Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Бегун Ирина Олеговна

Необходимость развития моторики  рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых  зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.  Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Известно, что формирование речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память, внимание и речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_palchik2.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем пальчики - стимулируем

речевое развитие

Необходимость развития моторики  рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых  зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.  Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Известно, что формирование речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память, внимание и речь ребёнка.

 

  Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

 -   Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и  разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

 -   С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

 -   Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, ёлочку, домик, кроватку для куклы.

 -   Выкладывайте с ребёнком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

 -   Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы, пирамидки, матрёшки.

 -   Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

 -   Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трёхлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребёнка рисованию Вам помогут книжки-раскраски. Используйте обводки, трафареты, работу в прописях.

 -   И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребёнок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более чёткой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребёнку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Развитие мелкой моторики рук

 

Черепашка

- Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

 

БРАТЦЫ

•1.      Пошли два братца

•2.      Вместе прогуляться,

•3.      А за ними еще два братца.

•4.      Ну а старший - не гулял,

•5.      Очень громко их позвал.

•6.      Он за стол их посадил,

•7.      Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

ГУСЬ

Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет?

Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».

ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Кот играет на баяне,

Зайка наш - на барабане.

Ну а мишка - на трубе

Поиграть спешит тебе.

 Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать  игру на  разных  музыкальных инструментах.

СЧИТАЛКА

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

(Г. Лагздынь)

Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок.

КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.

КУРОЧКА ПЬЁТ ВОДУ

•1.      Наша курочка гуляла,

•2.      Травку свежую щипала.

•3.      И пила водицу

•4.      Прямо из корытца.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ

•1.      Красят домик маляры

•2.      Для любимой детворы.

•3.      Если только я смогу,

•4.      То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ

•1.      Улетела птица-мать

•2.      Малышам жучков искать.

•3.      Ждут малютки-птицы

•4.      Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

ПТИЧКИ

•1.      Птички прилетали,

•2.      Крыльями махали.

•3.      Сели. Посидели.

•4.      И дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

БАБОЧКА

•1.      Бабочка-коробочка,

•2.      Улетай под облачко.

•3.      Там твои детки

•4.      На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

ЦВЕТОК

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

 

ДЕРЕВЬЯ

Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

(С. Погореловский)

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

•1.      - Пальчик-мальчик, Где ты был?

•2.      - С этим братцем - В лес ходил.

•3.      С этим братцем -

•4.      Щи варил.

•5.      С этим братцем -

•6.      Кашу ел.

•7.      С этим братцем -

•8.      Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

МИЗИНЧИК

•1.      Маленький Мизинчик

•2.      Плачет, плачет, плачет.

•3.      Безымянный не поймет:

•4.      Что все это значит?

•5.      Средний пальчик очень важный,

•6.      Не желает слушать.

•7.      Указательный спросил: -

•8.      Может, хочешь кушать?

•9.      А Большой бежит за рисом,

•10.  Тащит рису ложку,

•11.  Говорит: -Не надо плакать,

•12.  На, поешь немножко!(  Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)

 ШАРИК 

•1.      Надувайся, шарик, больше!

•2.      Лучше щечки раздувай!

•3.      Поиграй ты с нами дольше:

•4.      Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)

ДОМИК

•1.      Дом мы строим

•2.      Выше, выше!

•3.      Есть окошки в нем

•4.      И крыша.

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

ФЛАЖОК

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я Огонь зажег.

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

СТУЛЬЧИК

«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО

•1.      Прыгнул заинька с крылечка

•2.      И в траве нашел колечко.

•3.      А колечко непростое -

•4.      Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:

•a)       пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

•b)        большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

КОЛЬЦО

•1.      Выйду на крылечко,

•2.      Вынесу колечко.

•3.      Я его вместо игрушки

•4.      Подарить хочу Валюшке.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

УЛИТКА

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

 

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

ЗАЙЧИК

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

КОЗА РОГАТАЯ

•1.      Идет коза рогатая

•2.      За малыми ребятами. -

•3.      Кто кашку не ест,

•4.      Молоко не пьет,

•5.      Забодаю, забодаю!..

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

ДОЖДИК

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

 Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

ВЕРТОЛЕТ

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

ОСА

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.

КОМАРИК

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).

ЖУК

•1.      Я веселый Майский жук.

•2.      Знаю все

•3.      Сады вокруг,

•4.      Над лужайками

•5.      Кружу,

•6.      А зовут меня

•7.      Жу-жу...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

КОГОТКИ

•1.      У кошкиной дочки

•2.      На лапках коготочки.

