Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»
материал по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

Веселова Светлана Анатольевна

Цель программы:

Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_na_forum_2014.doc46.04 КБ
Файл Презентация2.81 МБ

Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ФОРУМ

работников образования и культуры Ковдорского района

«Модернизация муниципальной системы образования

в контексте ФГОС»

Обобщение  опыта работы

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Воспитатель

МБДОУ Детский сад №14 «Солнышко»

Веселова С.А.

Ковдор, 2018

        Актуальность. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития, развитием речи, памяти, внимания и мышления. Наиболее актуальным является развитие мелкой моторики для детей с нарушениями зрения, с которыми я работаю с 2013 года,  т.к. в условиях зрительной недостаточности,  дети  данной категории, испытывают трудности в овладении приёмами продуктивной  деятельности, зрительного восприятия окружающего мира. Неумение отобразить свои жизненные впечатления мешают ребёнку с нарушением зрительного восприятия  создать яркий и выразительный образ. Ведь не каждому из них дано овладеть кистью или ножницами; кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы, с трудом осваивает пространственные понятия. Исходя из тех трудностей с которыми мне пришлось столкнутся, я определила тему самообразования: «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии».

Цель программы:

Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей.

        Задачи программы:

  1. Развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук.
  2. Обогащение чувственного опыта детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.

      Предполагаемый результат программы:

  • владение элементами массажа, самомассажа кистей рук.
  • Знакомство с предметами и материалами различными по текстуре.
  • Овладение различными техническими приемами и способами работы.
  • Воспитание культуры.
  • Развитие творческих способностей и навыков декоративного искусства.
  • У детей сформированы  коммуникативные навыки. Они умеют устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

 Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование  комбинированных техник.

Пластилинография  способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Для того чтобы вести работу планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы:

1 этап – Организационный

На первом этапе я изучила методическую литературу по данной теме. Совместно с дефектологом  подобрала диагностические методики для выявления уровня развития мелкой моторики детей,  провела диагностику. Мною была разработана программа дополнительного образования «Умелые ручки».

На втором этапе, основном, проводилась работа с детьми, с совместной деятельности, индивидуально, в рамках кружковой работы- это апробация авторских наработок, конспектов совместной деятельности.

 На третьем этапе, обобщающем, проводила анализ и обработку полученных результатов, составила творческий отчёт.

Работу с детьми я построила таким образом:

  1. С наиболее простых, таких как:
  • дети осваивали приемы ощипывания маленького кусочка пластилина от целого куска
  • надавливать, вдавливать, размазывать подушечкой пальца, работать на ограниченном пространстве.
  •  рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
  • рисование мазками;
  •  заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.

 Более трудоёмкие и требующие усидчивости занятия:

  •  Процарапывание по пластилину
  • Осваивали прием вливания одного цвета в другой
  • Самое главное, учились выполнять коллективные работы, и действовать по словесному указанию воспитателя

      Работа с пластилином имеет свои правила, которые обязательно нужно выполнять.  С повторения этих правил я начинаю каждое занятие по работе с пластилином. Дети знают эти правила наизусть и с удовольствием выполняют их. Работа с пластилином требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим физкультминутку.

     Наша деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой жизни.

     В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей:

    Наглядные – наблюдение, показ, образец;

    Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;

    Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Работа проводилась в сотрудничестве  с другими педагогами: учителем дефектологом.  Провела консультации для педагогов детского сада на тему:

● «Важные секреты по работе с пластилином»;

● «Разновидность пластилина и инструменты для лепки».

В результате проделанной работы мною была проведена диагностика по развитию мелкой моторики рук через пластилинографию, которая показала следующие результаты (схема)

начало учебного года показатели составили:

 ● высокий уровень – 3 %

  ● средний уровень – 27%

   ● низкий уровень – 70%

  к концу года:

 ● высокий уровень – 20 %

  ● средний уровень – 50%

 ● низкий уровень –30%

Таким образом, уровень развития детей гораздо выше. Результаты диагностики показали, что развитие мелкой моторики вследствие проведенной работы заметно улучшились.

Контакт с родителями и достижение полного взаимопонимания неизбежные условия эффективности в воспитании и обучении детей. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Разработала тематику консультаций по вопросам развития мелкой моторики рук:

 ● Важные секреты по работе с пластилином.

 ● Как выбрать пластилин, его разновидность.

 ● Занятия с пластилином в домашних условиях.

 ● Пластилиновая картина – процарапывание по пластилину.

     Совместное участие в различных конкурсах: Всероссийский конкурс творческих работ , г. Челябинск (Благодарственное письмо), в Открытом фестивале детского и юношеского творчества «Мой мир» , г. Ковдор ( Диплом),Вснроссийский фестиваль – конкурс юных дарований «Алмазные грани» , г. Екатеринбург (Диплом), Всероссийский фестиваль конкурсных идей «Проектная деятельность в ДОУ» , г. Чебоксары (Свидетельство).

Уровень участия родителей заметно вырос. Родители стали проявлять большой интерес, принимать активное участие в совместных мероприятиях.

Планомерная и целенаправленная работа по теме «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии», проводимые занятия с детьми, мероприятия с родителями, специалистами, использование эффективных методов и приёмов позволили достичь поставленной цели и высоких результатов в развитии детей.

Мой небольшой, пока еще, опыт по работе над данной темой уже показывает, что одним из наиболее важных условий развития мелкой моторики и художественного творчества является разнообразие и вариантность, новизна обстановки, а так же необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. В этом учебном году планирую продолжать работу по данной теме .

Список литературы

1.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

2.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

3.  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. - СПб.: КОРОНА-Век, 2007.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сентябрьский педагогический форум работников образования и культуры Мурманской области Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии » Воспитатель МБДОУ №14 «Солнышко» Веселова С.А.

Слайд 2

Цель : Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук

Слайд 3

Задачи: Развитие тонкой моторики пальцев; Обогащение чувственного опыта детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности

Слайд 4

Предполагаемый результат программы : Владение элементами массажа, самомассажа кистей рук. Знакомство с предметами и материалами различными по текстуре. Овладение различными техническими приемами и способами работы. Воспитание культуры. Развитие творческих способностей и навыков декоративного искусства. У детей сформированы коммуникативные навыки

Слайд 5

Этапы работы: Организационный; Основной; Обобщающий.

Слайд 6

Свою работу строила так:

Слайд 9

Правила работы с пластилином: лепку выполнять только на специальной доске; пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус; хранить пластилин в коробочке, отдельно от книг и тетрадей; после работы вытрите руки салфеткой, потом помойте руки теплой водой.

Слайд 10

методы (с учётом индивидуальных особенностей детей): Наглядные; Словесные; Практические.

Слайд 13

консультации для педагогов детского сада на тему: «Важные секреты по работе с пластилином»; «Разновидность пластилина и инструменты для лепки».

Слайд 14

Диагностика:

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг, как средство развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Пригодиться для работы с детьми с ОВЗ

Данная статья  о пальчиковом играх и использование их в своей работе. Пригодиться педагогам для работы с детьми с ОВЗ...

Из опыта работы "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук ребенка - один из показателей психического развития ребенка....

План по самообразованию: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пластилинография способствует развитию ребенка. Дети любят лепить из этого мягкого материала, создавать интересные работы. Такие занятия помогут ребятишкам развивать мелкую моторику, творческие навыки...

"Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)

quot;Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" (опыт работы)...

Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....