Работа с родителями
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Блохина Светлана Вячеславовна

Консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_2_0.doc87 КБ
Файл dlya_sayta_proekt.deyat_.docx13.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки о речи.

В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образности поговорки. Эти жанры пользовались и пользуются большой популярностью как в древности , так и в наши дни.

Пословицы и поговорки способствуют обогащению языка, они прочно вошли в нашу речь и являются неотъемлемой ее частью. С их помощью люди с давних пор приобрели необходимый навык выражать свои мысли доходчиво, учились умению лаконично и вместе с тем образно оценивать различные явления действительности.

Максим Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступают прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами». Недаром говорится:

-красна речь с притчею (поговоркой);

-поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Из содержания большинства пословиц и поговорок можно четко выделить мысль о необходимости речи и слова для человека, т.е. необходимости функции общения вообще. Это видно из следующих пословиц:

  Слова благо паче даяния многа (на старославянском языке).

  Петух по неволе запоет, коли говорить не умеет.

  Что скажут о теб другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

  Кто не умеет говорить, тот портит разговор.

  Без слова дело не делается.

  Красное слово всегда в пору.

  Живое слово дороже мертвой буквы.

  Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

  Без языка и колокола нет.

Сила влияния слова на психику человека и его душевное состояние, переживания, эмоциональный настрой велика.

  Слово- ключ, которым открывают сердца.

  Слово горы ворочает.

  Птицу кормом возьмешь, человека – словом.

  Нет мук страшнее муки слова.

  Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.

  Слова не стрела, а к сердцу льнет.

  Слово пуще стрелы разит.

  Сказал, как топором отрубил.

  Сказал, как узлом завязал.

  Наговорились, как меду напились.

Благодаря пословицам и поговоркам мы узнаем, как необходимо для человека правильно говорить, какой должна быть красиво построенная, правильно оформленная речь. Одна из пословиц гласит:

  По речам узнают человека.

Итак, правильная речь должна быть:

  • Умной

Умную речь хорошо и слушать.

Умные речи и дурак поймет.

Не всегда говори , что знаешь, а всегда знай, что говоришь.

Не позволяй своему языку опережать твою мысль.

Глупо говорить – людей смешить.

Глупые речи, что пыль на ветру.

Хорошего пирожка приятно покушать, умную речь приятно послушать.

Непродуманное слово, что недозрелое яблоко.

Во многих пословицах выражена мысль о необходимости говорить обдуманно и верно.

   Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

   Слово не стрела, а пуще стрелы.

   Конь вырвется - не догонишь, а сказанного слова не воротишь.

  Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

  Сказанное слово в кадык не ворочается.

  Сорвалось словцо – не схватишь за кольцо.

  Губки да зубки – два замочка: вылетит словечко, не поймаешь.

  • Уместной

    Слово вовремя и к стати сильнее письма и печати.

    Каждому слову свое место.

    Речь красна слушанием.

    Сам поет, сам и слушает.

    Не молчи, когда нужно говорить.

  • Значимой

Слова не должны расходиться с делом, а должны подкрепляться ими.

 Не бросай слов на ветер.

Не тот умен, кто много говорит, а тот кто попусту слов не тратит.

Говорить без дела, что на воде писать.

Где много говорят, там машины стоят.

Речь слышали, а дела не видели.

 Словами, что листьями сыплет. А делами, что иглами колет.

Из одних слов шубы не сошьешь.  

  • Выразительной

Четко, кратко, и доступно выражать свои мысли, высмеивать чрезмерную болтливость и пустословие.

     Скажи свинье, а та борову, а там разойдется по всему городу.

     Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

     К осени погода становится дождливее, а люди к старости – болтливее.

     В многословии не без пустословия.

   Умей сказать многое в немногих словах.

   Несколько хороших слов – сладко, слишком много слов – приторно.

Некоторые пословицы говорят о речевых нарушениях.

       Артикуляция

  Говорит, словно жвачку жует.

  Рассказал, как размазал.

  Прожуй слово, да вымолви.

       Темп речи

  Говорит. Что горох о стену летит.

  Говорит, как спит.

Трудности в формировании фразы

  Замолчал, как рыба в пироге.

