Главные вкладки

    Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Смирнова Ольга Владимировна

    Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл protokol_obsledovaniya_rebenka_s_onr_5_let_-.docx32.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Протокол обследования

    ребенка общего и речевого развития ребенка с ОНР 5-6 лет

    Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________________________

    Дата рождения ________________________________________________________________________________________

    АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

    Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________

    Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________

    Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

    ____________________________________________________________________________________________________________

    Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, сумбукозная щель) ___________________________________________________________________________________

    Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________________________________________

    Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________

    ____________________________________________________________________________________________________________

    Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________________________

    СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

    Состояние ручной моторики:

    Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук) ___________________________________________________________

    Кинетическая основа движений («Игра на рояле» ведущей рукой) __________________________

    (Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой) _______________________________________________

    Навыки работы с карандашом (умение рисовать прямую, ломаную, замкнутую линии, человека) _______________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________

    Манипуляции с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ______________________________________________________________________________

    Состояние мимической мускулатуры:

    Закрыть правый глаз, левый глаз __________________________________________________________________

    Поднять, нахмурить брови __________________________________________________________________________

    Надуть щеки, втянуть щеки _________________________________________________________________________

    Наморщить нос ________________________________________________________________________________________

    Артикуляционная моторика:

    Нижней челюстью:

    • открыть и закрыть рот;
    • подвигать вправо-влево;

    Губами:

    • «Улыбочка»;
    • «Трубочка»;
    • «Улыбочка-трубочка»;

    Языком:

    • «Лопаточка»;
    • «Иголочка»;
    • «Лопаточка-иголочка»;
    • «Качели»;
    • «Часики»;
    • «Чашечка»;
    • «Вкусное варенье».

    Мягким нёбом:

    • Широко открыть рот и зевнуть.

    ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ

    Состояние звукопроизношения:

    а) гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

        позиция нарушения звука:

    • изолированно _________________________________________________________________________________;
    • в словах ________________________________________________________________________________________;
    • в предложениях _______________________________________________________________________________;

        характер нарушения звукопроизношения:

    • замена __________________________________________________________________________________________;
    • искажение _____________________________________________________________________________________;
    • смешение ______________________________________________________________________________________;
    • пропуск ________________________________________________________________________________________;

    б) глухие и звонкие парные согласные [п-б], [в-ф], [д-т], [г-к] в твердом и мягком

         звучании;

         позиция нарушения звука:

    • изолированно _________________________________________________________________________________;
    • в словах ________________________________________________________________________________________;
    • в предложениях _______________________________________________________________________________;

         характер нарушения звукопроизношения:

    • замена __________________________________________________________________________________________;
    • искажение _____________________________________________________________________________________;
    • смешение ______________________________________________________________________________________;
    • пропуск ________________________________________________________________________________________;

    в) свистящие, шипящие, аффрикаты [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]

        позиция нарушения звука:

    • изолированно _________________________________________________________________________________;
    • в словах ________________________________________________________________________________________;
    • в предложениях _______________________________________________________________________________;

         характер нарушения звукопроизношения:

    • замена __________________________________________________________________________________________;
    • искажение _____________________________________________________________________________________;
    • смешение ______________________________________________________________________________________;
    • пропуск ________________________________________________________________________________________;

    г) сонорные [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,]

        позиция нарушения звука:

    • изолированно _________________________________________________________________________________;
    • в словах ________________________________________________________________________________________;
    • в предложениях _______________________________________________________________________________;

         характер нарушения звукопроизношения:

    • замена __________________________________________________________________________________________;
    • искажение _____________________________________________________________________________________;
    • смешение ______________________________________________________________________________________;
    • пропуск ________________________________________________________________________________________;

    Состояние дыхательной и голосовой функции:

    • тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
    • объем дыхания (достаточный, недостаточный);
    • продолжительность речевого вдоха ______________________________________________________;
    • сила голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
    • модуляция голоса (модулированная, немодулированная).

    Состояние просодических компонентов речи:

    • характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный);
    • характер ритма (нормальный, дисритмия);
    • паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
    • способность употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации: повествовательная, вопросительная, восклицательная.

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

    Состояние фонематического восприятия:

    1. Различение оппозиционных звуков. Отраженное повторение цепочки слогов:

    ба-па-ба                        па-ба-па

    да-та-да                        та-да-та

    га-ка-га                        ка-га-ка

    та-тя-та                        тя-та-тя

    са-за-са                        за-са-за

    ша-жа-ша                        жа-ша-жа

    1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

    почка – бочка;

    трава – дрова;

    корка – горка;

    сова – софа.

    1. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

    суп – зуб;

    челка – щелка;

    сайка – чайка;

    галка – галька.

    Состояние фонематического анализа и синтеза:

    1. Выделить звук вначале слова, который звучит дольше всех (логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук): астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.
    2. Выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.
    3. Выделить первый звук в слове: мост, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.
    4. Определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.
    5. Определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.

    Состояние звукослоговой структуры слов:

    Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Показываем картинку и называем соответствующее ей слово или предложение. Затем просим ребенка повторить это слово или предложение.

