Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Берлизова Оксана Николаевна

 Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?  Задержке или нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствуют о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskoe_vospriyatie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическое восприятие- это способность воспринимать и различать звуки речи(фонемы).

             Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

             Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

             Родители обычно не понимают всей серьёзности подобной ситуации и не могут предвидеть всех её негативных последствий. Поэтому в лучшем случае они беспокоятся лишь о коррекции у ребёнка звукопроизношения, чем дело чаще всего и заканчивается. Однако при таком поверхностном способе решения этой непростой проблемы ребёнок, овладевший правильным произношением всех звуков, по-прежнему продолжает отставать в фонематическом развитии, поскольку фонематические нарушения часто оказываются более стойкими, чем произносительные. А это значит, что звуковой анализ слов для ребёнка всё так же затруднён и в процессе обучения грамоте это обязательно скажется в виде появления у него дисграфии.

                                                 Принципы работы над ФФП.

  1. Обучение проводить в игровой форме с многократным повторением.
  2. После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным.
  3. Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе обучения на занятиях под руководством взрослых.
  4. Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

         Предлагаю некоторые дидактические игры, речевые задания и упражнения, способствующие развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, языкового чутья. Предлагаемые игры помогут воспитателям сформировать фонематические представления, познакомить  детей со звуковой стороной слова через дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на развитие речевых функций и подготовку детей к обучению грамоте, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия, дислексия. Все они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов слова и звуке, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова. Данный речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.

             Процесс по формированию фонематического восприятия требует индивидуального подхода к каждому ребёнку и рассчитан на длительный период обучения.  

                                                    УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

                                                            Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. Развивать фонематических слух.

            Количество круп от 2 до 5.

                       

                          Упражнение «Помоги Незнайки узнать, какой предмет звучит?»

                                                                Игра «Полянка»

Цель: учить узнавать ритмический рисунок. Развивать фонематических слух.

Ход игры.

-На полянку соберутся дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц- 1 раз, медвежонок- 2 раза, белка- 3 раза, ёжик- 3 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.                                          

                                      РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА.       

                                                                     Игра «Метель»       

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и

            от громкого к тихому.   

-Замели метели и затянули свои монотонные песни: то тихие, то громкие.

  Отыщи метели в снежном вихре. Не размыкая губ, спой их песни.

                                        Упражнение «Что звучит громко, тихо, звонко?»

(Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка; звонко: зонт, козы, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, рыба, трамвай).

                          РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.   

       Упражнение «Помоги зайчишке назвать картинки(слова-друзья), похожие по звучанию. 

(Мяч- грач, розы-козы, машина- корзина, мишка-шишка, бочка-дочка, маски-краски, мышка-мишка, лук-сук, мак-рак).             

                               Упражнение «Подскажи Незнайке последнее слово»

-Незнайка хотел почитать стихи вам, но пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Дети, поможем Незнайке, подскажем нужные слова.

     Голосок твой так хорош-                                         Скачут побегайчики-

     Очень сладко ты … (поёшь).                                  Солнечные зайчики.

     Телефон опять звонит,                                            Где же зайчики?- Ушли.

      От него в ушах … (звенит).                                     Вы нигде их … (не нашли).

                                              Упражнение «Доскажи словечко»  

       А рядом бегемотики                                       Не послушал зайка папу-

       Схватились за … (животики).                         Отдавили зайке … (лапу).

                         ***                                                                    ***

       А возле этой ёлки                                              Стала жаба важно квакать:

       Бродили злые … (волки).                                 Ква – ква- ква, не надо … (плакать).

                                       

                                     Упражнение «Найди ошибку в заячьих стихах»

      Любопытные мартышки                                  Стужа. Снег. Метут метели.

      Собирают с ёлок фишки.                                 Тёмной ночью бродят двери.

                     ***                                                                                 ***

      Сшил себе котёнок тапки,                               Здесь хорошее местечко-

      Чтоб зимой не мёрзли шапки.                       Протекает мимо печка.   

                                                  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

                                               Игра «Разноцветные вагончики»

Цель: формировать умения детей делить слова на слоги, определять количество

            слогов в слове, учить выделять первые звуки в словах, соотносить цвет

            вагончика с первым звуком слова.    

Оборудование: вагончики красного, синего и зелёного цвета. На одной стороне

                               вагончика картинка с изображением какого-либо предмета, на

                               обратной стороне- слоговая схема данного слова.            

Ход игры.

    Дети выбирают по одному вагончику определённого цвета и рассматривают картинку.

-Сколько слогов в твоём слове?

-Назови первый слог, второй, третий, четвёртый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты ответил.   

-Почему твой вагончик красного цвета?

-Потому что моё слово начинается с гласного звука- облако.

-А почему у тебя вагончик синего цвета?

-Потому что у меня слово начинается на твёрдый согласный звук- нора.

-А почему у тебя вагончик зелёного цвета?

-Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук- белочка.

                                                             Игра «Пирамида»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).      

Ход игры.

Логопед объясняет:

-Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки,  названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь.

  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ ПО ТВЁРДОСТИ-МЯГКОСТИ, ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ.   

                                               Игра «Найди место для своей картинки»        

Цель: активизировать словарный запас, учить дифференцировать звуки в словах.

Оборудование:  картинки для дифференциации звуков.

Ход игры.

    Дети сидят за столами, воспитатель показывает картинки: жираф и шапка. Затем произносит слово: жилет.

-Эту картинку я положу с левой стороны.

    Затем показывает картинку, где нарисованы шорты и произносит: ш-ш-шорты.

-Эту картинку я ставлю с правой стороны. Выложите на верхней полосе наборного полотна картинки со звуком /ж/, а на нижней полосе картинки со звуком /ш/.

      Этот вариант игры проводится для других пар дифференцируемых звуков.

 Упражнение «Помоги лосю найти зверей со звуком /л/, а лисе- со звуком /ль/.

Со звуком /л/: белка, слон.

Со звуком /ЛЬ/: косуля, тюлень, олень, верблюд.

Упражнение «Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук/з/, а в портфель-   предметы со звуком /с/.

     В чемодан: заяц, коза, зонт, замок, звезда.

     В портфель: собака, стол, сова, маска.

                            РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

                                                  Игра «Построим пирамиду».

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Оборудование: аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды- 5 квадратов, выше- 4, потом 3 и 2 квадрата. Предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков.

Ход игры.

Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет:

-Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего их двух звуков. А в основании пирамиды помещены картинки с названиями из пяти звуков.

                                       

                                                      Игра «Собери слово».      

Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.

Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с картинками.

Ход игры.

Детям раздаются по одной большой карточки и несколько маленьких.

Логопед даёт задание:

-Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок на маленьких.

                                                      Игра «Отгадай словечко»

Цель: формировать умения производить звуковой анализ слов. Упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.

Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и названия получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.

Ход игры.

Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.

-Дети, выделите, первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, то увидите отгадку-картинку.        

        Применение данных дидактических игр и упражнений способствуют быстрому  формированию фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза. Занятия становятся боле интересными и увлекательными.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах , так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен ...

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе. Поэтому в дошкольном возрасте большое значение уделяется развитию речи детей....