в «Конструктор букв», «Пассадо», «Шнур-затейник», «Шнуры-грамотеи», «Геоконт». Особый интерес вызвали у детей планшетные игры «Нарисуй фигуру», «Пчёлки», «Пузыри».

В непосредственную образовательную деятельность включаю физкультминутки, сочетающие движение и речь. Текст составляю так, чтобы в одной физкультминутке содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались с произносимыми стихами.  Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительное влияет на слуховое восприятие. Использование физминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Работа с родителями – это одно из важных направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, подготовки руки к письму. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Было проведено анкетирование родителей по проблеме, выявлен запрос родителей. Подготовлена презентация для родителей «Умные ручки», о значении мелкой моторики, о том, как проявляются недостатки развития мелкой моторики, какие правила при работе с детьми надо использовать, как мы в детском саду развиваем детские пальчики; подготовлены памятки для родителей с рекомендациями о том, как развивать мелкую моторику дома (см. приложение). На родительском собрании по проблеме развития моторики родители придумывали, как с помощью предметов, которые можно найти дома, развивать детские ручки. Использовались и другие формы работы с родителями по развитию у детей мелкой моторики: семинары-практикумы, индивидуальные консультации, открытые просмотры, выставки пособий, папки-передвижки, выставки детских работ.

Для эффективности коррекционной работы я соблюдала принципы:

Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.

Принцип развернутости освоения навыков.

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

  • Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  • Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  • Работу провожу регулярно, систематически.
  • Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  • Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
  • Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
  • Все игры проводятся так, чтобы они приносили только положительные эмоции.

Успешность работы во многом зависит не только от использования этих правил в работе с детьми, но и от тесного взаимодействия всех специалистов, воспитателей логопедической группы. Использовались такие формы работы со специалистами и воспитателями:

  • Совместное обследование детей
  • Мастер-класс
  • Семинары-практикумы
  • Консультации для воспитателей, специалистов
  • Открытые просмотры
  • Совместное изготовление пособий
  • Проведение интегрированных занятий
  • Совместное планирование работы
  • Взаимопосещение

В конце года в результате итоговой диагностики выявлено, что у детей движения пальцев стали более ловкими, скоординированными, дети в основном регулируют нажим карандаша, могут воспроизвести и удержать заданную позу пальцев рук. Амплитуда движений достаточная, не на достаточном уровне пока скорость и точность выполнения упражнений.

Все полученные результаты я занесла в таблицу:

«Развитие мелкой моторики руки».

 

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Начало уч.г.

-

11 %

89 %

Конец уч.г.

33 %

56 %

11 %

В подготовительной группе мы продолжаем работать над развитием ручной умелости и постараемся, чтобы к моменту поступления детей в школу развитие мелкой моторики у них соответствовало возрасту, чтобы дети могли справиться со всеми нагрузками, которые их ожидают в процессе выполнения различных заданий, чтобы дети не испытывали затруднений при обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Цели, задачи, методы....

Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Система работы по развитию мелкомоторных навыков у детей раннего возраста....

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....

Обобщение опыта Тема : «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством пластилинографии»

quot;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский     Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредств...