Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_i_skhemy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые воспитатели!

Обучение чтению и письму – прерогатива школы. Современные родители всё чаще стараются ещё до школы научить своих детей читать и писать печатными буквами, часто пользуясь услугами педагогов-дошкольников. В этой связи хочется обратить внимание на некоторые чрезвычайно важные моменты, относящиеся к обучению грамоте.

Звуки русского языка делятся на две группы: гласные и согласные. При произнесении гласных звуков воздух выходит свободно (т.е. не встречает преграду), при произнесении согласных звуков воздух встречает преграду.

Некоторые педагоги для различения гласных и согласных звуков используют следующий приём. Кисть ставят под нижнюю челюсть и произносят любой звук. Считают, если челюсть коснётся руки, значит звук гласный, не коснётся – согласный. Этот приём не имеет смысла, убедитесь сами. Произнесите звуки [ы], [к] и сравните. Когда мы произносим звук [к], челюсть опускается чуть ниже. Хотя, как нам известно, звук [к] -   согласный. И это не единственный пример.

Часто можно услышать ещё одно объяснение: « Гласные звуки поются, а согласные нет». Так и хочется спросить, что значит поются? В том смысле, что их можно произнести протяжно? А как же согласные звуки [м], [ж], [н]? Чем не песня?

Вывод: звуки [а], [о], [у], [ы], [э], [и] -  гласные, при их произнесении воздух выходит свободно; звуки [в], [в'], [ч] и др.  - согласные,  при их произнесении воздух встречает преграду – зубы, губы, язык.

Следует помнить, что ь и ъ не обозначают звуков, это буквы.

Нельзя сказать, что Я, Ю, Е, Ё гласные звуки. Это буквы, которые обозначают гласные звуки. Дошкольнику сложно понять разницу между первым и вторым высказываниями, но взрослый человек всё равно не должен употреблять в речи неточные формулировки.  В крайнем случае, лучше вообще упустить слова звуки и буквы, а сказать просто: «Я, Ё, Е, Ю  гласные».

        Хочется обратить ваше внимание, что звуковой анализ слов с гласными  Я, Е, Ё, Ю требует особого внимания. Например, ЮЛА  -   [й’ у л а]     ЁЖИК  -  [й’ о ж ы к]    ЕЛЬ  -  [й’ э л’]   МАЯК  - [м а й’ а к] САЛЮТ - [с а л’ у т]      ЛЮК - [л’ у к]    ПЕНЬ - [п’ э н’]   МЯЧ  -  [м’ а ч’]      КЛЕЙ  -  [к л’ э й’].                          

 Звонкие  согласные [б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’]  могут оглушаться в конце и (или) середине слова. Например: зуб [з у п],  ЛЕВ  -  [л’ э ф], ПЛЯЖ -  [п л’ а ш], МОРЖ  -   [м о р ш], БЕРЕГ -   [б’ э р’ и к], завод  -  [з а в о т], ОБЕД  -  [а б’ э  т], ВОЗ  -  [в о с].

Важно не забывать, что  гласные в словах бывают ударные и безударные. Соответственно, мы можем слышать  звук  один , а  букву  писать другую.    Например, СЕЛО -  [ с’ и л о],  ЗВЕЗДА  -                   [ з в’ и  з  д  а], МЕТРО -  [ м’ и т  р о], БЕРЕТ--  [ б’ и  р’ э  т],  ДОКТОР  -  [ д о к т а р], БЕГЕМОТ -  [ б’ и г’ и  м о т].

Учить дошкольников звуковому анализу следует на примере лишь тех слов, звуковой анализ которых у взрослого не вызывает сомнения.

С уважением, учитель-логопед А.Б. Ганзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"

Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...