Главные вкладки

    Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
    рабочая программа (логопедия, старшая группа) по теме

    Басагаринова Наталья Александровна
    Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и развитием мелкой моторики дошкольников, но на мой взгляд, учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и специфику воспитательно-образовательного процесса детского сада компенсирующего вида, эта работа является для наших детей очень сложной, поэтому отличительной особенностью данной рабочей программы является то, что она даёт возможность более углубленно изучить графические элементы и совершенствовать навыки их выполнения в тетрадях, а также использовать в последующем эти элементы в написании букв.Учитывая возрастные особенности старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе особенности зрительного восприятия, непосредственно образовательную деятельность провожу в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка. Задачи: 1. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи. 2.Формировать мелкую моторику, умения слушать, запоминать и выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции педагога. 3. Обучать приёмам самомассажа рук. 4. Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а также умения различать правую и левую стороны. 5. Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. 6. Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв. 7. Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв. 8. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями. 9. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Для удобства восприятия темы, освещаемые в программе, представлены  в виде таблицы.

    ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ (октябрь – май)

    ТЕМА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

    СРОКИ

    БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

    НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

    КОМПОНЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    1. «Осень», «Признаки осени», «Деревья осенью»

    месяцы, основные признаки.

    1 неделя октября

    Сформировать представления об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светлого дня, холодных затяжных осадках. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представления о многолетних и однолетних растениях.

    Сформировать представления об особенностях осени родного края. Закрепить знания названий деревьев, которые растут в нашем городе.

    Знакомство с тетрадью.

    Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь и некоторые сведения. У каждого листа две стороны – страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

    Загадка: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.

    2. «Овощи», «Огород»

    их цвет, форма, вкус, урожай, грядки, огород и т. д.

    2 неделя октября

    Закрепить и расширить обобщённые представления об овощах , о сборе урожая, заготовка овощей на зиму.

    Закрепить и расширить обобщённые представления об овощах  родного края, о сборе урожая, заготовка овощей на зиму.

    Рабочая строка.

    Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

    Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях логопед , каждому ребёнку чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток), закрашивают её чёрным или коричневым  карандашом. «Строка – это грядка, на которой растут овощи, края грядки ровные, нельзя выходить за края грядки. Писать можно только на рабочей строке».

    3. «Фрукты», «Сад»

    их название, цвет, форма, вкус, дерево, ветки, корни, плоды, удобрения, вредители, урожай и т. д.

    3 неделя октября

    Закрепить и расширить обобщённые представления о фруктах, о сборе урожая, заготовка фруктов на зиму.

    Закрепить и расширить обобщённые представления о фруктах родного края , о сборе урожая, заготовка фруктов на зиму.

    Точки на рабочей строке.

    Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

    Дети ставят точки на рабочей строке: в центре клетки.

    4. «Грибы», Ягоды», «Лес»

    Грибы и ягоды – дары леса; их польза, особенности

    4 неделя октября

    Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах.

    Сформировать представления о растениях, грибах и ягодах, которые растут в наших лесах.

    Точки на рабочей строке.

    Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

    Дети ставят точки на рабочей строке: на середине боковой стороны клетки.

    5. «Одежда»

    виды одежды, её части, кто её шьёт  и из чего.

     1 неделя ноября

    Уточнить и расширить представления детей об одежде; её существенных признаках, материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

    Уточнить и расширить представления детей об особенностях сезонной одежды в нашей климатической зоне.

    Точки на рабочей строке.

    Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

    Дети ставят точки на рабочей строке: на пересечении линий, обозначая углы одной клеточки.

    6. «Обувь»

    виды обуви, её части

    2неделя ноября.

    Уточнить и расширить представления детей об обуви; её существенных признаках, материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

    Уточнить и расширить представления детей об особенностях сезонной обуви в нашей климатической зоне.

    Точки на рабочей строке.

    Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

    Дети ставят точки на рабочей строке: на пересечении линий верхней границы.

    7. «Игрушки»

    названия, из чего они сделаны, как с ними обращаться.

    3 неделя ноября

    Уточнить и расширить представления детей об игрушках; их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

    Уточнить и расширить представления детей о народных игрушках Тульской области. (Филимоновская игрушка)

    Точки на рабочей строке.

    Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

    Дети ставят точки на рабочей строке: на пересечении линий нижней границы.

    8. «Посуда»

    Основные названия предметов, из чего она сделана, где хранится.

    4 неделя ноября

    Уточнить и расширить представления детей о посуде; её существенных признаках, материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

    Расширить представления детей о тульском самоваре, его особенностях.

    Точки на рабочей строке.

    Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

    Дети ставят точки на рабочей строке: на пересечении линий верхней и нижней границ, чередуя: то на верхней границе, то на нижней.

    9. «Зима». «Зимующие птицы»

    основные признаки зимы, как и когда она наступает, зимние забавы.

    1 неделя декабря

    Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду.

    Расширить представления детей о зиме в Тульском крае. Уточнить какие птицы остаются зимовать в нашем городе.

    Вертикальные короткие линии по точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить линии по точкам сверху вниз.

    10. «Домашние животные зимой»

    название, название детёнышей, где живут, чем питаются, какую пользу приносят.

    2 неделя декабря

    Расширить и углубить представления детей о зимовке домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

    Как сельские жители Тульской области ухаживают за домашними животными зимой.

    Вертикальные короткие линии по двум опорным точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить линии от одной опорной точки до другой, сверху вниз.

    11. «Дикие животные»

    названия, и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются.

     3 неделя декабря

    Расширить и углубить представления детей о зимовке диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

    Уточнить какие животные зимуют в наших лесах, как люди помогают животным пережить зиму.

    Вертикальные короткие линии.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Самостоятельно проводить вертикальные линии в одной клетке сверху вниз.

    12. «Новый год»

    особенности праздника.

    4 неделя декабря

    Расширять представления детей о государственных и народных праздниках.

    Знакомить с народными традициями и обычаями, приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском доме

    Вертикальные короткие линии и точки.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз и слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Ставить точки на пересечении линий верхней границы, проводить вертикальные линии в одной клетке сверху вниз, чередуя эти элементы.

    13. «Мебель»

    названия основных видов мебели, её части.

    2 неделя января

    Расширять представления  детей о людях разных профессий. Рассказывать о важности их труда, о том, что любая вещь создана трудом многих людей. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов. Формировать представление о предметах, создающих комфорт. Объяснить, что прочность и долговечность зависит от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет.

    Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели. Рассказать, где в Новомосковске изготавливают мебель.

    Вертикальные длинные линии по точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить длинные линии по точкам сверху вниз.

    14. «Транспорт грузовой и пассажирский»

    основные виды транспорта, его назначение, кто управляет.

    3 неделя января

    Дать детям представление  о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников транспорта. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

    Расширять представления  детей о людях профессий на транспорте в нашем городе, в детском доме. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно, относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные длинные линии по двум опорным точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить длинные линии от одной опорной точки до другой, сверху вниз.

    15.«Профессии на транспорте»

    название основных профессий и предметов – помощников.

    4 неделя января.

    Дать детям представление  о труде людей на транспорте, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников транспорта. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

    Расширять представления  детей о людях профессий на транспорте в нашем городе, в детском доме. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные длинные линии.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Самостоятельно проводить вертикальные длинные линии в одной клетке сверху вниз.

    16..«Детский дом», «Профессии. Трудовые действия»

    группа; игровые уголки, спальня, раздевалка, кухня, прачечная и т.д.

    1 неделя февраля

    Дать детям представление  о труде людей в детском доме, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников детского дома. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

    Расширять представления  детей о людях профессий в детском доме . Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно, относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные короткие и  длинные линии по точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить короткие и длинные  линии по точкам сверху вниз.

    17. «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»

    название основных профессий и предметов – помощников

    2 неделя февраля.

    Дать детям представление  о труде людей в ателье, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников ателье. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

    Расширять представления  детей о людях профессий в ателье в нашем городе. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно, относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные короткие и длинные  линии по двум опорным точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить короткие и длинные линии от одной опорной точки до другой, сверху вниз.

    18. «Стройка. Профессии. Трудовые действия»

    название основных профессий и предметов – помощников

    3 неделя февраля.

    Дать детям представление  о труде людей на стройке, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников стройки. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

    Расширять представления  детей о людях профессий на стройке  в нашем городе. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно, относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные короткие и  длинные линии.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Самостоятельно проводить вертикальные короткие и  длинные линии сверху вниз.

    19. «Наша Армия»

    Рода войск, военная техника, военные профессии

    4 неделя февраля.

    Продолжать расширять представления о Российской армии, рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали страну от врагов прадеды, деды, отцы.

    Расширять представления детей о Российской армии знакомством с военными профессиями воинской части города Новомосковска.

    Горизонтальные короткие линии по точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить линии по точкам слева направо в одной клетке, пропуская две клетки.

    20. «Весна. Приметы весны. Прилёт птиц»

    когда наступает весна, её основные признаки.

    1 неделя марта

    Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светлого дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной.

    Обобщить  представления о характерных признаках весны в нашем крае.

    Горизонтальные короткие линии по двум опорным точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить горизонтальные линии от одной точки до другой, в одной клетке , пропуская две клеточки.

    21. «Комнатные растения».

    2 неделя марта.

    Показать, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной.

    Расширить представления детей о комнатных растениях на примере  растений групповых комнат.

    Горизонтальные короткие линии.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Самостоятельно проводить горизонтальные линии слева направо в одной клетке, пропуская две клеточки.

    22. «Речные, озёрные и аквариумные рыбы»

    названия, особенности, строение, среда обитания, чем питаются.

    3 неделя марта

    Уточнить и расширить представления об аквариумных рыбках, сформировать представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении.

    Расширить представления детей об аквариумных рыбках на примере  аквариумов в детском доме.

    Горизонтальные длинные линии по точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить линии по точкам слева направо в двух клетках , пропуская две клетки.

    23. «Наш город».

    Что такое город,

    его особенности, кто строит города.

     4 неделя марта

    Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях.

    Что такое город,

    его особенности, кто строит города. Продолжать формировать интерес к  «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; хорошо знать свой адрес.

    Горизонтальные длинные линии по двум опорным точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить горизонтальные линии от одной точки до другой, в двух клетках , пропуская две клеточки.

    24. «Весенние сельскохозяйственные работы»

    1 неделя апреля.

    Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах весной. Показать роль техники в весенних сельскохозяйственных работах.

    Расширять представления  детей о людях разных профессий в Тульской области. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно, относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Горизонтальные длинные линии.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Самостоятельно проводить горизонтальные длинные линии слева направо в двух клетках , пропуская две клеточки.

    25. «Космос»

    Рассмотреть картинки с изображением космоса, космонавтов и космической техники.  

    2 неделя апреля

    Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.

    Расширять представления  детей о людях разных профессий в Тульской области. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.

    Вертикальные длинные линии и короткие горизонтальные линии по точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить вертикальные длинные линии по точкам, в двух клетках и горизонтальные короткие линии по точкам, чередуя элементы.

    26. « Откуда хлеб пришёл?»

    как делают  хлеб, кто его выпекает, кто его выращивает, где его можно купить.

    3 неделя апреля.

    Сформировать представления о культурных растениях поля (злаках0 и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря.

    Расширять представления  детей о людях разных профессий в Тульской области. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные длинные линии и короткие горизонтальные линии по двум опорным точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить вертикальные длинные линии по двум опорным точкам, в двух клетках и горизонтальные короткие линии по двум опорным точкам, чередуя элементы.

    27. «Почта»

    название основных профессий и предметов – помощников

    4 неделя апреля

    Расширить представления о труде работников почты.

    Расширять представления  детей о людях разных профессий в Тульской области. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно, относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные длинные линии и короткие горизонтальные линии.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Самостоятельно проводить вертикальные длинные линии в двух клетках и горизонтальные короткие линии, чередуя элементы.

    28. «Правила дорожного движения»

    Беседа о правилах дорожного движения, на какой свет светофора можно переходить улицу.

    А на какой – нет

    2 неделя мая.

    Уточнить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

    Беседа о правилах дорожного движения, на какой свет светофора можно переходить улицу и (в каких местах).

    Научить детей в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03). Учить детей соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, в отсутствие взрослых не пользоваться эл. приборами, не трогать острые, колющие и режущие предметы.

    Уголки по точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Рисовать уголки  по поставленным точкам, пропуская между уголками две клетки.

    29. «Лето». «Насекомые»  признаки лета, летние забавы, образ жизни насекомых, чем питаются, где живут, их вред и польза.

    3 неделя мая.

    Обобщить представления о лете, его признаках, жизни животных и растений летом, отдыхе людей. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых.

    Обобщить представления о лете, его признаках, особенности сезона в нашем крае. Познакомить детей с насекомыми, которые есть в Тульской области (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), внешним строением их тела, названиями отдельных частей (головка, брюшко, крылья, ножки); рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений.

    Уголки по опорным точкам.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Рисовать уголки  по опорным точкам, пропуская между уголками две клетки.

    30. «Лето». «Полевые цветы»

    Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы

    4 неделя мая.

    Обобщить представления о лете, его признаках, жизни животных и растений летом, отдыхе людей. Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы.

    Обобщить представления о лете, его признаках, особенности сезона в нашем крае, жизни животных и растений летом, отдыхе людей. Расширить представления о растениях луга, леса на примере растений, которые растут на участках детского дома, в парке города Новомосковска.

    Уголки.

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Самостоятельно рисовать уголки  пропуская между уголками две клетки.

    ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЫ (сентябрь – май)

    ТЕМА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

    СРОКИ

    БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

    НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

    КОМПОНЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    1.«Осень». («Периоды осени. Осенние месяцы». «Деревья осенью».) Звук [j], буква Й й.

    4-я неделя сентября

    Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Дать знания о причинах опадания листьев.

    Закрепить знание названий деревьев, которые растут в нашем городе.

    Вертикальные длинные линии и наклонные длинные прямые линии по точкам. Уголки из длинных линий по поставленным точкам (уголок в левом нижнем углу). Буква Й (по точкам).

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, по диагонали вверх); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Проводить длинные линии по точкам сверху вниз, рисовать косые длинные линии по точкам слева  направо, пропуская одну клеточку, рисовать уголки из длинных линий по поставленным точкам (уголок в левом нижнем углу),  пропуская между уголками одну клетку. Научить печатать, из раннее изученных элементов,

    букву Й.

    2. «Овощи». («Труд взрослых на полях и в огородах».) Звук [j], буква Й й.

    1-я неделя октября

    Уточнить понятие «овощи». Расширить представления о труде взрослых в огородах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

    Закрепить знание названий овощей, которые растут в нашем городе.

    Буквы И, Й (по точкам).

    Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, по диагонали вверх); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Печатать буквы  по опорным точкам,  пропуская между ними одну  клетку, используя знакомые элементы.

    3. «Фрукты». («Труд взрослых в садах».) Звук [j], буква Е е..

    2-я неделя октября

    Уточнить понятие «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в садах осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

    Закрепить знание названий фруктов, которые растут в нашем городе.

    Вертикальные длинные линии и вертикальные  длинные с горизонтальной короткой линией посередине по точкам, горизонтальные короткие линии по точкам. Буква Е (по точкам).

    Цель: развивать умение ориентироваться на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, вверху, внизу); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Проводить короткие линии по точкам слева направо в одной клетке -  вверху, внизу, пропуская одну клетку.

    Печатать букву Е по точкам, используя знакомые элементы.

    4. «Насекомые». («Подготовка насекомых к зиме».)

    Звук [j], буква Е е..

    3-я неделя октября

    Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах движения, питания.

    Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, на примере насекомых, которые есть в нашем регионе.

    Буква Е (по точкам). Из знакомых элементов  буквы Г, П (по точкам).

    Цель: развивать умение ориентироваться  на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, вверху, внизу); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание; печатать, из ранее изученных элементов, буквы Е, Г,П, по точкам, пропуская между ними одну клетку.

    5. «Перелётные птицы. («Водоплавающие птицы». «Подготовка к отлёту».)

    Звук [j], буква Е е.

    4-я неделя октября

    Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединении в стаи, отлёт, добывание корма).

    Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах на примере птиц нашего региона.

    Буква Е (по точкам). Из знакомых элементов  буквы Т, С (по точкам).

    Цель: развивать умение ориентироваться  на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, вверху, внизу); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание, печатать, из ранее изученных элементов, буквы Е, Т, С, по точкам, пропуская между ними одну клетку.

    6. «Поздняя осень». «Грибы». «Ягоды». («Сбор грибов и ягод осенью».)

    Звук [j], буква Е е.

    1-я неделя ноября

    Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.

    Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса родного края.

    Буква Ё (по точкам). Из знакомых элементов  буква С (по точкам).

    Цель: развивать умение ориентироваться на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, вверху, внизу); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание, печатание, из ранее изученных элементов, букв Ё, С, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    7. «Домашние животные и их детёныши». («Содержание домашних животных осенью».)

    Звук [j], буква Ю ю.

    2-я неделя ноября

    Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме.

    Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных на примере нашего региона.

    Вертикальные длинные линии и вертикальные  длинные с горизонтальной короткой линией посередине по точкам, овалы по точкам. Буквы Ю, О.

    Цель: закреплять умение ориентироваться на рабочей строке (сверху вниз, слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. По точкам рисовать овалы высотой в две клеточки.

    Из знакомых элементов печатать буквы Ю, О по точкам, используя знакомые элементы, пропуская между буквами одну клетку.

    8. «Дикие животные и их детёныши» («Подготовка животных к зиме».) Звук [j], буква Ё ё..

    3-я неделя ноября

    Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.

    Систематизировать представления детей о подготовке диких животных к зиме на примере нашего региона.

    Буквы Ё, Е, Н (по точкам).

    Цель: закреплять умение ориентироваться на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, вверху, внизу); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Печатать буквы

    Ё, Е, Н, из ранее изученных элементов, по точкам, пропуская между ними одну клетку.

    9. «Осенние одежда, обувь, головные уборы». («Материалы, из которых они сделаны».)

    Звук [j], буква Я я.

    4-я неделя ноября

    Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны.

    Уточнить и расширить представления детей об особенностях сезонной одежды в нашей климатической зоне.

    Вертикальные длинные линии, наклонные короткие прямые линии по точкам. Полуовал в клетке по точкам. Буква Я (по точкам).

    Цель: закреплять умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, середина верхней стороны клетки и левый нижний угол, правый верхний и правый нижний углы; справа налево и слева направо); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Я, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    10. «Зима». («Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой».) Звук [j], буквы Й й, Е е, Ё ё, Ю ю, Я я..

    1-я неделя декабря

    Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких  животных зимой.

    Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего региона. Расширить представления о жизни диких  животных нашего региона зимой.

    Буквы И, Й, Е, Ё (по точкам).

    Цель: закреплять умение ориентироваться  на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, по диагонали вверх, вверху, внизу); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Печатать буквы И, Й, Е, Ё, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    11. «Мебель». («Назначение мебели, части предметов мебели; материалы, из которых они сделаны».)

    Звук [j], буквы Й й, Е е, Ё ё, Ю ю, Я я..

    2-я неделя декабря

    Уточнить понятие: мебель. Расширить представления о назначении мебели, о частях, из которых состоят предметы мебели, о материалах, из которых сделана мебель.

    Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели; учить правильно обставлять комнату; воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели. Рассказать, где в Новомосковске изготавливают мебель.

    Буквы Ю, Я (по точкам).

    Цель: закреплять умение ориентироваться  на рабочей строке (сверху вниз, середина верхней стороны клетки и левый нижний угол, правый верхний и правый нижний углы; справа налево и слева направо); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Печатать буквы Ю, Я  по точкам, используя ранее изученные элементы, пропуская одну клетку.

    12. «Посуда». («Виды посуды, материалы, из которых сделана посуда».) Звук [ц], буква Ц ц..

    3-я неделя декабря

    Уточнить понятие: посуда. Расширить представления о назначении посуды, о видах посуды, о материалах, из которых сделана посуда.

    Расширить представления детей о тульском самоваре, его особенностях.

    Вертикальные длинные линии, горизонтальные короткие линии, уголки из горизонтальных коротких линий и вертикальных коротких по точкам. Буква Ц (по точкам).

    Цель: закреплять умение ориентироваться  на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, внизу, слева направо до середины клетки, сверху вниз до середины клетки); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Печатать букву Ц,  по точкам, используя ранее изученные элементы, пропуская одну клетку.

    13. «Новый год».

    Звук [ч], буква Ч ч.

    4-я неделя декабря

    Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается с 1 января. Дать представления о том, как встречают Новый год в разных странах

    Знакомить с народными традициями и обычаями, приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском доме.

    Вертикальные длинные линии, дуги в клетке по точкам.

    Буква Ч (по точкам).

