Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).
проект по рисованию (старшая группа)

Елена Викторовна Козлова

Диагностический материал для анализа формирования знаний и умений детей 5 - 6 лет по НДПИ. Включает в себя игры, упражнения и критерии оценки знаний и работ детей по декаративно - прикладному искуству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ndpi_diagnostika_starshaya_gruppa.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).

п/п

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

Сформированы

На стадии формирования

Не сформированы

1

Дидактическая игра «Назови правильно».

Цель: выявить у ребенка знания и умения различать предметы народного декоративно – прикладного искусства, называть их.

Задание:

1.«Открой» окно, которое хочешь.

2.Узнай и назови промысел, который появился.

3. Обоснуй свой выбор.

4.Нравится ли тебе это изделие? Почему?

Игровое поле с закрытыми «окнами», в которых иллюстрации с изображением народных промыслов: каргопольских, дымковских, филимоновских игрушкек, изделия хохломы,  гжели, городца.

Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Узнает и в основном  правильно называет народные промыслы.

Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов.

Интерес проявляет слабо, в игру вступает не охотно. Называет один-два вида росписи.

2

Дидактическая игра «Делаем покупки».

Цель: выявить у ребенка умение самостоятельно провести анализ предмета народного декоративно - прикладного искусства.

Задание:

1.Выбери вещь, которая тебе нравиться и ты хотел бы ее подарить товарищу.

2.Чем тебе она понравилась?

3.Из какого материала она сделана?

4.Назови знакомые элементы.

Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (каргопольских, дымковских, филимоновских игрушкек, изделия хохломы,  гжели, городца).

Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.

Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки промысла, не менее 4..

Ошибается в названии предметов народного декоративно-прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла.

3

Дидактическая игра «Выбираем подарок».

Цель: выявить у ребенка способность сравнивать два изделия, умение выделять различия  и сходства между предметами декоративно – прикладного искусства.

Задание:

1.Выбери две игрушки или два изделия для подарка другу.

2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию.

Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (каргопольских, дымковских, филимоновских игрушкек, изделия хохломы,  гжели, городца).

Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция).

Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.

Затрудняется в проведении анализа предмета народного декоративно-прикладного искусства

4

Дидактическая игра «Оформляем выставку».

Цель:  выявить у ребенка способность словесно выражать свое отношение к предметам народного декоративно – прикладного искусства.

Задание:

1.Перед вами предметы народно – прикладного искусства, вам необходимо оформить выставки, т.е. отобрать предметы которые вам очень понравились.

2.Расскажите о своих предметах искусства.

Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (каргопольских, дымковских, филимоновских игрушкек, изделия хохломы,  гжели, городца).

Понимает значение символов и знаков в росписи.

Выделяет характерные особенности промысла  (колорит, элементы узора, сочетание цветов).

Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. Плохо ориентируется в символике росписи.

Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его.

5

Дидактическое упражнение

«В мастерской народных умельцев».

Цель: выявить у ребенка  уровень  самостоятельности  и  последовательности выполнения росписи, владения приемами работы кистью.

Задание:

1.Представь, что ты народный умелец, мастер.

Выбери полюбившийся тобой промысел и распиши силуэт.

Предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства (каргопольских, дымковских, филимоновских игрушкек, изделия хохломы,  гжели, городца). Гуашь, кисти, палитры, стаканчики для воды, салфетки.

Создает узоры по мотивам народно - прикладного искусства, свободно владеет 3 приемами работы с кистью. При выполнении узора четко следует стилю росписи. В работах прослеживается эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность, оригинальность. Использует знакомую нетрадиционную технику. Работа всегда завершена.

При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена. Иногда использует нетрадиционную технику.

Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной на 2/3. Не использует нетрадиционную технику.

6

Дидактическое упражнение

«В гостях у мастеров».

Цель: определить уровень умения лепить и расписывать народную  игрушку в соответствии с особенностями  промысла. Уровень самостоятельности выполнения работы.

Задание:

1.Представь, что ты  мастер народной игрушки. Выбери полюбившуюся тебе народную игрушку, вылепи и распиши ее.

По несколько  репродукций с изображением декоративно – прикладного искусства (каргопольских, дымковских, филимоновских игрушкек). Глина, гуашь, стеки, кисти, салфетки.

Умеет лепить предметы разной формы (птиц, животных, людей) по типу предложенных народных игрушек, используя усвоенные ранее приемы и способы. Умеет расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла. Самостоятельно выполняет работу.

При вылепливании игрушки отсутствуют элементы, ярко характеризующие выбранный вид промысла. При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена.

Часто полностью копирует представленный образец. Технические навыки средние, работа выглядит незаконченной.

Диагностические критерии оценки знаний и работ детей по декоративно – прикладному искусству

1.Ребенок имеем представление о народных промыслах, называет их, узнает материал, из которого сделано изделие.

2.Владеет пониманием символов в рисунке, знаками – оберегами в росписи.

3.Умеет самостоятельно провести анализ изделия.

4.Выделяет характерные особенности промысла  (колорит, элементы узора, сочетание цветов).

5.Выделяет элементы узора и составляет из них композицию.

6.Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи.

7.Самостоятельно определяет последовательность лепки игрушки.

8.Использует несколько нетрадиционных техник.

9.В работах прослеживается эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность, оригинальность.

Знания, умения, навыки  сформированы  – 2 балла.

Знания, умения, навыки  на стадии формирования - 1 балла.

Знания, умения, навыки  не сформированы – 0балл.

Начало учебного года – н.г.

Конец учебного года – к.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...

Проект по декоративно-прикладному искусству «Прялочка» для старшего дошкольного возраста

Многие из вас, конечно, знакомят детей с традициями и обычаями народов. Для наиболее эффективного усвоения знаний я внедряю проектный метод. Через проектную деятельность я приобщаю детей к истокам рус...

Опыт работы на тему: "Формирование представлений о декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта современного детского костюма с фольклорным колоритом "

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...

СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной...

Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ

Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...

Презентация "Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках....

Сборник игровых ситуаций с использованием экспериментирования в художественном и декоративно-прикладном творчестве для детей старшего возраста.

Данный сборник предназначен для воспитателей ДОУ при проведении игровых ситуаций в разных видах деятельности:  занятиях, на прогулке, во время тематических досугов....