•3.      Ты их прятать не спеши,

•4.      Пусть посмотрят малыши!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

МЫ СЧИТАЕМ

•1.      Можно пальчики считать:

•2.      Раз-два-три-четыре-пять.

•3.      На другой руке - опять:

•4.      Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

РАЗМИНКА

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

 Можно использовать резиновые игрушки.

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА

- Киса, кисонька, кисуля!

 - Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

 - И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

МОЯ СЕМЬЯ

•1.      Вот дедушка,

•2.      Вот бабушка,

•3.      Вот папочка,

•4.      Вот мамочка,

•5.      Вот деточка моя,

•6.      А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

НАШ МАЛЫШ

•1.      Этот пальчик - дедушка,

•2.      Этот пальчик - бабушка,

•3.      Этот пальчик - папочка,

•4.      Этот пальчик - мамочка,

•5.      Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

КАЧЕЛИ

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

 Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.

От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

КИСТОЧКА

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

ВЕЕР

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

БЕЛКА

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ

•1.      Этот пальчик хочет спать,

•2.      Этот пальчик - прыг в кровать,

•3.      Этот пальчик прикорнул,

•4.      Этот пальчик уж заснул.

•5.      Встали пальчики - «Ура!»

•6.      В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

НА РАБОТУ

•1.      Большой палец встал один.

•2.      Указательный - за ним.

•3.      Средний будит безымянный.

•4.      Тот поднял мизинчик малый.

•5.      Встали братцы все - «Ура!»

•6.      На работу им пора.

Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.

ЗА РАБОТУ

•1.      Ну-ка, братцы, за работу.

•2.      Покажи свою охоту.

•3.      Большаку дрова рубить,

•4.      Печи все тебе топить,

•5.      А тебе воду носить,

•6.      А тебе обед варить,

•7.      А тебе посуду мыть.

•8.      А потом всем песни петь,

•9.      Песни петь да плясать,

•10.  Наших деток забавлять.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими. 

ПАЛЬЧИКИ

Раз-два-три-четыре-пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять -

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

БРАТЦЫ

•1.      Пошли два братца

•2.      Вместе прогуляться,

•3.      А за ними еще два братца.

•4.      Ну а старший - не гулял,

•5.      Очень громко их позвал.

•6.      Он за стол их посадил,

•7.      Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

ГУСЬ

Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет?

Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».

СЧИТАЛКА

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

(Г. Лагздынь)

Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок.

КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.

КУРОЧКА ПЬЁТ ВОДУ

•1.      Наша курочка гуляла,

•2.      Травку свежую щипала.

•3.      И пила водицу

•4.      Прямо из корытца.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ

•1.      Красят домик маляры

•2.      Для любимой детворы.

•3.      Если только я смогу,

•4.      То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ

•1.      Улетела птица-мать

•2.      Малышам жучков искать.

•3.      Ждут малютки-птицы

•4.      Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

ПТИЧКИ

•1.      Птички прилетали,

•2.      Крыльями махали.

•3.      Сели. Посидели.

•4.      И дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

БАБОЧКА

•1.      Бабочка-коробочка,

•2.      Улетай под облачко.

•3.      Там твои детки

•4.      На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

ЦВЕТОК

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

 

Черепашка

- Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

 

БРАТЦЫ

•1.      Пошли два братца

•2.      Вместе прогуляться,

•3.      А за ними еще два братца.

•4.      Ну а старший - не гулял,

•5.      Очень громко их позвал.

•6.      Он за стол их посадил,

•7.      Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

ГУСЬ

Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет?

Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».

ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Кот играет на баяне,

Зайка наш - на барабане.

Ну а мишка - на трубе

Поиграть спешит тебе.

 Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать  игру на  разных  музыкальных инструментах.

СЧИТАЛКА

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

(Г. Лагздынь)

Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок.

КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.

КУРОЧКА ПЬЁТ ВОДУ

•1.      Наша курочка гуляла,

•2.      Травку свежую щипала.

•3.      И пила водицу

•4.      Прямо из корытца.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ

•1.      Красят домик маляры

•2.      Для любимой детворы.

•3.      Если только я смогу,

•4.      То им тоже помогу.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ

•1.      Улетела птица-мать

•2.      Малышам жучков искать.

•3.      Ждут малютки-птицы

•4.      Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

ПТИЧКИ

•1.      Птички прилетали,

•2.      Крыльями махали.

•3.      Сели. Посидели.

•4.      И дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

БАБОЧКА

•1.      Бабочка-коробочка,

•2.      Улетай под облачко.

•3.      Там твои детки

•4.      На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».)

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

ЦВЕТОК

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

 

ДЕРЕВЬЯ

Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

(С. Погореловский)

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

•1.      - Пальчик-мальчик, Где ты был?

•2.      - С этим братцем - В лес ходил.

•3.      С этим братцем -

•4.      Щи варил.

•5.      С этим братцем -

•6.      Кашу ел.

•7.      С этим братцем -

•8.      Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.)

МИЗИНЧИК

•1.      Маленький Мизинчик

•2.      Плачет, плачет, плачет.

•3.      Безымянный не поймет:

•4.      Что все это значит?

•5.      Средний пальчик очень важный,

•6.      Не желает слушать.

•7.      Указательный спросил: -

•8.      Может, хочешь кушать?

•9.      А Большой бежит за рисом,

•10.  Тащит рису ложку,

•11.  Говорит: -Не надо плакать,

•12.  На, поешь немножко!(  Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)

 ШАРИК 

•1.      Надувайся, шарик, больше!

•2.      Лучше щечки раздувай!

•3.      Поиграй ты с нами дольше:

•4.      Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)

ДОМИК

•1.      Дом мы строим

•2.      Выше, выше!

•3.      Есть окошки в нем

•4.      И крыша.

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

ФЛАЖОК

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я Огонь зажег.

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

СТУЛЬЧИК

«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО

•1.      Прыгнул заинька с крылечка

•2.      И в траве нашел колечко.

•3.      А колечко непростое -

•4.      Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:

•a)       пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

•b)        большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

КОЛЬЦО

•1.      Выйду на крылечко,

•2.      Вынесу колечко.

•3.      Я его вместо игрушки

•4.      Подарить хочу Валюшке.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

УЛИТКА

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

 

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

ЗАЙЧИК

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

КОЗА РОГАТАЯ

•1.      Идет коза рогатая

•2.      За малыми ребятами. -

•3.      Кто кашку не ест,

•4.      Молоко не пьет,

•5.      Забодаю, забодаю!..

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

ДОЖДИК

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

 Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

ВЕРТОЛЕТ

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

ОСА

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.

КОМАРИК

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).

ЖУК

•1.      Я веселый Майский жук.

•2.      Знаю все

•3.      Сады вокруг,

•4.      Над лужайками

•5.      Кружу,

•6.      А зовут меня

•7.      Жу-жу...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

КОГОТКИ

•1.      У кошкиной дочки

•2.      На лапках коготочки.

•3.      Ты их прятать не спеши,

•4.      Пусть посмотрят малыши!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

МЫ СЧИТАЕМ

•1.      Можно пальчики считать:

•2.      Раз-два-три-четыре-пять.

•3.      На другой руке - опять:

•4.      Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

РАЗМИНКА

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

 Можно использовать резиновые игрушки.

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА

- Киса, кисонька, кисуля!

 - Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

 - И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

МОЯ СЕМЬЯ

•1.      Вот дедушка,

•2.      Вот бабушка,

•3.      Вот папочка,

•4.      Вот мамочка,

•5.      Вот деточка моя,

•6.      А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

НАШ МАЛЫШ

•1.      Этот пальчик - дедушка,

•2.      Этот пальчик - бабушка,

•3.      Этот пальчик - папочка,

•4.      Этот пальчик - мамочка,

•5.      Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

КАЧЕЛИ

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

 Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.

От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

КИСТОЧКА

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.

ВЕЕР

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

БЕЛКА

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ

•1.      Этот пальчик хочет спать,

•2.      Этот пальчик - прыг в кровать,

•3.      Этот пальчик прикорнул,

•4.      Этот пальчик уж заснул.

•5.      Встали пальчики - «Ура!»

•6.      В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

НА РАБОТУ

•1.      Большой палец встал один.

•2.      Указательный - за ним.

•3.      Средний будит безымянный.

•4.      Тот поднял мизинчик малый.

•5.      Встали братцы все - «Ура!»

•6.      На работу им пора.

Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.

ЗА РАБОТУ

•1.      Ну-ка, братцы, за работу.

•2.      Покажи свою охоту.

•3.      Большаку дрова рубить,

•4.      Печи все тебе топить,

•5.      А тебе воду носить,

•6.      А тебе обед варить,

•7.      А тебе посуду мыть.

•8.      А потом всем песни петь,

•9.      Песни петь да плясать,

•10.  Наших деток забавлять.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими. 

ПАЛЬЧИКИ

Раз-два-три-четыре-пять -

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять -

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

развиваем пальчики стимулирующие речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития. Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществ...

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие» О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши п...

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие...

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие.

Советы родителям о развитии мелкой моторики....

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие.

В статье рассказывается о значении развития мелкой ручной моторики у детей и даны примеры простых заданий, которые можно выполнять ребёнку как дома, так и в детском саду....