Работа учителя-логопеда с родителями в адаптационный период ребенка в ДОУ
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Якунина Валерия Александровна

В данной статье описаны этапы и задачи работы учителя-логопеда с родителями в период адаптации ребенка к ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда с родителями

в адаптационный период ребенка в ДОУ

Учитель-логопед:

Якунина В.А.

г.Армавир, МБДОУ №58

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от учителя-логопеда, от его умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа учителя-логопеда с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой работы являются следующие параметры:

1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

 -целенаправленность, систематичность, плановость;

 -дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

 -возрастной характер взаимодействия с родителями;

 -доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшение детско-родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к специалисту; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей-участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.

Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при проектировании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия сада с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим опросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Принципы, на основе которых строится общение учителя-логопеда и родителей это в первую очередь – общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:

1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ГДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3.Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы.

Таким образом, следует отметить, что только при соблюдении всех выше изложенных этапов взаимосвязи учителя-логопеда с родителями можно достичь полной адаптации ребенка в ДОУ и его стабильного психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда на логопункте в межаттестационный период с 2015 по 2020 учебный год.

Самообразование. Многообразие форм и методов коррекции звукопроизношения у дошкольников...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

План работы учителя -логопеда в адаптационном клубе " Кроха"

У нас в детском саду открылся консультативный логопедический пункт для родителей и детей от 1года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.Цель: обеспечение единства и преемственности семейн...

План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) - ноябрь

Материал подобран в соответствии  с лексическими темами детского сада и программой ИОМ....

План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) Март

Материал в соответствии с  лексическими темами, направлен на развитие разных сторон  речи ребенка с ЗПР....