    Цель: закреплять умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний угол, середина правой стороны клетки; слева направо); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Ч, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    14. «Транспорт». («Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия».)

    Звук [ч], буква Ч ч.

    2-я неделя января

    Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представления о видах транспорта, расширить представление о профессиях на транспорте.

    Расширять представления  детей о людях профессий на транспорте в нашем городе, в детском доме. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. Продолжать учить уважительно относиться к результатам труда, раскрывать деловые и личностные качества человека труда, мотивы и цели деятельности взрослого.

    Вертикальные длинные линии, дуги в клетке по точкам.

    Буква Ч (по точкам).

    Цель: закреплять умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний угол, середина правой стороны клетки; слева направо); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Ч, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    15. «Профессии». («Трудовые действия».)

    Звук [щ], буква Щ щ.

    3-я неделя января

    Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.

    Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда, на примере профессий В Тульской области.

    Три вертикальные длинные линии, горизонтальные длинные линии, уголки из горизонтальных коротких линий и вертикальных коротких по точкам. Буква Щ (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, внизу, слева направо до середины клетки, сверху вниз до середины клетки); зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание, умение проводить три вертикальные линии подряд, пропуская две клеточки между ними. Печатать букву Щ  по точкам, используя ранее изученные элементы, пропуская одну клетку.

    16. «Труд на селе зимой».

    Звуки [ч], [щ], буквы

    Ч ч, Щ щ.

    4-я неделя января

    Сформировать представления о труде людей на селе зимой, о пользе и значимости их труда.

    Сформировать представления о труде людей на селе зимой в нашем регионе, о пользе и значимости их труда.

    Буквы Ч, Щ (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний угол, середина правой стороны клетки; слева направо, внизу, слева направо до середины клетки, сверху вниз до середины клетки); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать буквы Ч, Щ, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    17. «Инструменты»

    Звук [л], буква Л л.

    1-я неделя февраля

    Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.

    Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов, на примере выполнения своих профессиональных обязанностей рабочих детского дома.

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буква Л (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; справа налево по диагонали вниз и слева направо по диагонали вниз); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Л, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    18. «Животные жарких стран». («Повадки, детёныши».)

    Звук [л], [л’],

    буква Л л.

    2-я неделя февраля

    Расширить представления детей о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буквы Л, А (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; справа налево по диагонали вниз и слева направо по диагонали вниз); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать буквы Л, А, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    19. «Комнатные растения». («Размножение, уход за ними»)

    Звук [л], [л’],

    буква Лл.

    3-я неделя февраля

    Систематизировать и расширять представления детей о комнатных растениях. Дать представления о светолюбивых и тенелюбивых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений.

    Расширить представления детей о комнатных растениях на примере  растений групповых комнат. Закреплять умение ухаживать за растениями, на примере ухода за растениями своей группы.

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буква Д (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (справа налево по диагонали вниз до середины клетки  и слева направо по диагонали вниз до середины клетки, длинная горизонтальная линия, внизу, сверху вниз до середины клетки); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Д, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    20. «Животный мир морей и океанов». «Речные, аквариумные рыбы».

    Звук [л], [л’],

    буква Л л.

    4-я неделя февраля

    Сформировать у детей представления о жизни морей и океанов. Расширить представления о жизни обитателей рек, прудов, озёр. Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбах.

    Расширить представления детей об аквариумных рыбках на примере наблюдения за  аквариумными рыбками в детском доме.

    Наклонные длинные прямые линии,  наклонные короткие прямые линии по точкам. Буквы Л, У (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; справа налево по диагонали вниз и слева направо по диагонали вниз, слева направо до середины клетки вниз, сверху вниз до середины клетки, справа налево до середины клетки, сверху вниз до середины клетки); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать буквы Л, У, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    21. «Ранняя весна. Весенние месяцы». («Первые весенние цветы». «Мамин праздник».)

    Звук [р], [р’],

    буква Р р.

    1-я неделя марта

    Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением необходимых условий для жизни растений и животных.

    Обобщить  представления о характерных признаках весны в нашем крае.

    Вертикальные длинные линии, полуовал в клетке по точкам.

    Буква Р (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево, вверху); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Р, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    22. «Наша Родина – Россия».

    Звук [р], [р’],

    буква Р р.

    2-я неделя марта

    Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

    Буквы Р, В, З (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево, вверху); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать буквы Р, В, З, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    23. «Столица Родины Москва».

    Буква Ь.

    3-я неделя марта

    Расширить представления о Москве – главном городе, столице России.

    Вертикальные длинные линии, полуовал в клетке по точкам.

    Буквы Ь, Б (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево, внизу); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Ь, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    24. «Родной город».

    Буква Ь.

    4-я неделя марта

    Углубить и расширить знания детей о Новомосковске, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город.

    Вертикальные длинные линии, полуовал в клетке по точкам.

    Буквы Ь, Б, Ы (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево, внизу); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать буквы Ь, Б, Ы, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    25. Знакомство с творчеством С.Я.Маршака.

    Буква Ь.

    1-я неделя апреля

    Познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

    Буквы Ь, Я, Ф (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево; правый верхний и правый нижний углы, справа налево, слева направо, внизу, верху); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать буквы Ь, Я, Ф, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    26. Знакомство с творчеством К.И.Чуковского.

    Буква Ъ.

