Развитие фонематического слуха у дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Тетёркина Татьяна Наркисовна

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_slukha.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У  ДОШКОЛЬНИКОВ

        Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».

        Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  1. Чудо – звуки. Прослушайте с ребёнком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра; осенью можно услышать как шуршат листья, шумит дождь; летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки и пчёлы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей. А ещё запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.

  1. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребёнок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами. Постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1 – 2 до 7 – 10.

  1. Узнай свой голос. Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребёнка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребёнок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребёнок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

  1. Выдели слово.  Предложите ребёнку хлопать в ладоши (или топать ногой) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

  1. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь) и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

  1. Подумай, не торопись. Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность:

а) подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол»;

б) вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» (воробей, грач);

в) подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний А;

г) предложите ребёнку назвать предмет в комнате с заданным звуком:

- что заканчивается на А?

- что начинается с С?

- в середине слова звук Т.

Можно использовать картинки или иллюстрации.

  1. Шутки – минутки. Вы читаете ребёнку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребёнок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.

За окошком зимний сад,                   Кот плывёт по океану,

Там листочки в бочках спят.             Кит  из блюдца ест сметану.

Мальчишек радостный народ           Божья коробка полети на небо,

Коньками звучно режет мёд.             Принеси мне хлеба.

  1. Подбери рифму. Упражнение в подборе рифмы к слову (ёлка – полка, лук – жук, мак – рак, конфета – газета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...

Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.

Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...