СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Алексеева Татьяна Васильевна

Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной системы заключается в том, что она вариативна и динамична. То есть, педагог,  включая данную систему может использовать только те технологии, которые доступны с материально-технической точки зрения, которые интересны детям в большей степени. Упражнения, игры, непрерывная образовательная деятельность и т.д. могут использоваться как индивидуально, так и фронтально и с подгруппой детей. При этом тема искажаться не будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_alekseeva_t.v.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Татьяна Васильевна

Санкт-Петербург

СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ПРИ  ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ    ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Процесс  глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем.

     Существующие реалии общественного развития предопределяют необходимость понимания культурных особенностей народов для достижения взаимного признания.

     В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания установок на межкультурное общение.

     Хотя способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все же имеет два недостатка. Один из них – склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. Другой недостаток – необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом. Но важным качеством является  воспитание в человеке другой, так называемой «чужой» культуры.

     Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания.

     В то же время, современный мир наталкивает педагогов на поиск нетрадиционных подходов к организации образовательной деятельность. В данном случае можно обратиться к Приказу Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. От 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550)  в раздел 3.1.1. Трудовые функции. В данном разделе прописаны необходимые действия, которыми должен обладать педагог дошкольного учреждения – владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки занятий, проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. вместе с тем, одним из основных документов дошкольных образовательных учреждений, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО). Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, обеспечивает рост творческого потенциала, обогащение форм образовательного сотрудничества. Концепция подхода изменила взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок – не пассивный слушатель. Активность ребенка – это основа развития. В данном подходе образовательная деятельность, выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка.  

     Таким образом, при рассмотрении основных документов дошкольного образовательного учреждения, можно предположить, что используя системно-деятельностный подход и формы  работы, в том числе выходящими за рамки занятий, будет эффективным для знакомства детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством вепсов.  

     Воспитывая в детях межкультурный интерес, мы можем добиться очень любопытных результатов в том случае, если будем ориентироваться на индивидуальные особенности современного ребенка. Отсюда появляется целесообразность в использовании   современных образовательных технологий для знакомства детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством вепсов. Знакомство с декоративно-прикладным искусством вепсов (народов севера-запада России) позволяет сформировать предпосылки для развития художественного вкуса дошкольника, активизирует желание нести красоту в окружающую жизнь, способствует развитию творческих способностей.

     Для внедрения методики в дошкольное пространство  была разработана  система, состоящая из шести инновационных технологий.

     I технология - Проектная  деятельность.  Проект состоит из 3 этапов – 1 этап - мотивационный (метод 3 вопросов). На непрерывно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию педагог знакомит детей с орнаментами вепсов. Рассматривая орнаменты, педагог с детьми предполагают, что данные изображения являются украшением. Но никто из участников образовательного процесса не смог найти правильного ответа, откуда появились эти орнаменты, кто ими украшал и что ими украшалось.

     2 этап – основной. На данном этапе включается работа по знакомству с декоративно-прикладным искусством вепсов в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, во время индивидуальной работы и в работе с родителями. Например, Непрерывная образовательная деятельность на  Тему: «Необъятная Россия» Цель: формировать умение  изображать вепсскую природу (возвышенности, холмы, густой лес, речки).

Режимные моменты - Беседа с детьми на тему «Дружба» Цель: Показать детям различия и сходство людей разных рас,     вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности: вызвать интерес, любознательность, воспитывать благожелательные  отношение ко всем народам Земли.

Индивидуальная работа - Дидактическая игра «Чудо-краски».

Цель: Закреплять технику работы красками по мокрой бумаге.

Работа с родителями - Беседа с родителями «Вепсский народ. Зачем знакомить детей с народами Ленинградской области». Цель: формировать представление о пользе детей в знакомстве с народами Ленинградской области.

      3 этап – заключительный . Организация вепсского праздника «Энерне Ма»

Цель: обобщить представления детей о декоративно-прикладном искусстве Вепсов.

     II личностно-ориентированная технология. Детям даются знания о культуре народов северо-запада России, как в форме фронтальных занятий, так и в индивидуальной работы.  

     III технология исследовательской деятельности. Воспитанники подготовительной группы знакомятся с культурой вепсов, при этом педагог активно включает технологию исследовательской деятельности. Например, метод кейса. Цель: формировать творческие способности, для организации представления темы по декоративно-прикладному искусству вепсов. Задание: познакомить детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством вепсов, ориентируясь на основные аспекты: узорные полотна вепсские крестьянки ткали полотняной и саржевой, а также многоремизной, браной одноуточной и двухуточной техникой. При этом браное двухуточное тканье у вепсов, в отличие от соседних карел и русских, было развито слабо. Кроме того, вепсы вообще не знали закладной и ажурной техники ткачества.  Ткани для повседневных нужд — постельного белья, одежды — ткались обычно полотняной и саржевой техникой. Сложными видами техники - браной одноуточной и многоремизной — изготовляли в основном ткани для скатертей. Скатерти у вепсов, как и у карел, ткали только из белых льняных нитей. Они декорировались геометрическими рисунками рельефной фактуры. Орнаменты состояли из сеток, вдавленных ячеек, а также рубчатых квадратов, прямоугольников, ромбов и других фигур.

     IV игровые технологии.  Для мотивации  используются игровые технологии, рассматриваются изображения, непрерывная образовательная деятельность сопровождается музыкальными зарисовками вепсского фольклора. Виды детской изобразительной деятельности чередуются. Например,  игра «Составь слово». Дети упражняются в составлении слова - вепсы. Детям раздаются карточки с буквами, в которых зашифровано слово – вепсы.

     V информационно-коммуникативные технологии. С использованием информационно-коммуникативных технологий рассматриваются темы - вепсские куклы, вепсские народные костюмы, вепсские украшения, вепсские орнаменты, вепсский фольклор, вепсская кухня и вепсские праздники.

     VI здоровьесберегающая технология. Так же в проектную деятельность включена здоровьесберегающая технология БОС здоровье. Все технологии напрямую влияют на всех участников образовательного процесса (на детей, родителей и педагогов) и на развивающую предметно-пространственную среду. Например, упражнение «Покатаем куклу». И.п. стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука свободна опущена вдоль тела, другая рука держит куклу-мартиничку таким образом, чтобы кукла находилась в области диафрагмы. На счет 1-2 вдох носом, живот надуть, на счет 1-2-3-4 выдох ртом, живот сдуть. При этом игрушка качается на «животе». Таким образом, дети визуально понимают упражнение.

     Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной системы заключается в том, что она вариативна и динамична. То есть, педагог,  включая данную систему может использовать только те технологии, которые доступны с материально-технической точки зрения, которые интересны детям в большей степени. Упражнения, игры, непрерывная образовательная деятельность и т.д. могут использоваться как индивидуально, так и фронтально и с подгруппой детей. При этом тема искажаться не будет.

Библиографический список использованной литературы

  1. Курочкина. Н. А.Знакомство с натюрмортом  / Библиотека программы «Детство». – СПб.: «Детство - пресс», 2006г.-112с.
  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001г.-105с.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Просвещение, 2002г.-95с.
  4. Вербенец А.М.Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2006г.-106с.
  5. Грибовская  А.А. Ознакомление дощкольников с графикой и живописью. Методическое пособие.- М: Просвещение, 2004г.-105с
  6. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю.Ермолаев.-2-е изд.,исп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003г.- 336с.
  7. Концева Т.К. Природа и художник. – М.: Сфера, 2008г.-208с.
  8. Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  9. Приказ Минтруда  России от 18.10.2013 №544н (с изм. От 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550).
  10. Программа  «Детство» - СПб.: Детство-пресс,2000г.-255с.
  11. Тимофеева О.Ю. Критерии результативности в эксперименте: применение методов математической статистики: Учебно-методическое пособие.- М.:АПКиППРО, 2008г.- 36 с.
  12. http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/105.htm
  13. http://www.bibliotekar.ru/isk/28.htm
  14. http://pedagogu.ucoz.ru/news/2008-01-27-8
  15. http://ru.wikipedia.ru
  16. http://matstats.ru/znak.html
  17. http://heninen.net/rainio/museo
  18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%EF%F1
  19. http://finugor.ru/node/867
  20. http://www.vepsia.ru/history/index_his.php
  21. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_7_kt.html
  22. http://www.rukukla.ru/article/trya/vepckaa_kukla_ili_kapuctka.htm

                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по декоративно-прикладному искусству «Прялочка» для старшего дошкольного возраста

Многие из вас, конечно, знакомят детей с традициями и обычаями народов. Для наиболее эффективного усвоения знаний я внедряю проектный метод. Через проектную деятельность я приобщаю детей к истокам рус...

Дидактические игры по декоративно-прикладному творчеству для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Найди лишнее»Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.Материал:...

Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ

Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...

Презентация "Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста"

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках....

Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»

Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраст...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...