Статья: «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы»
статья

Шашко Людмила Владимировна

Описание работы воспитателя логопедической группы в течение дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Шашко Людмила Владимировна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 31

комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Заведующий ГБДОУ д/с № 31

Колесникова Валентина Николаевна

Статья: «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы»

Специфика деятельности воспитателя логопедической группы определяется:

1. Коррекционной направленностью работы с детьми с недоразвитием речи, с учетом особенностей их речевого развития, познавательно сферы, развития ВПФ и моторных функций, индивидуальных особенностей их развития.

Так, в процессе проведения занятий с детьми воспитатель должен:

  • - корректировать отклонения в умственном, физическом развитии детей данной группы;
  • - расширять представления детей об окружающем;
  • - развивать и совершенствовать деятельность сохранных анализаторов. Подготовка сенсорной базы для развития речи: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, создает предпосылки для развития компенсаторных возможностей ребенка, повышает эффективность проводимого коррекционного процесса.
  • - в процессе проведения занятий решаются общеобразовательные задачи- дети овладевают всеми видами деятельности, предусмотренными программой массового детского сада;
  • - в задачи воспитателя входит развитие речевой мотивации, формирование доступных форм словесно-логического мышления;
  • - особое значение придается развитию познавательной интересов, а у детей логопедической группы они снижены из-за влияния речевого недоразвития, из-за неправильных приемов воспитания;
  • - воспитатель должен создавать на занятиях доброжелательную обстановку, уметь сглаживать отрицательные проявления в поведении детей, связанные с переживанием за свой дефект (при дизартрии - неловкость, скованность, гиперсаливация), должен вселять в ребенка уверенность в свои силы в преодолении речевых трудностей;
  • - устранять негативные характерологические особенности, создавать спокойствие, заинтересованность к занятию;
  • - воспитатель должен уметь разбираться в специфических проявлениях поведения детей с речевыми нарушениями (РН), вовремя подмечать и гасить излишнюю нервозность, возбудимость, конфликтность. Умение правильно понять низкую работоспособность детей с РН, повышенную утомляемость, иногда вялость, пассивность, колебания настроения требуют от воспитателя логопедической группы дополнительных знаний возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей дошкольного возраста, имеющих те или иные нарушения речевого развития, понимать их возможную реакцию на свой дефект в различных ситуациях общения. Так не следует фиксировать внимание детей на возникновении запинок в речи, на повторении первых звуков, слогов. Но о таких явлениях необходимо сразу сказать логопеду. Своевременно принятые меры позволяют предупредить формирование вторичных нарушений в виде нежелательных отклонений в поведении, негативных черт характера (при заикании - застенчивость, чувство ущемленности, агрессивность, логофобии), создают нормальные спокойные отношения в коллективе.
  • - особое внимание воспитатель должен уделять детям, имеющим отягощенный анамнез, а также детям, отличающимся психофизиологической незрелостью. Так. Часто у детей речевой дефект сочетается с двигательной неловкостью, нарушением чувства ритма, темпа, нарушением координации, синхронности движений (неумение прыгать через скакалку, делать подскоки и т.д.), нарушением мелкой моторики рук (неумение застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д.). Поэтому, в процессе коррекционного обучения воспитатель должен уделять особое внимание развитию пальчиковой моторики, которая тесно связана с речевой («играем пальчиками и развиваем речь»). Эту работу воспитатель может проводить на занятиях по ИЗО, лепке, конструировании, аппликации, а также во вне учебное время воспитатель предлагает детям складывать мозаику , фигуры из спичек, собирать рассыпанные пуговицы, тренироваться в застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.т. Важны занятия по подготовке руки к письму.
  • - *Развитие общей моторики в направлении расширения объема движений, координации, воспитания чувств ритма, темпа, пространственной ориентировки осуществляется на специальных физкультурных и музыкальных занятиях. К этой работе необходимо подключать родителей.
  • 2. К воспитателю логопедической группы предъявляются дополнительные требования:
  • - воспитатель должен знать картину нарушений речи каждого ребенка, умет слышать дефекты речи;
  • - должен знать содержание логопедической работы с детьми на каждом этапе обучения. Воспитатель должен присутствовать на фронтальных занятиях логопеда (в подготовительной группе). Он фиксирует трудности, которые возникают у детей в ходе занятия и потом может отработать часть материала на своих занятиях;
  • - воспитатель должен знать, какие требования предъявляются к речи ребенка на каждом этапе логопедической работы. Воспитатель ежедневно следит за речевой деятельностью детей, за речевой активностью, за правильным употреблением звуков в речи, правильным пользованием отработанными грамматическими категориями в повседневной жизни с учетом требований, предъявляемых к речи ребенка на данном этапе коррекционной работы. Воспитатель обращает внимание ребенка на ошибку, деликатно исправляет ошибки в речи ребенка. Для этого, логопед не реже, чем один раз в месяц проводит беседы и знакомит воспитателей с тем, какие сдвиги произошли в их речевом развитии;
  • - занятия по развитию речи согласуются с логопедом. Работа воспитателя во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая определенную познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. В любом случае воспитатель согласовывает с логопедом тему занятия, словарь: предметно-глагольный, словарь признаков, который необходимо активизировать. Обговариваются виды работ. Так на начальных этапах обучения, когда речевые возможности детей очень ограничены, не рекомендуется заучивание, стихов, пересказ рассказов. Ведущими видами деятельности являются рассказывание и чтение воспитателем, рассматривание картин, беседа по вопросам, знакомство и расширение представлений детей об окружающем, развитие понимание речи, расширение словаря. А на индивидуальной работе логопед готовит детей к более сложной работе. Подготовка к занятию по развитию речи проводится в определенной последовательности. Собственно формированию речевых навыков предшествуют действия с предметами, наблюдения за окружающими явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания объекта изучения, беседы по картине. Необходимым элементом при изучении новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, назначению, по признакам, выполнение заданий на классификацию предметов, действий, признаков (с использованием картинок).

Например, лексическая тема «Транспорт».

Транспорт на нашей улице - трамвай, автобус и т.д. Воспитатель организует наблюдение детей за уличным движением в ходе экскурсии. Знакомит с различными видами транспорта, в зависимости от их назначения - пассажирский, грузовой, специальный (скорая помощь, милицейская машина). Знакомит детей с названиями профессий людей, работающих на транспорте. Дети изучают части автомобиля и их названия: кузов, кабина, капот, колеса, руль, тормоза, фары, подфарники и т.д. А логопед на своих занятиях, опираясь на уже знакомую детям лексику, решает коррекционные задачи, связанные с формированием у детей лексической системности, развитием словообразования, словоизменения, грамматических категорий.

В ходе планирования совместной деятельности следует учитывать следующее:

  • · Работа логопеда и воспитателя с детьми по развитию речи проводится по определенным лексическим темам. Поэтому, в начале учебного года логопед и воспитатель согласовывают последовательность изучения лексических тем.
  • · Необходимо помнить, что названия тем фронтальных логопедических и воспитательских занятий с детьми по развитию речи имеют различные формулировки. У воспитателя тема занятия может совпадать с изучаемой лексической темой, например, «Посуда». Тема логопедического занятия формулируется строго в соответствии с программой коррекционного обучения детей в группе данного профиля (ОНР, ФФН), например, «Приставочные глаголы». Логопед, формируя у детей навыки образования приставочных глаголов, опирается при этом на лексическую тему воспитателя «Посуда» (наливает, переливает, выливает и т.д.).
  • 3. Специфика работы воспитателя логопедической группы заключается в проведении логопедических занятий с детьми по заданию логопеда в вечернее время.

Во второй половине дня (после сна или полдника) отводится специальное время (30 мин.) для вечерней работы воспитателя по заданию логопеда для закрепления формируемых у детей речевых навыков. На вечернюю работу планируется 5-7- детей. Работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Имена детей и задания записываются в специальную тетрадь преемственности в работе логопеда и воспитателя в соответствии с правилами ее заполнения. Логопед пишет задание, а воспитатель после его проведения фиксирует его результаты.

Следует помнить, что все усилия воспитателя направлены на закрепление у детей формируемых логопедом умений и навыков, поэтому логопед не предлагает упражнения, которые он с ребенком не проводил. Перечислим виды заданий, которые можно планировать воспитателю на вечернюю работу:

  • - закрепление уже поставленных звуков;
  • - развитие фонематического слуха;
  • - закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов;
  • - закрепление грамматических форм языка;
  • - расширение и уточнение словаря;
  • - отработка сложных по слоговой структуре слов;
  • - развитие графомоторных навыков;
  • - повторение стихотворений, рассказов;
  • - развитие мелкой моторики и ВПФ.

Задания, которые нельзя планировать воспитателю:

  • - постановка и закрепление только что поставленного звука;
  • - те виды работ, которые логопед с ребенком не выполнял.

Используемая литература:

    1. Арефьева З.А. Учитель-логопед ДОУ № 64, Подобед С.О., методист РУО, г. Красноярск, «Организация работы логопедического пункта в ДОУ», научно-методический журнал ЛОГОПЕД №6, 2004

    2. Зальцман Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта/Л.М. Зальцман. // Дефектология.-2006. - №2.-С.31-35

    3. Карелина И.Б. Коррекция голосовых расстройств у дошкольников, - М.: Айрис-пресс,2005.- с. 83

    4. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / изд. «Просвещение», 2008

    5. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе логопеда и воспитателя / Дефектология №1.2004

    6. Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК», 2003.-336 с. (Серия «Библиотека логопеда»).

    7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений/ под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-408 с.

    8. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи / Ю.В.Микляева // Дефектология.-2001.-№4.-С.77-80

    09. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. -2 изд., - М.: АРКТИ, 2003.-240 с.

    10. Панагушина Л.В., логопед ДОУ №1 «Дружные ребята», г. Поронайск, Сахалинская обл., «Сотрудничество логопеда и родителей», научно-методический журнал ЛОГОПЕД №6, 2005 г.,

    11. Филиппович И.В., доцент МГЭИ, г. Минск «Взаимодействие специалиста, родителя и ребенка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе», научно-методический журнал ЛОГОПЕД №6, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели, задачи, содержание деятельности воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;-Коррекцию недоразвития неречевых психических ф...

Содержание деятельности воспитателя логопедической группы.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР...

Статья "Особенности взаимодействия воспитателей логопедической группы с родителями"

В статье указаны основные моменты работы с родителями логопедической группы, на которые нужно обратить внимание воспитателям....

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Статья "Коррекционная работа воспитателя логопедической группы"

Коррекционная работа воспитателей логопедических групп.Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правил...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Специфика работы воспитателя логопедической группы

4. Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...