    2-я неделя апреля

    Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

    Вертикальные длинные линии, горизонтальные короткие сверху, полуовал в клетке по точкам.

    Буква Ъ (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево, внизу, слева, от середины клетки, направо); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Ъ, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    27. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

    Буква Ъ.

    3-я неделя апреля

    Познакомить детей с творчеством С.В.Михалкова. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

    Буквы Ъ, Э (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево, внизу, слева, от середины клетки, направо); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Ъ, Э, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    28. Знакомство с творчеством А.Л. Барто

    Повторение изученных букв.

    4-я неделя апреля

    Познакомить детей с творчеством А.Л.Барто. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

    Буква Ж (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; справа налево по диагонали вниз и слева направо по диагонали вниз); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Ж, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    29. «Поздняя весна» («Весенние цветы», «Перелётные птицы весной», «Насекомые весной».)

    Повторение изученных букв

    2-я неделя мая

    Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной. Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

    Обобщить  представления о характерных признаках поздней  весны в нашем крае. Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной, на примере наблюдения за поведением птиц нашего региона.

    Буква К (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; справа налево по диагонали вниз и слева направо по диагонали вниз); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву К, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    31. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

    Повторение изученных букв

    3-я неделя мая

    Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буква Х (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; справа налево по диагонали вниз и слева направо по диагонали вниз) зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву Х, по точкам, используя знакомые элементы, пропуская одну клетку.

    32. «Скоро в школу». «Школьные принадлежности.

    Лето».

    Повторение изученных букв

    4-я неделя мая

    Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях.

    Обобщение представлений о лете, о типичных явлениях в природе летом.

    Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Лето».

    Расширить и обобщить представления детей о школе, на примере одной из школ города Новомосковска.

    Вертикальные длинные линии, наклонные короткие по точкам. Буква М (по точкам).

    Цель: совершенствовать умение

    ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; слева направо по диагонали вниз и слева направо по диагонали вверх); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Печатать букву М, используя знакомые элементы, по точкам, пропуская между буквами одну клетку.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

    ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ (старшая группа)

    1 ПЕРИОД

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

    РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    ОКТЯБРЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    1

    2

    3

    4

     

    «Осень», «Признаки осени», «Деревья осенью».

    «Овощи», «Огород»

    «Фрукты», «Сад»

    «Грибы», Ягоды», «Лес»

    Знакомство с тетрадью.

    Рабочая строка.

    Точки на рабочей строке.

    Точки на рабочей строке.

    НОЯБРЬ

    1 неделя

    2неделя

    3 неделя

    4 неделя

    5

    6

    7

    8

    «Одежда»

    «Обувь»

    «Игрушки»

    «Посуда»

    Точки на рабочей строке.

    Точки на рабочей строке.

    Точки на рабочей строке.

    Точки на рабочей строке.

    ИТОГО: 8 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей в первый период,

    длительностью 20 минут = 160минут = 2,6 часа.

    2-й ПЕРИОД

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

    РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    ДЕКАБРЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    9

    10

    11

    12

    «Зима». «Зимующие птицы».

    «Домашние животные зимой».

    «Дикие животные».

    «Новый год».

    Вертикальные короткие линии по точкам.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    Вертикальные короткие линии по двум опорным точкам.

    Вертикальные короткие линии.

    Вертикальные короткие линии и точки.

    ЯНВАРЬ

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    13

    14

    15

    «Мебель».

    «Транспорт грузовой и пассажирский».

    «Профессии на транспорте».

    Вертикальные длинные линии по точкам.

    Вертикальные длинные линии по двум опорным точкам.

    Вертикальные длинные линии.

    ФЕВРАЛЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    16

    17

    18

    19

    «Детский сад», «Профессии. Трудовые действия».

    «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия».

     «Наша Армия».

    «Стройка. Профессии. Трудовые действия».

    Вертикальные короткие и  длинные линии по точкам.

    Вертикальные короткие и длинные  линии по двум опорным точкам.

    Вертикальные короткие и  длинные линии.

    Горизонтальные короткие линии по точкам.

    ИТОГО: 11 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей во второй период,

    длительностью 20 минут = 220 минут = 3,6 часа.

    3-й ПЕРИОД

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

    РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    МАРТ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    20

    21

    22

    23

    «Весна. Приметы весны. Прилёт птиц».

    «Комнатные растения».

    «Речные, озёрные и аквариумные рыбы».

    «Наш город».

    Горизонтальные короткие линии по двум опорным точкам.

    Горизонтальные короткие линии.

    Горизонтальные длинные линии по точкам.

    Горизонтальные длинные линии по двум опорным точкам.

    АПРЕЛЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    24

    25

    26

    27

     

    «Весенние сельскохозяйственные работы».

    «Космос».

    «Откуда хлеб пришёл?»

    «Почта».

    Горизонтальные длинные линии.

    Вертикальные длинные линии и короткие горизонтальные линии по точкам.

    Вертикальные длинные линии и короткие горизонтальные линии по двум опорным точкам.

    Вертикальные длинные линии и короткие горизонтальные линии.

    МАЙ

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    28

    29

    30

    «Правила дорожного движения».

    «Лето».  «Насекомые».

    «Лето». «Полевые цветы».

    Уголки по точкам.

    Уголки по опорным точкам.

    Уголки.

    ИТОГО: 11 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей в третий период,

    длительностью 20 минут = 220 минут = 3,6 часа.

    ИТОГО В ГОД: 30 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей в год,

    длительностью 20 минут = 600 минут = 10часов.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

    ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

    (подготовительная к школе группа)

    1 ПЕРИОД

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

    РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    СЕНТЯБРЬ

    4 неделя

    1

    «Осень». («Периоды осени. Осенние месяцы». «Деревья осенью».)

    Вертикальные длинные линии и наклонные длинные прямые линии по точкам. Уголки из длинных линий по поставленным точкам (уголок в левом нижнем углу). Буква Й (по точкам).

    ОКТЯБРЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    2

    3

    4

    5

    «Овощи». («Труд  взрослых на полях и в огородах».)

    «Фрукты». («Труд взрослых в садах».)

    «Насекомые». («Подготовка насекомых к зиме».)

    «Перелётные птицы. («Водоплавающие птицы». «Подготовка к отлёту».)

    Буквы И, Й (по точкам).

    Вертикальные длинные линии и вертикальные  длинные с горизонтальной короткой линией посередине по точкам, горизонтальные короткие линии по точкам. Буква Е (по точкам).

    Буква Е (по точкам). Из знакомых элементов  буквы Г, П (по точкам).

    Буква Е (по точкам). Из знакомых элементов  буквы Т, С (по точкам).

    НОЯБРЬ

    1 неделя

    2неделя

    3 неделя

    6

    7

    8

    «Поздняя осень». «Грибы». «Ягоды». («Сбор грибов и ягод осенью».)

     «Домашние животные и их детёныши». («Содержание домашних животных осенью».)

    «Дикие животные и их детёныши» («Подготовка

    животных к зиме».)

    Буква Ё (по точкам). Из знакомых элементов  буквы С (по точкам).

    Вертикальные длинные линии и вертикальные  длинные с горизонтальной короткой линией по середине по точкам, овалы по точкам. Буквы Ю, О.

    Буквы Ё, Е, Н (по точкам).

    4 неделя

    9

    «Осенние одежда, обувь, головные уборы». («Материалы, из которых они сделаны».)

    Вертикальные длинные линии, наклонные короткие прямые линии по точкам. Полуовал в клетке по точкам. Буква Я (по точкам).

    ИТОГО: 9 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей в первый период,

    длительностью 25 минут = 225 минут = 3,75 часа.

    2-й ПЕРИОД

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

    РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    ДЕКАБРЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    10

    11

    12

    13

     «Зима». («Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой».)

    «Мебель». («Назначение мебели, части предметов мебели; материалы, из которых они сделаны».)

    «Посуда». («Виды посуды, материалы, из которых сделана посуда».)

    «Новый год».

    Буквы И, Й, Е, Ё (по точкам).

    Буквы Ю, Я (по точкам).

    Вертикальные длинные линии, горизонтальные короткие линии, уголки из горизонтальных коротких линий и вертикальных коротких по точкам. Буква Ц (по точкам).

    Вертикальные длинные линии, дуги в клетке по точкам.

    Буква Ч (по точкам).

    ЯНВАРЬ

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    14

    15

    16

     

    «Транспорт». («Виды транспорта, профессии на транспорте, трудовые действия».)

    «Профессии». («Трудовые действия».)

     «Труд на селе зимой».

    Вертикальные длинные линии, дуги в клетке по точкам.

    Буква Ч (по точкам).

    Три вертикальные длинные линии, горизонтальные длинные линии, уголки из горизонтальных коротких линий и вертикальных коротких по точкам. Буква Щ (по точкам).

    Буквы Ч, Щ (по точкам).

    ФЕВРАЛЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    17

    18

    19

    20

    «Инструменты».

     «Животные жарких стран». («Повадки, детёныши».)

    «Комнатные растения». («Размножение, уход за ними».)

    «Животный мир морей и океанов». «Речные, аквариумные рыбы».

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буква Л (по точкам).

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буквы Л, А (по точкам).

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буквы Л, Д (по точкам).

    Наклонные длинные прямые линии,  наклонные короткие прямые линии по точкам. Буквы Л, У (по точкам).

    ИТОГО: 11 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей во второй период,

    длительностью 25 минут = 275 минут = 4,5 часа.

    3-й ПЕРИОД

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

    РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    МАРТ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    21

    22

    23

    24

     «Ранняя весна. Весенние месяцы». («Первые весенние цветы». «Мамин праздник».)

    «Наша Родина – Россия».

    «Столица Родины Москва».

    «Родной город».

    Вертикальные длинные линии, полуовал в клетке по точкам.

    Буква Р(по точкам).

    Буквы Р, В, З (по точкам).

    Вертикальные длинные линии, полуовал в клетке по точкам.

    Буквы Ь, Б (по точкам).

    Вертикальные длинные линии, полуовал в клетке по точкам.

    Буквы Ь, Б, Ы (по точкам).

    АПРЕЛЬ

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    25

    26

    27

    28

    Знакомство с творчеством С.Я.Маршака.

    Знакомство с творчеством К.И.Чуковского.

    Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

    Знакомство с творчеством А.Л. Барто

    Буквы Ь, Я, Ф (по точкам).

    Вертикальные длинные линии, горизонтальные короткие сверху, полуовал в клетке по точкам.

    Буква Ъ (по точкам).

    Буквы Ъ, Э (по точкам).

    Буква Ж (по точкам).

    МАЙ

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    29

    30

    31

    «Поздняя весна» («Растения и животные весной». «Перелётные птицы весной»)

    Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

    «Скоро в школу». «Школьные принадлежности».

    Буква К (по точкам).

    Наклонные длинные прямые линии по точкам. Буква Х (по точкам).

    Вертикальные длинные линии, наклонные короткие по точкам. Буква М (по точкам).

    ИТОГО: 11 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей в третий период,

    длительностью 25 минут = 275 минут = 4,5 часов.

    ИТОГО В ГОД: 31 фронтальных непосредственно образовательных деятельностей в год, общей

    длительностью 12,9 часов.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ  СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    ТЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

    ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

    I. Знакомство с тетрадью и  рабочей строкой

    Знакомство с тетрадью.

    Рабочая строка.

    Точки на рабочей строке.

    Ориентироваться в рабочей тетради.

    Ориентироваться на рабочей строке.

    Ставить точки на рабочей строке: в центре клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.

    II. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

    Вертикальные короткие линии.

    Вертикальные короткие линии и точки.

    Вертикальные длинные линии.

    Вертикальные короткие и  длинные линии.

    Горизонтальные короткие линии.

    Горизонтальные длинные линии.

    Вертикальные длинные линии и короткие горизонтальные линии.

    Уголки.

    Ориентироваться на рабочей строке (сверху вниз; слева направо)

     Проводить линии по точкам сверху вниз.

    Проводить короткие и длинные  линии сверху вниз.

    Проводить горизонтальные линии слева направо в одной клетке, пропуская две клеточки.

    Проводить горизонтальные длинные линии слева направо в двух клетках, пропуская две клеточки.

    Проводить вертикальные длинные линии в двух клетках и горизонтальные короткие линии, чередуя элементы.

    Рисовать уголки  пропуская между уголками две клетки.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

    РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    ТЕМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

    ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

    I. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

    Вертикальные длинные линии.

    Уголки из длинных линий (уголок в левом нижнем углу)

    Уголки из горизонтальных коротких линий и вертикальных коротких линий

    Вертикальные длинные линии

    Вертикальные  длинные с горизонтальной короткой линией по середине

    Три вертикальные длинные линии

    Горизонтальные короткие линии.

    Буквы Й, И, Е,Ё, Н,Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Ш, Р, В, Ь,Б, Ы, Ф, Ъ, Э, К, М, Ж.

    Ориентироваться на рабочей строке (сверху вниз, слева направо, по диагонали вверх, середина верхней стороны клетки и середина клетки);

    Рисовать уголки из длинных линий (уголок в левом нижнем углу), пропуская между уголками одну клетку.

    Печатать, из раннее изученных элементов,

    буквы Й, И, Е,Ё, Н,Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Ш, Р, В, Ь,Б, Ы, Ф, Ъ, Э, К, М, Ж.

    II. Наклонные прямые линии и комбинации из них.

    Наклонные короткие прямые линии.

    Наклонные длинные прямые линии.

    Уголки из наклонных линий.

    Буквы Й, И, Я, Л, А, Д, У, Ж, К, Х, М.

    Ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, левый верхний и правый нижний углы; слева направо и справа налево, по диагонали вверх, по диагонали вниз, левый верхний и середина клетки внизу, левый нижний и середина клетки вверху);

    Рисовать наклонные линии справа  налево.

    Рисовать наклонные линии слева  направо.

    Рисовать наклонные длинные линии справа  налево, пропуская одну клеточку.

    Рисовать уголки из коротких наклонных  линий, пропуская одну клетку.

    Рисовать уголки из наклонных линий остриём  вниз, пропуская одну клеточку.

    Рисовать уголки из наклонных линий  остриём вправо и влево, пропуская одну клетку.

    Печатать, из раннее изученных элементов,

    буквы Й, И, Я, Л, А, Д, У, Ж, К, Х, М.

    III. Дуги и комбинации из них

    Овалы и полуовалы в клетке

    Дуги в клетке  

     

    Буквы Ю, О, Я, Ч, Р, В, З, Б, Ы, Ф, Ь, Ъ.

    Ориентироваться на рабочей строке и в микропространстве (сверху вниз, левый верхний и левый нижний углы; слева направо и справа налево; правый верхний и правый нижний углы, справа налево, слева направо, внизу, верху)

    Рисовать овалы высотой в две клеточки.

    Рисовать полуовалы высотой в одну клеточку справа налево и слева направо.

    Рисовать дугу в одной клеточке слева направо.

    Печатать, из раннее изученных элементов,

    Буквы Ю, О, Я, Ч, Р, В, З, Б, Ы, Ф, Ь, Ъ.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задание для развития графического навыка и фонематического слуха (фрагмент рабочей тетради)

    Публикация содержит вербальный материал для развития фонетического слуха и задания для развития графических и печатных навыков для детей пятилетнего возраста с диагнозом ОНР....

    Методическая разработка по теме: "Система работы по развитию графических навыков и предупреждению оптической дисграфии".

    Методическая разработка содержит практический материал, направленный на профилактику дисграфии....

    Задание для развития графического навыка и фонематического слуха (фрагмент рабочей тетради) часть 2

    Публикация содержит дополненный вербальный материал для развития фонетического слуха и задания для развития графических и печатных навыков для детей пятилетнего возраста с диагнозом ОНР....