    1. Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.
    2. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

    ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

    Состояние пассивного словаря:

    1. Показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета: мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; живот и шея мальчика, девочки; дом, крышу дома; окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; машину, колеса машины; кабину и кузов грузовика; собаку, уши собаки, глаза собаки; туловище и голову собаки.
    2. Показать на картинках предметы (словарь существительных – картинки с изображениями по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы»): куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.  
    3. Умение обобщать. Выбрать картинки по темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».
    4. Понимание глаголов. Показать на картинках конкретные действия:
    • девочка сидит, стоит, лежит, идет;
    • мальчик ест, пьет, читает, рисует;
    • летит, плывет, идет, прыгает, ползет.
    1. Понимание прилагательных. Показать на картинках определенные признаки предметов:
    • большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный;
    • круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».
    1. Понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
    • Показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой»;
    • Ребенку предлагается ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Показать. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

    Понимание различных форм словоизменения:

    1. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. Показать на картинках изображения предметов, животных: глаз – глаза; окно – окна; стул – стулья; лист – листья.
    2. Дифференциация предложно-падежных конструкций. Показать на картинках указанные изображения: цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца, цыпленка, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.
    3. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать на картинке изображения предметов: носок – носочек; чашку – чашечку; окно – окошечко.
    4. Дифференциация глаголов с различными приставками. Последовательно показать на картинках конкретные действия: птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.

    Понимание отдельных предложений и связной речи:

    1. Понимание предложений. Показать картинку с конкретным изображением:
    • «Собака бежит за мальчиком»;
    • «Мальчик бежит за собакой».
    1. Понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, сначала рассказываем ее с опорой на картинку и только после этого задаем по ней вопросы или просим показать картинки.

               «Колобок»:

    • «Кто испек Колобка?»;
    • «Из чего бабка испекла Колобка?»;
    • «Куда покатился Колобок?»;
    • «Кого первого встретил Колобок в лесу?»;
    • «Какую песенку спел Колобок зайчику?»;
    • «Кого он встретил потом?»;
    • «Почему Колобок сел лисе на нос?».

    ЭКСПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

    Общая характеристика экспрессивной речи:

    1. Характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, достаточно интонируемая или монотонная).
    2. Соответствует последовательность слов в предложении грамматической норме или отличается от нормы.

    Состояние активного словаря:

    Номинативный словарь.

    1. Вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».
    2. Узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов: нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.
    3. Назвать одним словом изображения нескольких предметов: мебели, овощей, фруктов, птиц.

    Состояние предикативного словаря:

    Ответить на вопросы:

    1.  «Кто как передвигается?» (без зрительной опоры) - (птицы летают, рыбы плавают, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).

    Состояние атрибутивного словаря:

    1. Рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Назвать предмет и его цвет на картинке по показу: красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, розовую, голубую чашки.

    Состояние грамматического строя речи:

    1. Способность образовывать форму множественного числа имен существительных – назвать пары картинок:
    • глаз – глаза;
    • рот – рты;
    • река – реки;
    • ухо – уши;
    • кольцо – кольца.
    1. Способность образовывать формы имен существительных в косвенных падежах – ответить на вопросы по картинкам:
    • «Что есть у мальчика?» (мяч);
    • «Чего нет у мальчика?» (мяча);
    • «Кому мальчик дает мяч?» (девочке);
    • «Что ты видишь на картинке?» (машину);
    • «Чем рисует девочка?» (карандашом);
    • «О ком думает мышка?» (о мышке).
    1. Способность образовывать существительные множественного числа в родительном падеже – ответить по картинкам на вопрос «Много чего?». Ребенок образует словосочетания:
    • шаров;
    • ключей;
    • берез;
    • ложек;
    • окон.
    1. Способность согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа – ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Ребенок образует словосочетания:
    • оранжевый апельсин;
    • голубая бабочка;
    • белое блюдце.
    1. Способность употреблять предложно-падежные конструкции – ответить на вопросы по картинкам:
    • «Где сидит снегирь?» (на дереве);
    • «Где стоит машина?» (в гараже);
    • «У кого кукла?» (у девочки);
    • «Где стоит коза?» (за забором);
    • «Где едет машина?» (по дороге).
    1. Способность согласовывать имена числительные с именами существительными – сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»:
    • Два мяча, пять мячей;
    • Две розы, пять роз;
    • Два окна, пять окон.

    Состояние словообразования:

    1. Способность пользоваться суффиксальным способом словообразования – назвать по картинкам большой и маленький предметы. Образец «Большая кукла, а маленькая куколка». Ребенок образует по картинкам пары слов:
    • забор – заборчик;
    • носок – носочек;
    • лента – ленточка;
    • окно – окошечко.
    1. Способность образовывать названия детенышей животных – по образцу, без зрительной опоры, назвать детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом:
    • у кошки – котенок;
    • у зайца – зайчонок;
    • у волка – волчонок;
    • у белки – бельчонок;
    • у козы – козленок.

    Состояние связной речи:

    Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.

    Рыбалка.

    Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

    Ребенку задаются вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»

    Далее предлагаем ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец расскажи, что сварила Илюше мама».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.

    Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет....

    Речевая карта Н.В. Нищевой старший возраст

    Речевая карта старший возраст к диагностической альбому Нищевой Н.В....

    Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст

    Протокол обследования к речевой карте Н.В. Нищевой старший возраст...

    Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).

    Диагностический материал для анализа формирования знаний и умений детей 5 - 6 лет по НДПИ. Включает в себя игры, упражнения и критерии оценки знаний и работ детей по декаративно - прикладному искуству...

    карта индивидуального развития ребенка старший возраст

    карта индивидуального развития ребенка старший возраст...

    Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста

    Карта индивидуального развития воспитанника старшего возраста...