Цели, задачи, содержание деятельности воспитателя логопедической группы для детей с ОНР
статья по логопедии по теме

 

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:

-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;

-Коррекцию недоразвития неречевых психических функций;

-Коррекцию особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Слайд 2

Цели коррекционной работы:

1.Выравнивание речевого, психического и эмоционально-личностного недоразвития;

2.Создание единых стартовых возможностей с другими детьми, социальная адаптация и интеграция ребенка с речевыми нарушениями в среду сверстников с возрастной нормой;

3.Формирование всесторонней, гармонично развитой личности.

Слайд 3

В проекте ФГОС говорится о создание единого целостного образовательного процесса: о слиянии общеразвивающих, воспитательных задач, а для нас актуально и  коррекционно-развивающих задач.

Слайд 4

Специфика работы воспитателя с детьми ОНР:

-Решение не только общеразвивающих, но и коррекционных задач

-Логопедизация всей жизнедеятельности детей в группе;

-Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей детей (наличие коррекционного уголка);

-Взаимодействие со всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.

Слайд 5

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:

-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;

-Коррекцию недоразвития неречевых психических функций;

-Коррекцию особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере.

Слайд 6

Коррекция недоразвития всех компонентов речи:

1 компонент – Фонетика, которая включает артикуляционную гимнастика и звукопроизношение.

-Артикуляционная гимнастика – на подготовительном этапе – воспитатель в игровой форме закрепляет движения и положение органов артикуляционного аппарата, а логопед работает непосредственно над постановкой звука, этапами постановки звука.

-Воспитатель, в соответствии с рекомендациями логопеда, закрепляет поставленный звук, дифференцирует, контролирует в речи.

2.Лексика. В коррекционных группах недельно-тематическое планирование, воспитатель знакомит детей с лексической темой. Осуществляет деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой с учетом лексической темы. Пополняет, уточняет, активизирует словарный запас детей в процессе  большинства режимных моментов (сбор на прогулку, дежурство, умывание, игры и т.д.)

3.Фонематические процессы: логопед знакомит детей с  фонематическим восприятием, анализом, синтезом, представлениями, воспитатель повторяет, закрепляет.

4.Грамматический строй речи: логопед знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, воспитатель повторяет, отрабатывает, систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения

5.Связная речь: логопед и воспитатель работают в тесном контакте, одинаково много занимаясь формированием связной речи.

Слайд 7

Коррекция нарушений неречевых психических функций:

-слухового и зрительного восприятия; Игры из серии «Визуальный тренажер»- включает набор последовательно усложняющихся  заданий по разным  параметрам «Найди такую же картину в этом ряду», «Кто за  кем?»

Игры по развитию слухового восприятия: Что звучало? Найди игрушку и т.д.

-слухового и зрительного внимания; Игры: «Угадай, что исчезло?», «Кто поменялся местами?», Сложи узор, Найди букву, на прогулке  искать нужную букву, обращая внимание на вывески, рассматривая вместе, находим нужную букву.

-слуховой и зрительной памяти; «Прятки в шкафчике» (на какой полке красная бусинка), «Послушай-повтори, запомни слова, повтори в том же порядке, Опиши по памяти

-словесно-логического (вербального) мышления игры на сравнение предметов, найди различия и  признаки сходства предметов, игры на классификацию по наименованию, по размеру, по цвету, форме, по другим признакам – съедобное-несъедобное, дикие-домашние. Игры:  Договори слово, Найди лишнее слово, Как можно использовать предмет? н-р карандаш?, Скажи наоборот, подбор слов противоположного значения. Учим в играх сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

-моторики - общей, пальчиковой, артикуляционной

Слайд 8

Где взять время, чтобы справиться с комплексом задач по коррекции  нарушений у детей?

Необходима  логопедизация всей жизнедеятельности детей. 

Небольшое отступление, хочется напомнить, что в повседневном общении с детьми логопедической группы, значение, имеет речь воспитателя. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Итак, коррекционная работа проводится :

режимных моментах (начиная от приема детей в раздевалке, в умывальной комнате, в спальне, в уголке природы, других уголках предметно-пространственной развивающей среды – все  это широкая наглядная база для активизации, уточнения, формирования словарного запаса детей: различных частей речи).

организованной деятельности, отличительной особенностью является то, что кроме образовательных и воспитательных задач  стоят  коррекционные задачи, непосредственно связанные с  каждым видом деятельности: изо деятельность, музыкальная, РЭМП, физическая культура, лепка, рисование и т.д. Воспитатель обязательно планирует коррекционную работу во всех видах деятельности, указывая ее в плане работы.

неорганизованной деятельности:  в свободной деятельности детей, в самообслуживание, в хозяйственно-бытовом труде на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Здесь появляется больше возможностей развивать у детей неречевые психические функции.

-На индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Включают в себя работу над развитием речевых и неречевых психических функций вызывающих у ребенка наибольшие трудности.

Содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, временные, пространственные представления, сенсорные эталоны и т.д.

Слайд 9

Успех коррекционной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, которая заключается в интегрировании коррекционной работы в общеразвивающий, воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Слайд 10

Дорогие коллеги желаю вам успехов!

Эмоционального благополучия Вам, Вашим воспитанникам, Вашим близким положительного отношения к миру, к себе, к людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи обучения в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР

Выступление на родительском собрании. Цель - познакомить родителей с задачами обучения детей с ОНР (2 год обучения)...

Содержание деятельности воспитателя логопедической группы.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР...

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя логопедической группы Шигаповой Альфии Фахриевны

Предлагаю вашему вниманию свое портфолио профессиональной деятельности. Тема самообразования: "Развитие двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"....

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы

       Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепление речевых навыков в повседневной...

Статья: «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы»

Описание работы воспитателя логопедической группы в течение дня....

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.

   В группе  дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...