Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему:
    Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

    Дружко Лилия Владимировна

    Конспект индивидуального занятия на логопункте ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    индивидуального  занятия на логопункте ДОУ

    Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

    Составила:  учитель-логопед  Дружко Л.В.

    Цель: Автоматизация звука [Р].

    Задачи:

    1. Образовательные: 

    - уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

    2. Коррекционно-развивающие: 

    - развивать подвижность артикуляционного аппарата;

    - уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

    - развивать фонематический слух на звук [Р];

    - развивать фонематическое восприятие;

    - развитие речевого дыхания;

    - развитие мелкой моторики;

    - автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

    3. Воспитательные: 

    - формировать положительную мотивацию на занятии;

    - воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

    Ход занятия:

    Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

    (Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

    Ранним утром кое-как  Роет нору хмурый рак.

    Рак бы рад её не рыть, Но ведь где-то надо жить.

    Работать раку неохота, Не радует его работа.

    Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]).

    Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

    Артикуляционная гимнастика.

    Я приглашаю тебя сегодня в зоопарк! Но перед тем как отправиться в эту увлекательную прогулку, давай потренируем язычок.

    «Сказка о Весёлом Язычке»

    Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

    Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

    Упр. «Лягушка»

    Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

    Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

    Упр. «Лошадка»

    Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

    На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

    я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

    Упр. «Качели»

    Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

    Я – индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда.

    Упр. «Индюк»

    Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.

    Упр. «Фокус»

    А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

    Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе.

    Язычок я подниму И остатки оближу.

    Упр. «Вкусное варенье»

    Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

    Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

    Упр. «Чашечка»

    Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

    Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.

    Упр. «Чистим зубки»

    Формирование направленного длительного выдоха

     Отправляемся в зоопарк! Давай сядем в машину и заведём мотор (р-р-р-р-р-р-р). Приехали! Посмотри, в клетках прячутся какие-то животные. Давай посмотрим, кто же там?

    Вышли на полянку, сели все в кружок.        

    Угадай картинку, милый мой дружок!

    Перед ребёнком лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками.

     Поднеси спрятанную картинку к своим губам. Положи язык на нижнюю губу и подуй на него так, чтобы картинка открылась (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

     Произношение изолированного звука.

    Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит (Р-р-р). Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

    Раз, два, повернись снова в (имя ребенка)  превратись!!!

     Анализ артикуляции звука.

    - губы в улыбке

    - между зубами широкое расстояние

    - язычок поднят вверх и дрожит

    - горлышко поёт

    - воздушная струя сильная и тёплая.

    (ребёнок выкладывает карточки артикуляционного уклада звука [Р].

    Характеристика звука.

    Логопед: звук [Р] согласный или гласный?  Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?  Каким цветом обозначается?  (выкладывается цветовое обозначение звука).

    Развитие фонематического слуха.

    Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

    а) на уровне ряда звуков:

    Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

    б) на уровне ряда слогов:

    РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

    в) на уровне слов:

    арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

    Автоматизация звука в слогах.

    Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в повторялки. Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.

    Игра «Повторялки»

    РА-РО-РУ-РЫ РАРАРА-РАРАРА

    РО-РУ-РЫ-РА РОРОРО-РОРОРО

    РУ-РЫ-РА-РО РУРУРУ-РУРУРУ

    РЫ-РА-РО-РУ РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

    Автоматизация звука в словах.

    А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

    Игра «Один – много» (с мячом).

    Рак – раки , тигр -… рог -… рысь -… крот -… корова -… рыба -… краб -… ворона -…

    Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

    Игра «Гусеничка-Звуковушка». Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть тела гусеницы, в зависимости от местоположения звука (начало слова, середина, конец).

    Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

    Определение количества слогов в словах.

    Игра “Новоселы” В нашем зоопарке  построен  дом для зверей. Посчитаем сколько этажей в доме (три). Нужно каждого жителя заселить на свой этаж: животного, в названии которого один слог – на первый этаж, если в названии два слога – на второй этаж, а на третьем этаже – жители, в названии которых три слога.

     Итог занятия.

    Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

    Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

     Оценка речевой деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р в слогах и словах

    На занятии использованы информационные, игровые и здоровье сберегающие технологии....

    Автоматизация звука «Р» в слогах и словах.

    Занятие направленно на:- автоматизация звука "Р" в  слогах и словах.- закреплени навыка правильного произношения звука "Р" в словах с прямыми, обратными слогами. -  развитие у дете...

    Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.

    Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....

    Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука (Р) в слогах и словах."

    Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также за...

    "Автоматизация звука Р в слогах и словах"

    Цели:1)Коррекционно-образовательныеУточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [р]. Учить правильно произносить звук [р]  в прямых слогах и в словах с этими слогами.2) Раз...

    Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

    Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....