Коррекционные  упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи
план-конспект занятия по логопедии на тему

Егорова Ольга Александровна

 

 

Коррекционные  упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo_8.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные  упражнения, направленные на развитие звуковой  культуры речи, лексического строя, синтаксического строя, связной речи для ученика с дислалией, автоматизация звук Л.

Тема: «Осень»

Стихотворение В. Авдиенко «Осень».

Ходит осень по дорожке, 
Промочила в лужах ножки. 
Льют дожди, 

И нет просвета. 
Затерялось где-то лето. 
Ходит осень, бродит осень. 
Ветер с клёна листья сбросил. 
Под ногами коврик новый, 
Жёлто-розовый – кленовый.

Упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи

Звуковой культуры речи - формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).

Цель:   Развивать речевой слух, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить

             звук Л во фразах при произнесении их на одном выдохе, воспитывать  

            умение говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе.

Следить, чтобы дети говорили фразы четко, громко, на одном выдохе.

  1. Чистоговорки - повторение слогов с разной интонацией:

ла-ла-ла (с удивлением) ля-л-ля

лу-лу-лу (с радостью) лю-лю-лю

ли - ли- ли (с грустью) лы-лы-лы

Ла-ла-ла очень тонкая …  (игла).
Ло-ло-ло очень легкое … (весло).
Лу-лу-лу мы увидели … (луну).
Ал-ал-ал купили мне … (пенал).
Ол-ол-ол мы сели все за …(стол).
Ул-ул-ул какой удобный …(стул).

  1. Скороговорки - необходимо, чтобы в скороговорках был звук Л. Например:
  • Ехали мы, ехали,
    До ели доехали,
    До ели доехали,
  • Ель мы объехали, 
    И домой поехали.
  • Лена искала булавку,
    А булавка упала под лавку,
    Под лавку залезть было лень,
    Искала булавку весь день.
  • Карл у Клары украл кораллы,
    А Клара у Карла украла кларнет.
  • Вы малину мыли-ли?
    Мыли, но не мылили.
  • У ёлки иголки колки,
    Ёлка, ёлка, ёлочка,
    Колкая иголочка.
  • Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

  1. Отгадывание загадок.  Сохраняется тема «Осень» (обязательно присутствие звука Л):

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

- Это осень.

Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ... 
- Что это?

 - Это листопад.

Упражнения, направленные на развитие синтаксического строя речи

Цель: учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать  полным ответом    

         на его вопросы, высказываться в присутствии других детей - составлять    

        связные предложения, слушать друг друга.

- А почему это происходит осенью?

- Солнце светит реже, становится прохладно, дерево готовится к отдыху.

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
- Что это?

-  Осенний лист

 - Что имеется в виду?

- Осенью с деревьев опадает листва.

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки

- Что это?

- Это дерево.

- Почему и о чем говорится:

«весной и летом мы видим одетым»?

- На дереве весной и летом есть листва.

- Почему говорится:

«упали все рубашки»?

- Это говорится о листве.

  • Зрительного восприятия букв. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Учимся узнавать букву Л:

- Давайте нарисуем елочку "Штрихом", я на доске мелом, а вы в воздухе.

- Скажите какая буква спряталась в нашем рисунке?

- В нашем рисунке спряталась буква Л.

- Верно, буква "эль", "эл" Л

  • Работа над звуковым составом слова:

- Какие звуки дает буква "эль"?

- Буква «эль» дает два звука [л'] - мягкий [л] – твердый.

- Правильно [л'] - мягкий [л] - твердый

- В слове ель есть звук [л] или [л']

- В слове ель есть [л'] – мягкий.

- В слове елка есть звук [л] или [л']

- В слове елка есть [л] – твердый.

Упражнения, направленные на развитие лексического строя речи:

Цель:  Расширять и активизировать словарный запас по теме «Осень».  

           Формировать практические навыки правильного употребления

            прилагательных, существительных, закреплять умение согласовывать

           существительные с прилагательными. Развивать навыки связного

           высказывания, познавательные способности.

