Обследование состояния психомоторики у детей с ОНР.
статья по логопедии по теме

Слязина Ольга Анатольевна

В статье описаны приемы для исследования психомоторики у детей с ОНР, которые использовались в речевом детском саду во время мониторинга (сентябрь, январь, май). По результатам мониторинга составлялся перспективный план работы по логоритмике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_sostoyaniya_psikhomotoriki_u_detey_s_onr.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование состояния психомоторики у детей с ОНР.

учитель-логопед Слязина Ольга Анатольевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского р-на СПб, г.Павловск

Для более успешной организации логоритмических  занятий, логопедом проводится обследование состояния психомоторного развития у детей с ОНР в начале, середине и конце учебного года совместно с музыкальным руководителем.

Совместное логоритмическое  обследование музыкального руководителя и логопеда позволяет уточнить картину психомоторного состояния детей с ОНР. Все полученные данные фиксируются и оформляются в таблицу. По результатам обследования определяется уровень психомоторного развития группы и составляется перспективное планирование коррекционного обучения.

Уровень развития психомоторики у дошкольников с ОНР находится в прямой зависимости от тяжести речевых нарушений. Недостаточность двигательных функций, в большей степени касается динамических характеристик движений:  несформированной  динамики двигательных актов, незрелость кинетической составляющей двигательного акта, трудности удержания последовательных двигательных программ (в пробе «кулак - ребро - ладонь»). Выявляется незрелость пространственного праксиса, недостаточность слухо-двигательных координаций, а также дифицитарность зрительно-пространственного, акустического и речеслухового восприятия.

Динамика в состоянии психомоторики, общих речевых навыков отслеживается сопоставлением результатов выполнения детьми проб до начала обучения, в середине года и в конце года.

Последовательная, спланированная работа по развитию и коррекции психомоторики, речи средствами логоритмических занятий дает значительную динамику в их формировании.

Логоритмические занятия способствуют предупреждению трудностей в овладении письмом и чтением, связанных с незрелостью и нарушениями функции слухо-зрительно- двигательной координации.

Пробы взяты из книги Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика».

Исследование пространственной организации движения

Приемы для всех возрастных групп. По подражанию. Повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого угла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движение справа; то же, слева.

По словесной инструкции проделать эти же задания.

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

Исследование артикуляционной моторики.

Исследование объема и качества движений губ.

Приемы для всех возрастных групп. По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз. Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

Исследование объема и качества движений мышц щек.

Приемы для всех возрастных групп:        надуть левую щеку, надуть правую

щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Исследование объема и качества движений языка.

Приемы для вех возрастных групп: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета. Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

Исследование произвольной мимической моторики.

Исследование объема и качества движения мышц лба.

Приемы для всех возрастных групп: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки); или движение не удается.

Исследование объема и качества движений мышц глаз.

Приемы для всех возрастных групп: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или ребенок зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость. Сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

Исследование слухового внимания.

Приемы для всех возрастных групп. Показать, какой предмет прозвучал: барабан, колокольчик и т.д. определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: шуршание бумаги, звон колокольчика и т.д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

Исследование музыкального слуха.

Прием для всех возрастных групп. Ребенку предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

Исследование восприятия музыки.

Прием для всех возрастных групп. Прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.

Отметить: умение определить контрастную музыку.

Исследование звуковысотного слуха.

Приемы для всех возрастных групп. Определить, как звучал колокольчик («пел песенку») - выше - ниже; определить направление звукоряда на металлофоне. Металлофон поставить наклонно («музыкальная лесенка»). На конце молоточка укрепить матрешку. Дети определяют, куда, по ступенькам, «идет» матрешка.

Отметить: различают ли дети направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

Исследование ритмического чувства.

Детям предлагается простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок. Или педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т.д.), ребенок в этом же ритме повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

Исследование продолжительности и силы выдоха.

Приемы для всех возрастных групп. Сыграть на любом духовом инструменте, под дувать пушинки и т.п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох.

Исследование статической координации движений.

Приемы для дошкольников. 1)Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения - 5 сек., по два раза для каждой ноги.

2) стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения - 5 сек.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места; кается пола другой ногой; отказывается выполнять пробу.

Исследование динамической координации движений.

Прием для дошкольников. 1)Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго - третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные; чередование хлопка и шага не удается.

2) выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, становится на всю ступню.

Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Приемы для всех возрастных групп. По подражанию. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обоих рук одновременно («здравствуй, пальчик»).

Отметить:        плавное, точное и одновременное выполнение проб;

напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике детских образовательных учреждений используются диагностические методики, предложенные Н. О. Озерецким и Н. И. Гуревичем. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны.

(из книги Т.С. Овчинниковой «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой»)

Задания для детей 4—5 лет

А — Пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 10 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

В — После предварительного показа ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой и левой руки поочередно кончика носа.

С — В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера.

D — На стол ставится картонная коробка размером Ю х Ю см, перед которой на расстоянии 5 см раскладывается в беспорядке 20 монет диаметром 2 см. По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется прочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 сек., для второй руки - 20 сек.

Задания для детей 5—6 лет

А — Пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек.

В — Ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и свобода совершаемого движения.

С — Ребенок должен поразить мячом цель размером 25 х 25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно.

D — Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5x5 см, рука вытянута вперед, помощь другой рукой отсутствует. Для ведущей руки норма 15 сек., для второй — 20 сек.

Задания для детей 6—7 лет

А — В течение 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена к колену и отведена под прямым углом. После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

В — Ребенку предлагается по команде быстро без помощи рук сесть по- турецки, затем встать.

С — ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

D— Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй — 45 сек.

Примечание:

А — пробы на статическую координацию и статическую выносливость.

В — пробы на динамическую координацию, на способность согласовывать отдельно взятые, изолированные движения в единый двигательный комплекс, а также на способность вести выразительные пластичные движения.

С — пробы на зрительно-моторную координацию, на точность выполнения движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.

D — пробы на более согласованные, более дифференцированные действия, на способность к манипулированию предметами.

Контрольные упражнения для оценки сформированности

основных движений

Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду. Согласно возрасту, ребенок должен освоить следующие движения:

Ходьба:

  1.  года — ходьба простая в разных направлениях, с остановкой, приседанием, обходя предметы;
  2.  года — ходьба с высоким подниманием колена, на носках, с изменением темпа, приставными шагами вперед, в стороны;
  3.  лет — ходьба на носках руки за голову, на пятках, перекатом с пятки на носок, ходьба в ритм на месте и с продвижением;
  4.  лет — гимнастическая ходьба, ходьба на наружных сторонах стопы, приставным шагом с хлопком.

Бег:

3 года — бег трусцой без изменения темпа, бег по кругу;

  1.  года — бег на скорость с произвольным изменением темпа; бег с остановкой и сменой направления;
  2.  лет — бег в ритм на месте и с продвижением, с преодолением препятствий — обегать, перепрыгивать, пролезать;

блет — высокий бег, бег с захлестыванием голени, уметь убегать от водящего, догонять убегающего.

Прыжки:

3 года — подпрыгивание на месте, прямой галоп, прыжки с предметов (высота 15—20 см);

  1.  года — прыжки на месте в ритм, боковой галоп, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через невысокие предметы (5 см);
  2.  лет — прыжки на месте с поворотом на 90 градусов, ноги вместе — ноги врозь, поскок в ритм с продвижением, прыжки с места в высоту, глубину, длину.
  3. лет — прыжки на одной ноге с продвижением, подпрыгивать на месте — одна нога вперед, другая назад, поскок в ритм на месте, прыжки с разбега в высоту, длину, прыжки через длинную качающуюся скакалку, через короткую вращающуюся скакалку.

Список литературы

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. - 191с.
  2.  Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб.: КАРО,2006. - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста

Обследование речи детей даёт педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять эффективность отдельных методических приёмов. Речь сложная психическая функция, которая  оказывае...

Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями

Материал создан в помощь специалистам при обследовании детей и оформлении речевой карты...

Обследование состояния развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребёнка на начало и конец учебного года....

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ.Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии ми имеем ...

Обследование состояния связной речи детей с ОНР

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Это обусловлено тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, ...