Пособие Домик
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Имашева Айгуль Жумабековна

«Домик букв и звуков»- большой помощник на занятиях,

вызывающий интерес у детей и

повышающий мотивацию к учебе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Домик букв и звуков» Учитель-логопед Имашева Айгуль Жумабековна НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Слайд 2

К.Д. Ушинский отмечал, что « сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова » .

Слайд 4

ЗАДАЧИ: Закрепить понятия звук и буква. Повысить интерес детей на этапе дифференциации звуков. Развивать фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Формировать лексико-грамматический строй. Развивать познавательные процессы. Развивать мелкую моторику.

Слайд 5

Работа с гласными и согласными звуками Знакомство с буквами

Слайд 6

Звукослоговой анализ, определение места звука в слове Работа со слоговыми схемами Формирование лексико-граматического строя

Слайд 7

Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души... Анатолий Александрович Гин



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«Волшебный домик»

Для повышения результативности коррекционно- образовательной работы с детьми, имеющими нарушение речи мною было изготовленно  дидактическое пособие, способствующее развитию звукопроизношения, фонематических процессов, мелкой моторики, а также ВПФ.

Пособие представляет собой  плоский  красочный  домик, изготовленный из листа фанеры, с цветной крышей,  прозрачными кармашками в виде окон и балконов. В нижней части дома  находятся деревянные крючки и вдиваемые на них деревянные цветные шарики, которые хранятся в специальном кармашке. К домику также прикреплены  3 горловые части пластиковых бутылок на которые закручиваются крышки красного, зеленого и синего цвета. Для работы с пособием используются предметные картинки на каждый изучаемый звук, карточки-символы звонких-глухих, твердых-мягких согласных звуков, карточки с буквами.

Цветовая палитра «Волшебного домика» представлена тремя основными цветами, используемыми при выполнении звукового анализа- красным, синим и зеленым.

Символы гласных звуков выполненые красным цветом на синей крыше являются зрительной опорой при изучении гласных звуков, а также используютя при выполнении анализа звукосочетаний типа Ау, Ао, Ауи и в сочетении с согласными звуками типа: Ап, Па и т.д.

Кармашек в виде окна  служит для предметных картинок, карточек с буквами. Карман в виде удлиненного балкона используется для составления слов из букв, схем слогового состава слова, а также при дифференциации звуков.

Деревянные крючки с цветными шариками красного, синего и зеленого цвета позволяют в игровой форме  выполнить достаточно сложные задания по звуковому анализу: уметь определять линейную последовательность звуков в слове;  осознавать или подсчитывать количество звуков в слове, видеть наличие гласных и согласных звуков в слове.

 Умению определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу способствуют цветные  закручивающиеся крышки от пластиковых бутылок, которые одновременно развивают мелкую моторику дошкольников.

«Волшебный домик»- многофункциональное пособие для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми,  которое может быть использованно при проведении дидактических игр, направленных на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Данное пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

Дидактическое пособие

«Домик букв  и звуков»

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Четко произносить все звуки, слышать каждый отдельный звук в слове,  отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения в школе.

Подготовка к обучению грамоте (формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза)- процесс достаточно сложный для детей с нарушениями речи, требующий достаточной концентрации внимания и заинтересованности. Большую помощь в работе оказывает дидактическое пособие «Домик букв и звуков».

Цель. Повышение результативности коррекционно- образовательной работы с детьми на этапе подготовки к обучению грамоте.

Активизация речевых навыков, формирование у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей на этапе подготовки к обучению грамоте.

.

Задачи

  • Закрепить понятия звук и буква.
  • Повысить интерес детей  на этапе дифференциации звуков.
  • Развивать  фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
  •  Формировать лексико-грамматический строй.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Развивать мелкую моторику.

  По первому направлению коррекционной работы - совершенствование фонематических процессов, мы рекомендуем использовать следующие методические приемы:

1. при закреплении понятия «гласные звуки»:

-упражнение в пропевании звуков. Логопед показывает символ гласного звука и  просит ребенка пропеть хорошо знакомую  песенку на этот гласный звук;

-выделение гласного в начале слова, в конце слова,  в середине односложных слов;

-игра «Разберем картинки». Логопед выдает ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и просит ребенка разложить картинки;

- анализ сочетаний гласных звуков. 

Сказка о звуке И

Жил-был звук И. Рот у этого интересного звука И всегда очень широко улыбался. Песни этого звука звучали игриво: «И, И, И». Звук И был гласным звуком и дружил с другими гласными звуками: А и У. Иногда они пели вместе веселые песенки: «АИ, ИА, ИУ, УИ, АУИ».

Игра  «Прочитай». Логопед показывает символы (3 символа)  и просит ребенка назвать звуки. Затем просит назвать первый (последний) звук;

- «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Логопед дает ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), просит убрать лишнюю картинку и объяснить  почему.

- «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

-подбор слов на гласные звуки.

2. при работе над согласными звуками:

-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);

-характеристики звуков гласный-согласный, мягкие-твердые, звонкие-глухие,

-дифференциация звуков игра «Разложи по полочкам». Логопед выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;

- игра «Составь слово». Предлагаем детям карточки типа: собака-облако-мак

Знакомство с буквами

3. при закреплении понятий   «слог», «слово»,

- Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;

-Определения количества слогов в слове.

-Работа со схемами Логопед просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;

Упражнение «Придумай слово» к схеме (схемы односложных, двусложных).

4. полный звукокослоговой анализ односложных и двусложных слов

-схемы слоговые, звуковые

Анализ со стечением согласных

5.Формирование ЛГНР

Игры-загадки

Чего не стало?

6.Составление предложений

Озеро, медведь, карандаш

7.Формирование познавательных процессов

Что лишнее? Что изменилось?

Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. дети должны ожидать, какие слова живут  в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

2. Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа. а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».

б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

•    способность слышать есть данный звук в слове или нет;

 •    способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

 •    способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

•    умение определять линейную последовательность звуков в слове;

 •    умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

 •    осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

 2. установление различительной функции фонем;

 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

4. Роль фонематических процессов в развитии речи

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Вывод: Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).

  По первому направлению коррекционной работы - совершенствование фонематических процессов, мы рекомендуем использовать следующие методические приемы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Домик для букв"

Цели: формировть умение определять наличие заданного звука в слове, расположение звука в слове в разных позициях, закреплять представление о соотношении звука и его символа (буквы).Данное пособие можн...

Дидактическая игра и пособие "Домик признаков"

презентация, фото "Домик признаков"...

Наглядно- игровое пособие "Домик для Веселого Язычка"

Для работы с детьми. имеюшими речевые нарушения, необходим постоянный поиск эффективных методов и пособий, способствующиховладению нормативным звукопроизношением. Чтобы повысить и поддержать интерес д...

Дидактическое пособие Домик язычка

Данное дидактическое пособие в занимательной форме познакомит ребёнка с органами артикуляции, устройством ротовой полости, где живёт Веселый язычок.Пособие-тренажёр поможет ребёнку быстрее запомнить и...

Многофункциональное пособие «Домик с разноцветными окошками»

Многофункциональное пособие: «Домик с разноцветными окошками» Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук....