Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Смирнова Ольга Владимировна

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_obsledovaniya_rebenka_s_onr_5_let_-.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования

ребенка общего и речевого развития ребенка с ОНР 5-6 лет

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

____________________________________________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, сумбукозная щель) ___________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________

____________________________________________________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние ручной моторики:

Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук) ___________________________________________________________

Кинетическая основа движений («Игра на рояле» ведущей рукой) __________________________

(Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой) _______________________________________________

Навыки работы с карандашом (умение рисовать прямую, ломаную, замкнутую линии, человека) _______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Манипуляции с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ______________________________________________________________________________

Состояние мимической мускулатуры:

Закрыть правый глаз, левый глаз __________________________________________________________________

Поднять, нахмурить брови __________________________________________________________________________

Надуть щеки, втянуть щеки _________________________________________________________________________

Наморщить нос ________________________________________________________________________________________

Артикуляционная моторика:

Нижней челюстью:

  • открыть и закрыть рот;
  • подвигать вправо-влево;

Губами:

  • «Улыбочка»;
  • «Трубочка»;
  • «Улыбочка-трубочка»;

Языком:

  • «Лопаточка»;
  • «Иголочка»;
  • «Лопаточка-иголочка»;
  • «Качели»;
  • «Часики»;
  • «Чашечка»;
  • «Вкусное варенье».

Мягким нёбом:

  • Широко открыть рот и зевнуть.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ

Состояние звукопроизношения:

а) гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

    позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

    характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

б) глухие и звонкие парные согласные [п-б], [в-ф], [д-т], [г-к] в твердом и мягком

     звучании;

     позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

     характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

в) свистящие, шипящие, аффрикаты [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]

    позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

     характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

г) сонорные [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,]

    позиция нарушения звука:

  • изолированно _________________________________________________________________________________;
  • в словах ________________________________________________________________________________________;
  • в предложениях _______________________________________________________________________________;

     характер нарушения звукопроизношения:

  • замена __________________________________________________________________________________________;
  • искажение _____________________________________________________________________________________;
  • смешение ______________________________________________________________________________________;
  • пропуск ________________________________________________________________________________________;

Состояние дыхательной и голосовой функции:

  • тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
  • объем дыхания (достаточный, недостаточный);
  • продолжительность речевого вдоха ______________________________________________________;
  • сила голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
  • модуляция голоса (модулированная, немодулированная).

Состояние просодических компонентов речи:

  • характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный);
  • характер ритма (нормальный, дисритмия);
  • паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
  • способность употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации: повествовательная, вопросительная, восклицательная.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Состояние фонематического восприятия:

  1. Различение оппозиционных звуков. Отраженное повторение цепочки слогов:

ба-па-ба                        па-ба-па

да-та-да                        та-да-та

га-ка-га                        ка-га-ка

та-тя-та                        тя-та-тя

са-за-са                        за-са-за

ша-жа-ша                        жа-ша-жа

  1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

почка – бочка;

трава – дрова;

корка – горка;

сова – софа.

  1. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

суп – зуб;

челка – щелка;

сайка – чайка;

галка – галька.

Состояние фонематического анализа и синтеза:

  1. Выделить звук вначале слова, который звучит дольше всех (логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук): астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.
  2. Выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.
  3. Выделить первый звук в слове: мост, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.
  4. Определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.
  5. Определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.

Состояние звукослоговой структуры слов:

Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Показываем картинку и называем соответствующее ей слово или предложение. Затем просим ребенка повторить это слово или предложение.

  1. Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.
  2. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Состояние пассивного словаря:

  1. Показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета: мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; живот и шея мальчика, девочки; дом, крышу дома; окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; машину, колеса машины; кабину и кузов грузовика; собаку, уши собаки, глаза собаки; туловище и голову собаки.
  2. Показать на картинках предметы (словарь существительных – картинки с изображениями по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы»): куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.  
  3. Умение обобщать. Выбрать картинки по темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».
  4. Понимание глаголов. Показать на картинках конкретные действия:
  • девочка сидит, стоит, лежит, идет;
  • мальчик ест, пьет, читает, рисует;
  • летит, плывет, идет, прыгает, ползет.
  1. Понимание прилагательных. Показать на картинках определенные признаки предметов:
  • большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный;
  • круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».
  1. Понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
  • Показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой»;
  • Ребенку предлагается ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Показать. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

Понимание различных форм словоизменения:

  1. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. Показать на картинках изображения предметов, животных: глаз – глаза; окно – окна; стул – стулья; лист – листья.
  2. Дифференциация предложно-падежных конструкций. Показать на картинках указанные изображения: цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца, цыпленка, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.
  3. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать на картинке изображения предметов: носок – носочек; чашку – чашечку; окно – окошечко.
  4. Дифференциация глаголов с различными приставками. Последовательно показать на картинках конкретные действия: птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.

Понимание отдельных предложений и связной речи:

  1. Понимание предложений. Показать картинку с конкретным изображением:
  • «Собака бежит за мальчиком»;
  • «Мальчик бежит за собакой».
  1. Понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, сначала рассказываем ее с опорой на картинку и только после этого задаем по ней вопросы или просим показать картинки.

           «Колобок»:

  • «Кто испек Колобка?»;
  • «Из чего бабка испекла Колобка?»;
  • «Куда покатился Колобок?»;
  • «Кого первого встретил Колобок в лесу?»;
  • «Какую песенку спел Колобок зайчику?»;
  • «Кого он встретил потом?»;
  • «Почему Колобок сел лисе на нос?».

ЭКСПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Общая характеристика экспрессивной речи:

  1. Характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, достаточно интонируемая или монотонная).
  2. Соответствует последовательность слов в предложении грамматической норме или отличается от нормы.

Состояние активного словаря:

Номинативный словарь.

  1. Вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».
  2. Узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов: нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.
  3. Назвать одним словом изображения нескольких предметов: мебели, овощей, фруктов, птиц.

Состояние предикативного словаря:

Ответить на вопросы:

  1.  «Кто как передвигается?» (без зрительной опоры) - (птицы летают, рыбы плавают, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).

Состояние атрибутивного словаря:

  1. Рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Назвать предмет и его цвет на картинке по показу: красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, розовую, голубую чашки.

Состояние грамматического строя речи:

  1. Способность образовывать форму множественного числа имен существительных – назвать пары картинок:
  • глаз – глаза;
  • рот – рты;
  • река – реки;
  • ухо – уши;
  • кольцо – кольца.
  1. Способность образовывать формы имен существительных в косвенных падежах – ответить на вопросы по картинкам:
  • «Что есть у мальчика?» (мяч);
  • «Чего нет у мальчика?» (мяча);
  • «Кому мальчик дает мяч?» (девочке);
  • «Что ты видишь на картинке?» (машину);
  • «Чем рисует девочка?» (карандашом);
  • «О ком думает мышка?» (о мышке).
  1. Способность образовывать существительные множественного числа в родительном падеже – ответить по картинкам на вопрос «Много чего?». Ребенок образует словосочетания:
  • шаров;
  • ключей;
  • берез;
  • ложек;
  • окон.
  1. Способность согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа – ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Ребенок образует словосочетания:
  • оранжевый апельсин;
  • голубая бабочка;
  • белое блюдце.
  1. Способность употреблять предложно-падежные конструкции – ответить на вопросы по картинкам:
  • «Где сидит снегирь?» (на дереве);
  • «Где стоит машина?» (в гараже);
  • «У кого кукла?» (у девочки);
  • «Где стоит коза?» (за забором);
  • «Где едет машина?» (по дороге).
  1. Способность согласовывать имена числительные с именами существительными – сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»:
  • Два мяча, пять мячей;
  • Две розы, пять роз;
  • Два окна, пять окон.

Состояние словообразования:

  1. Способность пользоваться суффиксальным способом словообразования – назвать по картинкам большой и маленький предметы. Образец «Большая кукла, а маленькая куколка». Ребенок образует по картинкам пары слов:
  • забор – заборчик;
  • носок – носочек;
  • лента – ленточка;
  • окно – окошечко.
  1. Способность образовывать названия детенышей животных – по образцу, без зрительной опоры, назвать детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом:
  • у кошки – котенок;
  • у зайца – зайчонок;
  • у волка – волчонок;
  • у белки – бельчонок;
  • у козы – козленок.

Состояние связной речи:

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Ребенку задаются вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»

Далее предлагаем ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец расскажи, что сварила Илюше мама».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.

Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет....

Речевая карта Н.В. Нищевой старший возраст

Речевая карта старший возраст к диагностической альбому Нищевой Н.В....

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...

Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).

Диагностический материал для анализа формирования знаний и умений детей 5 - 6 лет по НДПИ. Включает в себя игры, упражнения и критерии оценки знаний и работ детей по декаративно - прикладному искуству...

карта индивидуального развития ребенка старший возраст

карта индивидуального развития ребенка старший возраст...

Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста

Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста...