Перспективное планирование по логоритмике в средней группе ДОУ.
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Слязина Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по логоритмике составлено на основе программы коррекционно-развивающей работы разработанной Нищевой Н.В., а также с учетом рекомендаций изложенных Волковой Г.А. в книге «Логопедическая ритмика».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_perspektiv._planir._po_logoritmike_sr.gr_.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по логоритмике в средней группе

учитель-логопед Слязина Ольга Анатольевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского р-на СПб, г.Павловск.

Логопедическая ритмика строится на общедидактических и специфических принципах. Принцип систематичности и постепенного повышения требований является обязательным для логоритмического комплекса мероприятий. Так же нужно учитывать принцип комплексности, который предполагает связь логоритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями. Поэтому, перед проведением логоритмического занятия,  необходимо составить перспективное планирование работы с учетом выше перечисленных принципов.

Перспективное планирование составлено на основе программы коррекционно-развивающей работы разработанной Нищевой Н.В., а также с учетом рекомендаций изложенных Волковой Г.А. в книге «Логопедическая ритмика».  

Перспективное планирование по логоритмике в средней группе

 1 период (октябрь, ноябрь, декабрь)

Артикуляция, мимика

  1.  Уточнение артикуляции гласных звуков (немая артикуляция, шепот, громко); согласных звуков (б, п, м, н, д, т, г, к, х, в, ф) под ритмическую музыку или счет.
  2.  Отработать чистое произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в потешках и игре.
  3.  Активизация движений речевого аппарата с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики и специальной артикуляционной гимнастики (темп быстрый).
  4.  Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов в игре и ролевом поведении детей.
  5.  Обучение показыванию эмоциональных состояний (отдельные статические позы): боли, гнева, радости, печали перед зеркалом и без зеркала.
  6.  Закрепление умения показывать эмоции «веселый - грустный», «кислый - сладкий».
  7.  Обучение детей выполнению массажа лица.

Дыхание

  1.  Формирование правильного физиологического и речевого дыхания (игры на дыхание с предметами).

Упражнения проводятся в сочетании с релаксацией без музыки в медленном

темпе, с точной фиксацией «вдох-выдох».

При постановке и развитии навыка правильного дыхания использовать игровые упражнения лежа (сидя, стоя). Фиксировать «вдох через нос, выдох

через рот» под счет от 3 до 7 сек.

  1.  Обучение дыхательным упражнениям с вокализацией на гласный звук со зрительной опорой.

Голос

  1.  Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.
  2.  Обучение детей изменению силы голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
  3.  Обучение пропеванию гласных с изменением высоты голоса.
  4.  Обучение произношению гласных «громко - тихо» с соответствующим музыкальным аккомпанементом.
  5.  Обучение различению звуков по высоте.

Развитие творческой инициативы

  1.  Обучение импровизации однотипных действий {летчик ведет самолет).
  2.  Обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие творческих проявлений в музыкальной деятельности.
  3.  Обучение правильным приемам игры на металлофоне и ударных инструментах. Формирование умения вслушиваться в звучание каждого инструмента.
  4.  Формирование умения самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыкального произведения. Совершенствование умения выразительно исполнять образные движения в играх и хороводах.
  5.  Развитие интереса к театрализованным играм. Обучение разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке.

Пение

  1.  Формирование навыков пения, движения под музыку.
  2.  Обучение правильно передавать мелодию.

Физическое развитие

  1.  Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, координации движений, ориентировки в пространстве (вверху, внизу, влево, вправо, около, рядом).
  2.  Обучение выполнению движений не только по демонстрации, но и по указанию без музыки в ритм. Обучение ходьбе, бегу с согласованными движениями рук и ног, ходьбе и бегу на носках, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом.
  3.  Обучение детей построениям: в колонне по одному, по двое, по прямой, по кругу, врассыпную, с изменением направления.
  4.  Закреплять умение ловить мяч кистями рук, ударять мяч об пол.
  5.  Учить выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинку, поскоки; ставить ногу на носок, на пятку.
  6.  Формировать навык осознанного восприятия пространства.
  7.  Формирование умения выполнять упражнения под музыку.
  8.  развитие двигательной активности, самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх.
  9.  Развитие тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике без музыкального сопровождения. Включение игр, упражнений, способствующих развитию мелких движений рук.

Виды движений: сжимание - разжимание кистей рук; имитационные движения кистями рук; поочередное касание пальцев на каждой руке отдельно.

  1.  Обучение управлению собственным телом (статические, динамические упр.). Совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса (поднимать руки вверх, вперед, в стороны, ставить на пояс, отводить руки за спину, закладывать руки за голову), для туловища

(поворачиваться в стороны, наклоняться вперед, вправо, влево), для ног (подниматься на носки, выставлять ногу вперед на пятку, на носок, выполнять притопы, полуприседания, приседания, поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях).

Развитие чувства музыкального размера (метра)

  1.  Продолжение работы над неожиданным акцентом.
  2.  Обучение давать ответную реакцию условным движением без предметов или с предметом.

Развитие чувства музыкального темпа

  1.  Обучение детей обращать внимание на темп мелодии, силу звука.
  2.  Развитие чувства темпа по контрасту «быстро - медленно» с простыми движениями {хлопки).

Развитие чувства музыкального ритма

  1.  Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова {мак — погремушка).
  2.  Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.
  3.  Формирование чувства ритма в движении, в играх с музыкальным сопровождением.
  4.  Формирование координации речи с движением без музыкального сопровождения.
  5.  Развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.

Регуляция мышечного тонуса

  1.  Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения.
  2.  Соотнесение понятия «сильно - слабо» в звучащем процессе с терминами «громко - тихо».
  3.  Обучение выполнению движений по контрасту «покой - напряжение» в положении стоя, сидя с соответствующим музыкальным сопровождением или без музыкального сопровождения, с предметами или без предметов.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза в подвижных играх, играх-вокализациях

  1.  Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков.
  2.  Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких

и

низких звуков.

  1.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков.
  2.  Формирование умения выделять начальные ударные гласные А, У из слов.
  3.  Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: А,У.

Развитие лексико - грамматического строя речи, связной речи в подвижных играх, играх-вокализациях

  1.  Развитие диалогической речи.
  2.  Обучение отвечать на вопросы предложением из 2 - 3 слов.
  3.  Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (осень, овощи).
  4.  Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), определительных местоимений (такой же, такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый, пятый).
  5.  Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.
  6.  Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

2 период

Артикуляция, мимика

  1.  Обучение показыванию отдельных статических поз без зеркала под соответствующую музыку с голосовыми упражнениями (междометия).
  2.  Дальнейшая подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики под музыку в быстром темпе.
  3.  Закрепление четкой артикуляции гласных изолированно, в ряду гласных (немая артикуляция, шепот, громко) под счет, ритмическую музыку.
  4.  Четкое произношение поставленных согласных изолированно, в слогах.
  5.  Самостоятельное проведение детьми массажа лица перед мимическими упражнениями.
  6.  Обучение разыгрыванию этюдов на выражение основных эмоций.

Дыхание

  1.  Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Постановка и развитие навыка правильного дыхания с четкой фиксацией «вдох через нос, выдох через рот». Обучение совмещению навыка дыхания с движениями в положении сидя. Использование движений рук, поворотов туловища, наклонов влево - вправо, наклонов головы.
  2.  Обучение дифференциации ротового и носового вдоха - выдоха (с зеркалом и без зеркала) с использованием игр на дыхание.

Голос

  1.  Закрепление умения изменять силу голоса, обучение детей говорить тише, громче.
  2.  Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).

Развитие творческой инициативы

  1.  Обучение импровизации однотипных действий {летчик ведет самолет).
  2.  Формирование умения выразительно передавать игровой образ (садовник копает землю, ухаживает за растениями, собирает урожай, угощает друзей), использовать знакомые плясовые движения в свободной пляске.
  3.  Стимулирование, развитие и поощрение у детей игр, развивающих голос, интонацию.
  4.  Воспитание у детей любви к музыке. Формирование умения осознанно слушать музыку разного характера, запоминать ее, высказывать свои впечатления.
  5.  Совершенствование умения подыгрывать на детских музыкальных инструментах простейшие мелодии, построенные на одном - двух звуках.
  6.  Дальнейшая активизация игровой деятельности, развитие творческих способностей, наблюдательности, активности, коммуникативных навыков,

Пение

взаимодействия. Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

  1. Развитие умения петь выразительно, в едином темпе, протяжно, согласованно, брать дыхание (делать вдох) между короткими музыкальными фразами, точно интонировать мелодии песен, постепенное движение мелодии вверх и вниз.

Физическое развитие

  1.  Развитие и совершенствование двигательных умений, координации движений, ориентировки в пространстве, обучение следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях.
  2.  Совершенствование навыка выполнения движений по указанию.
  3.  Формирование умения выполнять цикличные движения под музыку.
  4.  Дальнейшее совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног с предметами и без них под ритм.
  5.  Дальнейшее развитие двигательной активности, самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх.
  6.  Совершенствование умений ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; бегать легко, ритмично, отталкиваясь носком; ходить по прямой, по кругу, по границе зала, змейкой, между предметами, врассыпную; чередовать ходьбу с бегом, прыжками; менять направление и темп движения.
  7.  Обучение прыжкам на одной ноге, бросанию мяча о землю и ловле его двумя руками (3-4 раза подряд).
  8.  Совершенствование имеющихся музыкально - двигательных навыков. Закрепление умения выполнять знакомые танцевальные движения, двигаться ритмично соответственно характеру музыки.
  9.  Совершенствование тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике с музыкальным сопровождением.

Виды движений: сжимание - разжимание кистей рук; имитационные движения кистями рук; поочередное касание пальцев на каждой руке отдельно.

Развитие чувства музыкального размера (метра)

  1.  Продолжение работы над неожиданным акцентом.
  2.  Обучение давать ответную реакцию условным движением без предметов или с предметом.

Развитие чувства музыкального темпа

  1.  Обучение детей обращать внимание на темп мелодии, силу звука.
  2.  Развитие чувства темпа по контрасту «быстро - медленно» с простыми

движениями (хлопки).

  1.  Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу)

Развитие чувства музыкального ритма

  1.  Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
  2.  Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.
  3.  Формирование чувства ритма в движении, в играх с музыкальным сопровождением.
  4.  Формирование координации речи с движением без музыкального сопровождения.
  5.  Развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.
  6.  Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Регуляция мышечного тонуса

  1.  Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения.
  2.  Соотнесение понятия «сильно - слабо» в звучащем процессе с терминами «громко - тихо».
  3.  Обучение выполнению движений по контрасту «покой - напряжение» в положении стоя, сидя с соответствующим музыкальным сопровождением или без музыкального сопровождения, с предметами или без предметов.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза в подвижных играх, играх-вокализациях

  1.  Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками А, У.
  2.  Формирование умения выделять из ряда звуков гласные О, И, начальные ударные звуки О, И в словах и различать слова с начальными ударными звуками А, У, И , О в ряду слов.
  3.  Дальнейшее развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.
  4.  Дальнейшее развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, «контрастного» звучания нескольких игрушек или предметов - заместителей.

Развитие лексико - грамматического строя речи, связной речи в подвижных играх, играх-вокализациях

  1.  Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (<сугроб — сугробы).
  2.  Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у).
  3.  Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами (дом - домик).
  4.  Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия.
  5.  Совершенствование диалогической речи.
  6.  Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств игре и ролевом поведении.

3 период (апрель, май, июнь)

Артикуляция, мимика

  1.  Обучение разыгрыванию этюдов на выражение основных эмоций.
  2.  Закрепление правильного уклада гласных звуков, согласных и их автоматизация (немая артикуляция, шепот, громко) изолированно, в слогах, словах, в игровой и свободной речевой деятельности под счет, ритмическую музыку.
  3.  Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп звуков в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики под музыку в быстром темпе.
  4.  Обучение показыванию отдельных статических поз на выражение эмоций без зеркала под соответствующую музыку с голосовыми упражнениями (междометия).
  5.  Самостоятельное проведение детьми массажа лица перед мимическими упражнениями.

Дыхание

  1.  Закрепление навыка правильного физиологического дыхания, развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2.  Обучение дифференциации ротового - носового вдоха - выдоха.
  3.  Закрепление навыков дыхания в движении стоя.

Голос

  1.  Закрепление умения изменять силу голоса, обучение детей говорить тише, громче.
  2.  Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).

Развитие творческой инициативы

  1.  Совершенствование умения слаженно, ритмично играть в небольшом ансамбле простейшие мелодии, построенные на 1        -        2 звуках.

Совершенствование навыка игры на металлофоне.

  1.  Дальнейшее развитие творческих способностей, наблюдательности, активности, коммуникативных навыков, взаимодействия в игровой деятельности. Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
  2.  Обучение импровизации однотипных действий {летчик ведет самолет).
  3.  Формирование умения выразительно передавать игровой образ (садовник копает землю, ухаживает за растениями, собирает урожай, угощает друзей), использовать знакомые плясовые движения в свободной пляске.
  4.  Стимулирование, развитие и поощрение у детей игр, развивающих голос, интонацию.

  1. Воспитание у детей любви к музыке. Формирование умения осознанно слушать музыку разного характера, запоминать ее, высказывать свои впечатления. Обогащение внутреннего мира детей в процессе слушания музыкальных произведений различного характера.

Пение

  1.  Совершенствование умения петь легким звуком, чисто интонируя мелодию, передавая характер песни.
  2.  Совершенствование умения петь с музыкальным сопровождением и без него.
  3.  Закрепление умения самостоятельно начинать пение после вступления, петь согласованно, вместе начиная и заканчивая песню.

Физическое развитие, игровая деятельность

  1.  Совершенствование координации движений, ловкости в подвижных играх.
  2.  Формирование правильной осанки.
  3.  Развитие и совершенствование двигательных умений.
  4.  Формирование умения ходить на наружных сторонах стоп, приставным шагом влево и вправо, с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук), в чередовании с бегом, прыжками, со сменой направляющего.
  5.  Обучение кружению вправо и влево, держа руки на поясе.
  6.  Совершенствование умения выполнять цикличные движения под музыку.
  7.  Дальнейшее совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног с предметами и без них.
  8.  Развитие у детей умения быть организованными, учитывать интересы товарищей.
  9.  Совершенствование умения кружиться по одному и в парах, двигаться парами по кругу, перестраиваться из круга врассыпную и обратно.

10. Обучение выполнению общеразвивающих упражнений под музыку в сериях.

  1.  Формирование пространственных представлений с помощью основных движений. Упражнение детей в определении направления от себя (впереди, сзади, слева, справа).
  2. Дальнейшее развитие тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике (поочередное касание пальцев на 2 руках вместе; сложные по переключению движения) с музыкальным сопровождением.

Развитие чувства музыкального размера (метра)

  1.  Продолжение работы над неожиданным акцентом.
  2.  Обучение давать ответную реакцию условным движением без предметов или с предметом, следить за точностью исполнения.

Развитие чувства музыкального темпа

  1.  Обучение детей различению темпа музыкальных произведений, силы звука.
  2.  Развитие чувства темпа по контрасту «быстро - медленно» с простыми движениями {хлопки).
  3.  Воспитание правильного умеренного темпа речи.

Развитие чувства музыкального ритма

  1.  Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух- , трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
  2.  Обучение правильному сочетанию односложных (двух-, трехсложных) слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.
  3.  Формирование чувства ритма в движении, в играх с музыкальным сопровождением.
  4.  Формирование координации речи с движением без музыкального сопровождения.
  5.  Развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.
  6.  Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Регуляция мышечного тонуса

  1.  Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения.
  2.  Соотнесение понятия «сильно - слабо» в звучащем процессе с терминами «громко - тихо».
  3.  Обучение выполнению движений по контрасту «покой - напряжение» в положении стоя, сидя с соответствующим музыкальным сопровождением или без музыкального сопровождения, с предметами или без предметов.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза в подвижных играх, играх-вокализациях

  1.  Закрепление умения различать на слух слова с начальным ударным гласным А, У, О, И.
  2.  Формирование умения выделять согласные звуки Т, П, Н, М, К из ряда звуков, слогов, слов.
  3.  Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
  4.  Дальнейшее развитие слухового внимания в игровых упражнениях.

Развитие лексико - грамматического строя речи, связной речи в подвижных играх, играх-вокализациях

  1.  Совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать

друг друга до конца.

  1.  Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже {рыбка - рыбки).
  2.  Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов {в, на, у, под, по).
  3.  Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами {дом - домик).
  4.  Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми {На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.)
  5.  Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными {мой мяч, новый платок).
  6.  Формирование умения согласовывать числительные {один, два, пять) с существительными мужского и женского рода {один кот, два кота, пять котов).
  7.  Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Литература

  1.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. - 191с.
  2.  Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб.: КАРО,2006. - 144с.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. – 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Примерное перспективное планирование логопедической работы в средней группы для детей с ЗПР по всем направлениям коррекционной работы....

Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") средняя группа

Перспективный планОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ» Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка(средняя группа)Задачи формирования начальных представлений ...

Перспективное планирование физического развития в средней группе.

Перспективное планирование физического  развития в средней группе....

Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.

Перпективное планирование по программе Васильевой М.А. Гербовой В.В.  Комаровой Т.С....

Перспективное планирование по логоритмике в подготовительной группе

Перспективное планирование по логоритмике составлено на основе программы коррекционно-развивающей работы разработанной Нищевой Н.В., а также с учетом рекомендаций изложенных Волковой Г.А. в книге «Лог...

Перспективное планирование по логоритмике в старшей группе ДОУ.

Перспективное планирование по логоритмике составлено на основе программы коррекционно-развивающей работы разработанной Нищевой Н.В., а также с учетом рекомендаций изложенных Волковой Г.А. в книге «Лог...

Перспективное планирование по плаванию в средней группе. Таблица для планирования занятий в средней группе.

Перспективное планирование по плаванию в средней группе. Таблица для планирования занятий в средней группе....