  Замолчал, как воды в рот набрал.

  Говорит, как клещами на лошадь хомут надевает.

В пословицах и поговорках можно найти и некоторые советы по исцелению речевых дефектов.

   Говори смелее – будет вернее.

Что такое ОНР ?

         Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – это речевая патология, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).

   Теоретическое обоснование ОНР было сформулировано Р.Е. Левиной в 1950-1960-х годах.

    Для детей с ОНР характерно:

- позднее начало речи (3-4 года);

- резкое ограничение словаря;

- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);

- дефекты звукопроизношения (все виды);

- нарушение фонематического слуха;

- нарушение ритмико-слоговой структуры слова;

- затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.

    ОНР может проявляться в разной степени. Выделяется 4 уровня речевого развития.

  1 уровень – отсутствие общеупотребительной речи;

  2 уровень – начатки общеупотребительной речи;

  3 уровень – фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития;

  4 уровень –

Для детей нашей группы наиболее характерен 3 уровень ОНР.

Более подробная характеристика 3 уровня ОНР.

Фразовая речь.

Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития; в активной речи ребенок использует в основном использует простые предложения; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Словарный запас.

Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных, наречий, предлогов, даже простые , употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Грамматический строй речи.

Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование им.прил. с им. сущ. в роде, числе, падеже; им. числительных с им. сущ.; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение.

Могут быть все виды нарушений (чаще всего свистящие и шипящие сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слоговая структура слова.

 

Ошибки и искажения в наиболее трудных случаях , особенно страдает звуконаполняемость слов.

Фонематическое восприятие.

Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Значение речевых игр в формировании строя и развития речи у детей.

     О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко. Действительно, игра — основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. 

     В игре ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, что повышает его умственную активность. Дидактическая (речевая) игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. 


     При отклонениях в развитии, характерных для детей с нарушениями речи и их возрастных особенностях, необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные чаще дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. 

     Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре ребёнок знакомится с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

    Дидактические игры и упражнения должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей. Чтобы у детей возникал интерес к играм, нужно тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). 

    Руководство дидактическими играми имеет свои особенности. В одних взрослый сам играет с детьми, дает образцы ответов, описаний и т. п. В других до начала игры взрослый ставит перед детьми задачу и объясняет правила игры. От детей требуется полная самостоятельность при выполнении игрового задания. Дидактические игры разнообразны. Некоторые из них имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Другие сюжета не имеют и заключаются в решении определенных задач. У ребят старшего дошкольного возраста особый интерес вызывают игры-соревнования, в которых формируется мотивация достижения успеха. 

     В неразрывной связи с развитие речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов.        Офрмленные художниками, дидактические игры способствуют эмоциональному воспитанию детей.

    В дид. играх развиваются коммуникативные возможности ребенка, отрабатываемые слова и словосочетания включаются в детские высказывания, развивается речевая инициатива.

Предметно-практическая игровая деятельность ребенка является стимулом развития речи.

     

ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО !

Внимание! Употребляйте предлоги правильно:

из дома                                         с крыши                                            

из школы                                     со двора

из подворотни                             с занятий

из кино                                         с поезда

Некоторые существительные имеют в единственном и множественном числе одинаковую форму:

Единственное число                 Множественное число

(одно) пальто                              много пальто

(одно) кафе                                 много кафе

Запомните род следующих существительных:

Мой кофе (мужской род).

Мой шампунь (мужской род).

Мой тюль (мужской род).

Мой свитер (мужской род).

Моя мозоль (женский род).

Мое повидло (средний род).

Употребляем правильно слово Звонить.

 

Я звоню (ударение на Ю)

Ты звонишь (ударение на И)

Он, она, звонит (ударение на И)

Мы звоним (ударение на И)

Вы звоните (ударение на И)

Они звонят (ударение на Я)

Пример: Ты мне позвонишь? (ударение на –ИШЬ)

В русском языке в настоящем времени употребляется только глагол  Класть.

Я кладу.

Ты кладешь.

Он, она кладет.

Мы кладем.

Вы кладете.

Они кладут.

В прошедшем и будущем времени употребляется глагол -положить, который без приставки не существует.

Прошедшее время.

Я, ты, он, она положил (а).

Мы, вы, они положили.

Будущее время.

Я положу (ударение на У)

Ты положишь.

Мы положим.

Вы положите.

Они положат.

Трудные случаи употребления  существительных в родительном падеже множественного числа .

У меня много носкОВ, но у меня нет чулОК.

У Вани не было сапОГ, а у Гали не было сапогОВ – скороходОВ.

Нет ботинок, погон.

Нет солдат, гусар, НО минерОВ, саперОВ.

Нет апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов (и баклажан).

Запомните трудные формы степеней имен прилагательных:

Звонкий – звонче.

Сладкий – слаще.

Красивый – красивее.

Несклоняемые существительные.

 

Пианино, панно, папье–маше, кенгуру, пюре, желе, какао, киви, эскимо, кино.

Правильно употребляем предлоги.

В школу    -    из школы.

В садик     -    из садика.

На улицу   -   с улицы.

На концерт -  с концерта.

В кино       -    из кино.

В театр      -    из театра.

Трудные случаи определения рода имен существительных:

 Мужской род – зал, занавес, тюль, рельс.

Женский род – оладья, манжета, сандалия, туфля.

Образование и употребление существительных с увеличительным суффиксом –ищ- .

Ротик – ротище.

Носик – носище.

Лапки – лапищи.

Хвостик – хвостище.

Глазик – глазищи.

Усики – усищи.

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем времени, в повелительном наклонении глаголов.

Стричь – стриги – стрижет – стриг.

Мазать – мажь – мажет – мазал.

Ездить – поезжай – езжу – ездил.

Грамматическая справка. Личные местоимения склоняются, то есть изменяются по падежам.

И.п. (кто?)

Я

Ты

Он

Она

Мы

Вы

Они

Р.п.(кого?)

Меня

Тебя

Его

Ее

Нас

Вас

Их

Д.п. (кому?)

Мне

Тебе

Ему

Ей

Нам

Вам

Им

В.п.(кого?)

Меня

Тебя

Его

Ее

Нас

Вас

Их

Т.п.(кем?)

Мной

Тобой

Им

Ею

Нами

Вами

Ими

П.п.(о ком?)

Обо мне

О тебе

О нем

О ней

О нас

О вас

О них

Образование действительных причастий настоящего времени.

Глагол

Действительное причастие настоящего времени

Играть – играют

Писать – пишут

Строить – строят

Кричать - кричат

играющий

пишущий

строящий

кричащий

 

        

Как делать артикуляционную гимнастику.

   Артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом.

   Повторять упражнения нужно 2-5 раз подряд, но несколько раз в день.

  Объяснение и показ артикуляции должен быть очень простым, соответствовать возрасту и пониманию ребенка. Указания нужно давать короткие и совершенно точные.

   Показывать артикуляцию следует не торопясь, задерживая язык и губы в определенном положении на несколько секунд, что бы ребенок успел их рассмотреть.

   Во время артикуляционных упражнений необходимо делать паузы.

Комплекс упражнений для формирования основных движений губ и языка.

  1. «Окошечко».

На «раз» рот открыть, увидеть зубки, на «два» закрыть.

  1. «Трубочка- улыбка».

На «раз» губы вытянуть «трубочкой», со звуком У, на «два» растянуть в «улыбке» со звуком И.

  1. «Гараж».

Движения языка вперед – назад при широко открытом  рте.

  1. «Качели на улице».

Рот открыт. Поднять язык наверх, на верхнюю губу и опустить вниз, на нижнюю.

  1. «Качели дома».

Рот открыт. Поднять язык за верхние зубы и опустить за нижнии.

  1. «Часики».

Рот открыт. Повороты языка вправо – влево к уголкам губ.

  1. « Хомячок».

Рот открыт повороты языка вправо – влево до упора в каждую щеку.

  1. «Вкусное варенье».

Круговые движения языка по губам. Рот открыт. «Облизываем» верхнюю, затем нижнюю губы.

  1. «Лошадка».

«Цокать» как лошадка.

  1.  «Задуй свечу».

Направление губами выдыхаемой струи воздуха на кончик высунутого языка.

Как учить стихи.

Прежде чем учить стихотворение его необходимо прочитать выразительно. 1.Далее обсудить с ребенком прочитанное:

   - о чем стихотворение;

   - нравится ли оно ему;

   - все ли слова ему понятны.

2. Проговорить трудные для произношения слова отдельно.

3. По возможности найти картинку, иллюстрирующую этот стих и нарисовать схему.

Например: В лесу родилась елочка.

4. После проделанной работы прочитайте стихотворение еще раз, с установкой на запоминание.

5. Учите стих по двум строчкам, четверостишиям.

6. В течении дня повторять несколько раз.

Задачи логопедической группы.

  1. Коррекция звукопроизношения: поставить отсутствующие звуки и  исправить звуки,  которые произносятся не правильно. Закрепить их произношение в свободной речи.
  2. Развитие фонематического восприятия: развивать умение различать заданные звуки на слух, в разных позициях.
  3. Учить детей звуковому анализу и синтезу: выделять гласные и согласные звуки.
  4. Обогащать словарный запас детей.
  5. Учить грамматически правильно оформлять свои мысли, следить за культурой произношения.
  6. Развивать свободную разговорную речь.
  7. Развивать психические процессы.
  8. Развивать мелкую моторику.



Предварительный просмотр:

Совместная деятельность родителей с детьми в проектной деятельности.

    В настоящее время в школах и детских садах активно используют новую форму работы – проектная деятельность.

   Технология проектирования делает детей активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития.

  Опыт самостоятельной деятельности полученный ребенком в дошкольном возрасте развивает в нем уверенность в своих силах.

   В детском саду проекты могут быть только взросло-детскими.

Проект  «Моя первая Азбука».

   Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

   Сроки  учебный год.

   Актуальность: Дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой, поэтому процесс обучения грамоте следует рассматривать с позиции деятельностного подхода.

   Деятельность вместе с родителями создаст для ребенка такие условия, в которых он обязательно встретится с реальным успехом и заслуженной похвалой.

   Этапы реализации проекта: постановка цели, реализация проекта, практическая часть, подведение итогов.

   Цель: Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

   Задачи: Помочь ребенку выучить буквы русского алфавита.

                    Расширить кругозор, словарь детей.

                    Развивать творческое воображение, коммуникативные качества, познавательную инициативу.

                     Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

    Этапы работы: Изучение материалов по данной теме.

Знакомство родителей с данным направлением работы.

Индивидуальные консультации для родителей по данной теме.

Совместный выбор темы индивидуального проекта родителями и ребенком.

Определение источников информации.

Организация совместной деятельности.

Презентация результатов совместной деятельности в детском саду.

   Практическая часть:

 Работа дома:  Выбор темы, оформление буквы в азбуку.

 Работа с детьми: На занятии рассматриваются и поощряются работы детей.     Каждый ребенок  защищает свою работу.

   В свободное время дети обмениваются информацией между собой.

    На индивидуальном занятии логопед еще раз  просматривает работу ребенка.

Работа с родителями: Выставки работ для родителей.

Индивидуальные консультации.

Общение родителей между собой.

    Ожидаемые результаты:

Для детей: В конце учебного года появится своя книжка «Моя первая азбука».

Повысится ответственное отношение к общественно-значимым заданиям.

Разовьется инициатива, активность, самостоятельность.

Расширится кругозор, словарный запас.

Для родителей: Повысится уровень личностного сознания.

Укрепятся взаимоотношения с детьми.

Произойдет самореализация.

Для воспитателей: Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

Личностный и профессиональный рост.

Самореализация.

    Для реализации проекта, вам необходимо выбрать вместе с ребенком тему Азбуки. Тема должна быть интересна ребенку, тогда он с охотой будет участвовать в этом.

    По мере прохождения букв вы оформляете листок на букву, которую прошли.  

Образец оформления: лист формата А4. В верхнем правом или левом углу красивая буква. В противоположном углу картинка на данную букву. Внизу небольшой текст, стихотворение, загадка про этот предмет.

Образец оформления титульного листа: сверху посередине название детского сада. В середине название Азбуки , кто выполнил. Внизу дата выполнения.

Источники информации : книги – Азбуки, книжки – раскраски, интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...