Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука С"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Титова Антонина Павловна

В конспекте представлена индивидуальная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, формированию воздушной струи и автоматизации звука С в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_s.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 ТИТОВА   А.П.

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида

№37 «Ягодка»

«АВТОМАТИЗАЦИЯ  ЗВУКА  «С».

(Конспект  индивидуального  занятия

в   логопедической  группе).

     Программное содержание: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма;  самомассаж мышцы лицевой мускулатуры. Вырабатывать точность, равномерность работы мышц языка; способность к переключению и удержанию позы. Вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка. Автоматизировать звук «С» в словах, направляя воздушную струю посередине высунутого  «блинчиком» языка. Обогащать активный и пассивный словарь ребёнка.

     Предварительная работа: выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений для постановки свистящих звуков.

     Материал: картинки с изображением артикуляционных упражнений; две массажные щётки; каучуковый мячик или грецкий орех; стакан воды с трубочкой;

     Ход занятия: 

1. Самомассаж.

     Логопед: Сейчас мы с тобой вдвоём расскажем сказку про хомячка Хомку. Жил-был хомячок Хомка. Однажды встал Хомка рано утром, умывается и приговаривает:

 Не циркач я не артист – сам себе я массажист   (массаж пальцами рук мышц                       лица; ритм стиха задаёт ритм массажных движений).

Ручки растираю и разогреваю  (потирание ладоней, хлопки).

Лицо теплом своим я умываю  (разогретыми ладонями проводим по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли  (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираю вверх и вниз я быстро  (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаю  (нагибание ушных раковин кпереди).

Тяну вниз за мочки  (оттягивание вниз за мочки).

А потом ухожу пальцами на щёчки  (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаю, чтобы надувались  (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаю, чтобы улыбались  (указательные пальцы разминают сначала верхнюю, а затем нижнюю губу).

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

     Логопед: Посмотрел Хомка на себя в зеркало и сказал: «Какой я красивый». И улыбнулся. Умылся Хомка и пошёл гулять («Пальчики Гуляют»). Идёт Хомка, а навстречу ему Ёжик: (берём две массажные щётки ипроводим ими по ладоням ребёнка, делая по одному движению на каждый ударный слог. Руки ребёнка лежат на коленях ладонями вверх):

                          Гладь мои ладошки, ёж!

                          Ты колючий, ну и что ж!

                          Я хочу тебя погладить,

                          Я хочу с тобой поладить!  

Идёт Хомка дальше.  Видит летит синичка  (обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички):

                         Птичка веток набрала,  крепко гнёздышко свила,  -  (свести ладони в форме гнезда).

                         И снесла яичко  умница – синичка,  -  (взрослый кладёт мячик или орех («яйцо») в «гнездо».

                         Ты яичко покатай,  но из рук не выпускай:

                          Очень хрупкое оно, так у птиц заведено. (С этими словами ребёнок катает мячик между ладонями).

3.Артикуляционная гимнастика.

     Логопед: Проголодался Хомка на прогулке и решил позавтракать. Взял зёрнышки в рот и спрятал их за обе щёки (упражнение «Надуй щёки»). Потом он переложил зёрна за одну щёку (ребёнок надувает одну щёку), потом за другую (сдувает одну, надувает другую щёку). Начал Хомка есть сладкие зёрна (жевательные движения). Наелся Хомка, стало ему дома уютно и тепло. А возле дома у Хомки ровный забор, покажи какой: (упражнение «Заборчик»,  «Трубочка» - 5 раз).

Широко я улыбнулся,                                 Я вытягиваю губы                                                                                                                                                                                          

Мои зубы, как забор.                                   И теперь они как трубы:

Я сомкнул его надёжно, -                            «Бу-бу-бу, бу-бу-бу!

Не проникнет вор.                                          Громко дую я в трубу».

     Логопед: Около дома, на клумбе у Хомки растёт много цветов. Увидел Хомка, как на цветок села пчёлка. У пчёлки острый хоботок. Напряги язычок, высуни его наружу,  сделай его острым и твёрдым. Как у пчёлки хоботок (упражнение «Иголочка»). Решил Хомка угостить пчёлку блинчиком (упражнение «Блинчик»). Съела пчёлка блин, снова высунула хоботок (попеременное выполнение упражнений «Иголочка» - «Блинчик» 5-6 раз). Выполнение артикуляционных упражнений «Почистим зубки», «Киска сердится».

4.Формирование воздушной струи.

     Хомка очень любит запускать кораблики. Однажды его кораблик попал в бурю (упражнение «Буря в стакане» - 5-6 раз).

     Во дворе Хомка стал играть в футбол (упражнение «Загони мяч в ворота»). Молодец Хомка! Забил в ворота 5 голов!

     Давай покажем Хомке , как ты научился говорить правильно звук «С». Произнеси звук «С». Улыбнись, прижми кончик языка за нижними зубами, зубки сближены, но не сомкнуты.Тихонько подуй: с-с-с-с. Где идёт воздушная струя?

     Ребёнок: с-с-с-с-с. Посередине язычка.

     Логопед: Ещё раз произнеси звук «С» и подставь ладошку к струе. Какой

воздух выходит изо рта при произнесении звука «С»?

     Ребёнок: с-с-с-с. Холодный.

5.Автоматизация звука «С» в словах.

Логопед: повторяй за мной слова:   сад, сам, сани, коса, оса,  лиса,  каска, маска,  паста,  опасно.  Молодец!

6.Отработка словаря по теме: «Части тела человека».

   Показывание и называние органов артикуляции.        

Логопед: Что помогает нам разговаривать, произносить разные звуки?

Ребёнок: Рот, губы, зубы, язык, горло.  

Логопед: Это части нашего тела. Вспомни, покажи и назови, что ещё есть у твоего тела?

     Ребёнок называет части тела. При необходимости логопед помогает ему вопросом или прямой подсказкой.

7.Итог занятия.                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р

Презентация конспекта по звукопроизношению...

Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.

ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...