 

  • Работа над стихотворением:

- Про какое время года нам рассказывает автор?

- Автор рассказывает нам про осень.

- Что в стихотворении автор рассказывает нам про осень?

- Автор в стихотворении рассказывает нам, что осенью льют дожди, что прошло лето, появился сильный ветер, листья клена становятся желто-розовыми и облетают.

- Если дерево изображено осенью, то оно какое?

- Дерево осеннее.

- Назовите что есть у дерева? (показ по картинке).

- У дерева есть корни.

- У дерева есть ствол.

- У дерева есть ветки.

- У дерева есть почки.

- У дерева есть листья.

  • Дидактическая игра «Назови правильно» (показ по картинке)

- Назовите правильно деревья.

- Это дуб.

- Это осина.

- Это береза.

- Это тополь,

- Это ива.

- Это клен.

- У всех этих деревьев есть листва, значит они какие?

- Это деревья лиственные.

  • Звуковая культура речи - работа над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. Используется общая моторная зарядка (зарядка соответствует нашей теме «Осень»):

- А сейчас возьмем наши  листья и выходим в круг.

Мы листики осенние, (Показ листьев)

На ветках мы сидели,

Ветер дунул - полетели, (дети дуют на листочки)

Мы летели, мы летели. (Движение по кругу)

И на землю тихо сели. (Дети кладут листья на пол)

- Опять ветер дунул, полетели. (Подбрасывают и дуют)

- Что у нас получилось?

- Получился листопад.

- Присели, рассмотрели листья. (Дети берут листья).

- Какой формы листья?

- Листья овальной и круглой формы.

- Какого цвета листья? (Дети учатся развитию синтаксического строя речи – отвечают на вопросы полным ответом)

- У меня лист желто-коричневого цвета.

- У меня лист желто-зеленого цвета.

- У меня лист багряного цвета.

- Дети берут себе, один лист и проходят на свои места.

  • Использование  толкового словаря Даля (развитие лексического строя речи):
    Багряный цвет (или по-другому пурпурный) – это  самый яркий и густой красный цвет, но никак не с огненным отливом, а с едва заметною просинью.

  • Ознакомление учащихся с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Дидактическая игра «Назови ласково» :

Лист - Листочек

Ветер – Ветерочек

Береза - Березонька

Ветка - Веточка

Дуб - Дубочек

Дерево – Деревце

Упражнения, направленные на развитие связной речи.

Цель: Последовательно и четко составлять описательный и сюжетный

           рассказы на предложенную тему, приобщение детей к подлинно

          художественной речи, запоминание эмоциональных, образных  

          слов и словосочетаний, дети учатся отвечать на вопросы полным  

         ответом, составляют сами предложения.

  1. Подбор слов-значений  «С какого дерева лист»:

- Посмотрите внимательно на свои листья и назовите с какого дерева лист.

- У меня лист с березы.

- У меня лист с клена.

- А теперь помогите мне (показ гербария).

- Лист клена (какой)?

- Кленовый лист.

- Лист березы (какой)?

- Березовый лист.

- Лист рябины (какой)?

- Рябиновый лист.

- Лист тополя (какой)?

- Тополиный лист.

- Лист дуба (какой)?  

- Дубовый лист.

  1. Составление пересказа (возможные варианты): 
  • по иллюстрации или серии иллюстраций;
  • по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;
  • краткий пересказ;
  • пересказ по вопросам;
  1. Домашнее задание:
  • выучить наизусть это стихотворение,
  • нарисовать к этому стихотворению рисунок.

Используемая литература:

  1. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  2.  Ткаченко Т. А. «В первый класс — без дефектов речи». Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  3. Авдиенко В. стихотворение «Осень».
  4. Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи».  М.: Эскмо, 2005 г.
  5. Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся образовательной школы».  М., 1984 г.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие ритма речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста....

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи

Дидактическая разработка "Игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи"...