Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_obsledovaniya_rebenka_s_onr_5_let_-.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол обследования
ребенка общего и речевого развития ребенка с ОНР 5-6 лет
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
____________________________________________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, сумбукозная щель) ___________________________________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________
____________________________________________________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Состояние ручной моторики:
Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук) ___________________________________________________________
Кинетическая основа движений («Игра на рояле» ведущей рукой) __________________________
(Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой) _______________________________________________
Навыки работы с карандашом (умение рисовать прямую, ломаную, замкнутую линии, человека) _______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Манипуляции с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ______________________________________________________________________________
Состояние мимической мускулатуры:
Закрыть правый глаз, левый глаз __________________________________________________________________
Поднять, нахмурить брови __________________________________________________________________________
Надуть щеки, втянуть щеки _________________________________________________________________________
Наморщить нос ________________________________________________________________________________________
Артикуляционная моторика:
Нижней челюстью:
- открыть и закрыть рот;
- подвигать вправо-влево;
Губами:
- «Улыбочка»;
- «Трубочка»;
- «Улыбочка-трубочка»;
Языком:
- «Лопаточка»;
- «Иголочка»;
- «Лопаточка-иголочка»;
- «Качели»;
- «Часики»;
- «Чашечка»;
- «Вкусное варенье».
Мягким нёбом:
- Широко открыть рот и зевнуть.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ
Состояние звукопроизношения:
а) гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
б) глухие и звонкие парные согласные [п-б], [в-ф], [д-т], [г-к] в твердом и мягком
звучании;
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
в) свистящие, шипящие, аффрикаты [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
г) сонорные [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,]
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
Состояние дыхательной и голосовой функции:
- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
- объем дыхания (достаточный, недостаточный);
- продолжительность речевого вдоха ______________________________________________________;
- сила голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
- модуляция голоса (модулированная, немодулированная).
Состояние просодических компонентов речи:
- характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный);
- характер ритма (нормальный, дисритмия);
- паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
- способность употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации: повествовательная, вопросительная, восклицательная.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Состояние фонематического восприятия:
- Различение оппозиционных звуков. Отраженное повторение цепочки слогов:
ба-па-ба па-ба-па
да-та-да та-да-та
га-ка-га ка-га-ка
та-тя-та тя-та-тя
са-за-са за-са-за
ша-жа-ша жа-ша-жа
- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:
почка – бочка;
трава – дрова;
корка – горка;
сова – софа.
- Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:
суп – зуб;
челка – щелка;
сайка – чайка;
галка – галька.
Состояние фонематического анализа и синтеза:
- Выделить звук вначале слова, который звучит дольше всех (логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук): астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.
- Выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.
- Выделить первый звук в слове: мост, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.
- Определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.
- Определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.
Состояние звукослоговой структуры слов:
Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Показываем картинку и называем соответствующее ей слово или предложение. Затем просим ребенка повторить это слово или предложение.
- Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.
- Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.
ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Состояние пассивного словаря:
- Показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета: мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; живот и шея мальчика, девочки; дом, крышу дома; окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; машину, колеса машины; кабину и кузов грузовика; собаку, уши собаки, глаза собаки; туловище и голову собаки.
- Показать на картинках предметы (словарь существительных – картинки с изображениями по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы»): куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.
- Умение обобщать. Выбрать картинки по темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».
- Понимание глаголов. Показать на картинках конкретные действия:
- девочка сидит, стоит, лежит, идет;
- мальчик ест, пьет, читает, рисует;
- летит, плывет, идет, прыгает, ползет.
- Понимание прилагательных. Показать на картинках определенные признаки предметов:
- большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный;
- круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».
- Понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
- Показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой»;
- Ребенку предлагается ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Показать. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».
Понимание различных форм словоизменения:
- Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. Показать на картинках изображения предметов, животных: глаз – глаза; окно – окна; стул – стулья; лист – листья.
- Дифференциация предложно-падежных конструкций. Показать на картинках указанные изображения: цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца, цыпленка, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.
- Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать на картинке изображения предметов: носок – носочек; чашку – чашечку; окно – окошечко.
- Дифференциация глаголов с различными приставками. Последовательно показать на картинках конкретные действия: птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.
Понимание отдельных предложений и связной речи:
- Понимание предложений. Показать картинку с конкретным изображением:
- «Собака бежит за мальчиком»;
- «Мальчик бежит за собакой».
- Понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, сначала рассказываем ее с опорой на картинку и только после этого задаем по ней вопросы или просим показать картинки.
«Колобок»:
- «Кто испек Колобка?»;
- «Из чего бабка испекла Колобка?»;
- «Куда покатился Колобок?»;
- «Кого первого встретил Колобок в лесу?»;
- «Какую песенку спел Колобок зайчику?»;
- «Кого он встретил потом?»;
- «Почему Колобок сел лисе на нос?».
ЭКСПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Общая характеристика экспрессивной речи:
- Характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, достаточно интонируемая или монотонная).
- Соответствует последовательность слов в предложении грамматической норме или отличается от нормы.
Состояние активного словаря:
Номинативный словарь.
- Вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».
- Узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов: нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.
- Назвать одним словом изображения нескольких предметов: мебели, овощей, фруктов, птиц.
Состояние предикативного словаря:
Ответить на вопросы:
- «Кто как передвигается?» (без зрительной опоры) - (птицы летают, рыбы плавают, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).
Состояние атрибутивного словаря:
- Рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Назвать предмет и его цвет на картинке по показу: красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, розовую, голубую чашки.
Состояние грамматического строя речи:
- Способность образовывать форму множественного числа имен существительных – назвать пары картинок:
- глаз – глаза;
- рот – рты;
- река – реки;
- ухо – уши;
- кольцо – кольца.
- Способность образовывать формы имен существительных в косвенных падежах – ответить на вопросы по картинкам:
- «Что есть у мальчика?» (мяч);
- «Чего нет у мальчика?» (мяча);
- «Кому мальчик дает мяч?» (девочке);
- «Что ты видишь на картинке?» (машину);
- «Чем рисует девочка?» (карандашом);
- «О ком думает мышка?» (о мышке).
- Способность образовывать существительные множественного числа в родительном падеже – ответить по картинкам на вопрос «Много чего?». Ребенок образует словосочетания:
- шаров;
- ключей;
- берез;
- ложек;
- окон.
- Способность согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа – ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Ребенок образует словосочетания:
- оранжевый апельсин;
- голубая бабочка;
- белое блюдце.
- Способность употреблять предложно-падежные конструкции – ответить на вопросы по картинкам:
- «Где сидит снегирь?» (на дереве);
- «Где стоит машина?» (в гараже);
- «У кого кукла?» (у девочки);
- «Где стоит коза?» (за забором);
- «Где едет машина?» (по дороге).
- Способность согласовывать имена числительные с именами существительными – сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»:
- Два мяча, пять мячей;
- Две розы, пять роз;
- Два окна, пять окон.
Состояние словообразования:
- Способность пользоваться суффиксальным способом словообразования – назвать по картинкам большой и маленький предметы. Образец «Большая кукла, а маленькая куколка». Ребенок образует по картинкам пары слов:
- забор – заборчик;
- носок – носочек;
- лента – ленточка;
- окно – окошечко.
- Способность образовывать названия детенышей животных – по образцу, без зрительной опоры, назвать детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом:
- у кошки – котенок;
- у зайца – зайчонок;
- у волка – волчонок;
- у белки – бельчонок;
- у козы – козленок.
Состояние связной речи:
Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Ребенку задаются вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»
Далее предлагаем ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец расскажи, что сварила Илюше мама».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.
Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет....
Речевая карта Н.В. Нищевой старший возраст
Речевая карта старший возраст к диагностической альбому Нищевой Н.В....
Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).
Диагностический материал для анализа формирования знаний и умений детей 5 - 6 лет по НДПИ. Включает в себя игры, упражнения и критерии оценки знаний и работ детей по декаративно - прикладному искуству...
карта индивидуального развития ребенка старший возраст
карта индивидуального развития ребенка старший возраст...
Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста
Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста...