Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР "В гостях у сказки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Демидкина Наталия Владимировна

Открытое фронтальное занятие в подготовительной группе с ФФНР, проведённое в рамках аттестации. Занятие построено на сюжете русской народной сказки "Гуси-лебеди".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyakh_u_skazki.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

в подготовительной логопедической

группе для детей с ФФНР

 «В гостях у сказки»

учитель-логопед: Демидкина Н.В.

Тема: «В гостях у сказки»

Цель: использование сказочного сюжета и игровых проблемных ситуаций в закреплении знаний детей.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные:
  • закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки;
  • закреплять умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закреплять навык слогового анализа слов;
  • совершенствовать умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
  • продолжить  работу над дисемантизированным предложением;
  • коррекционно-развивающие:
  • совершенствовать фонематический слух,
  • развивать зрительное внимание, сообразительность;
  • коррекционно-воспитательные:
  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
  • воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь).

Оборудование

1. Демонстрационное:

  • яблоня (фанерное дерево);
  • ящики из цветного картона (красный, зелёный, синий);
  • речка (нарисована на обоях, прикреплена к полу);
  • дощечки (из фанеры с наклеенными картинками, на одной – схема двусложного слова);
  • печка (нарисована на ширме);
  • баночки с вареньем (нарисованы на картоне, прикреплены к печке);
  • домик Бабы-Яги (нарисованный на ширме);
  • письмо (с дисемантизированными предложениями).

2. Раздаточный материал:

  • яблоки (из цветного картона с наклеенными картинками);
  • индивидуальные зеркала.

Методы и приёмы:

  1. Наглядный:
  • рассматривание картинок;
  • схемы;
  • ТСО.
  1. Словесный:
  • беседа;
  • речевой образец;
  • вопрос;
  • объяснение.
  1. Игровой (практический):
  • сюжетно-дидактическая игра.

Форма организации занятия

Количество детей – 10 человек

 

     

█    

 

   

     

                           

   

    – стульчики

    речка

   домик Бабы-Яги

   яблонька

 –  логопед

█  печка

   пианино

Ход занятия

I. Организационный момент

  Дети входят в зал. Логопед обращается к детям:

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

  Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова (звучит тихая музыка):

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Оно будет необычным, и вы должны быть готовы к разным приключениям. Давайте закроем глаза…

(Звучит музыка)

Логопед:     Вокруг себя три раза обернись,

                     В волшебной сказке очутись.

II. Основная часть

Дети открывают глаза. Слышится плачь. Появляется девочка в русском наряде (заранее подготовленный ребёнок).

1) Проблемная ситуация (как спасти героя сказки «Гуси-лебеди»)

Логопед: Здравствуй, девочка. Что случилось, почему ты плачешь?

Девочка: У меня братец пропал. Его гуси-лебеди унесли. Я не знаю где его искать.

Логопед: Ребята, вы догадались, в какую сказку мы попали?

Дети: Мы попали в сказку «Гуси-лебеди».

Логопед: А вы знаете, куда гуси-лебеди унесли Иванушку?

Ответы детей.

Логопед: Ребята, давайте поможем Алёнушке?

Логопед: Дорога наша будет нелегка. В пути нас могут поджидать разные ситуации, поэтому надо как следует подготовиться.

2) Артикуляционная гимнастика с элементами логоритмики

Логопед предлагает детям сесть на стульчики, взять в руки зеркала.

Логопед: Мы делаем зарядку, чтобы стать сильными и ловкими. И нашему язычку тоже нужна такая зарядка:

  • Язычок мой в лес пошёл, там лопаточку нашёл (удерживаем широкий язык 5-10 сек);
  • Вот заборчик увидал и как вкопанный он встал (удерживаем губы в улыбке, зубы «заборчиком» 5-10 сек);
  • За заборчиком лошадка щиплет травку, ей так сладко (цокаем, подражая стуку копыт 10-15 раз);
  • Вот лошадка подбежала, пить из чаши воду стала (удерживаем «чашечку» 5-10 сек).

Логопед: А теперь встаньте и повторяйте за мной (под музыку):

Тал-тал-тал, тал-тал-тал – так звучит копыт металл.

Опа-ту, опа-ту – я ей гриву заплету.

Цок-цок-цей, цок-цок-цей – мы идём искать гусей.

Логопед: Вот, теперь мы готовы к поиску. Вперёд.

      На пути стоит яблонька. Вокруг яблони лежат яблоки, на яблоках наклеены предметные картинки. Рядом стоят разноцветные вёдра – красное, зелёное, синее.

3) Игра «Разноцветные ведёрки» (дифференциация гласных и согласных, твёрдых и мягких согласных звуков)

Логопед: Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька отвечает (запись на магнитофоне): Помогите мне, ребятки, собрать яблочки и рассортировать их по ящичкам. А я тогда скажу вам, куда полетели гуси-лебеди.

Логопед: Ребята, давайте поможем яблоньке, соберём яблочки и разложим их по вёдрам. В красное ведро надо сложить яблоки, названия картинок на которых начинаются с гласного звука, в синее – с названием на твёрдый согласный, в зелёное – на  мягкий согласный.

Дети собирают яблоки и раскладывают их по ящикам.

1 ребёнок: Я положу это яблоко в красное ведёрко, так как слово утка начинается на гласный звук [У].

2 ребёнок: Я положу это яблоко в синее ведёрко, так как слово кукла начинается на твёрдый согласный звук [К].

3 ребёнок: Я положу это яблоко в зелёное ведёрко, так как слово лиса начинается на мягкий звук [Л`].

Аналогично с другими яблоками.

Яблонька: Спасибо вам ребята. А гуси-лебеди полетели за речку.

Дети отправляются дальше. Впереди течёт речка.

4) Игра «Построй мостик» (деление слов на слоги)

Около речки лежат дощечки с наклеенными на них предметными картинками.

Логопед: Речка, речка, скажи, пожалуйста, куда полетели гуси-лебеди?

Речка (запись на магнитофоне): Я покажу вам дорогу, но только помогите мне в моей беде. Баба-Яга сломала мостик. Пожалуйста, соберите его.

Логопед: Ребята, посмотрите, а мостик то не простой. Надо положить дощечки только с теми картинками, название которых содержит определённое количество слогов.

Логопед: Ребята давайте расшифруем схему слова.

Какие дощечки мы должны положить?

Дети: Мы должны положить дощечки, в названии картинок которых два слога.

    Дети вместе с логопедом подбирают дощечки (упражнение «Отхлопаем слова») и восстанавливают мостик.

Речка: Спасибо вам, ребята. Переходите на другой бережок и идите направо. Там вы увидите печку, она вам поможет.

Дети идут дальше. Встречают печку.

5) Игра «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных)

Логопед: Печка, печка, пожалуйста, скажи, куда полетели гуси-лебеди?

Печка (запись на магнитофоне): Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Я собралась испечь пирожки. Пожалуйста, помогите мне выбрать варенье для начинки.

Логопед: Ребята, перед вами банки с вареньем. Выберите, из какого варенья вы бы хотели начинку?

Дети выбирают варенье.

Логопед: Нина, какое варенье ты выбрала?

Нина: Я выбрала клубничное варенье.

Логопед: С какой начинкой получится пирожок? (Получится пирожок с клубничной начинкой).

Аналогично с другим вареньем.

Печка: Спасибо вам, ребята, я испеку пирожки с разными начинками. А гуси-лебеди полетели в лес к Бабе-Яге. Идите прямо и найдёте её.

Логопед: Спасибо, печка.

      Дети идут дальше и приходят к избушке Бабы-Яги. Стучат в дверь. Из избушки выходит Баба-Яга (переодетая воспитательница).

Баба-Яга: Кого там принесло. Чего надо?

Логопед: Мы пришли за Иванушкой. Отдай его нам, пожалуйста.

Баба-Яга: Ишь, какие вежливые. Ладно, я сегодня добрая. Отдам вам Ивашку, только помогите разобраться с письмом, которое вчера прислал мне Кащеюшка. Он там все слова в предложениях перепутал.

Логопед: Мы с ребятами любим решать трудные задачки.

6) Работа с дисемантизированными предложениями

                                                  Письмо

От, Баба Яга, Кащей, привет.

(Бабе Яге от Кащея привет).

Здоровье, я, желать, тебе.

(Я желаю тебе здоровья).

Обед, на, прийти, завтра.

(Завтра приду на обед).

Баба-Яга: Спасибо вам ребята. Алёнушка, пойдём со мной, я отдам тебе твоего братца.

Алёнушка: Спасибо, ребята, за помощь, приходите к нам в гости ещё.

Алёнушка и Баба-Яга уходят.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему гуси-лебеди унесли Иванушку?

Дети высказывают свои мнения.

Логопед: Правильно, ребята, надо слушать своих родителей и тогда ничего страшного не произойдёт. А теперь нам пора возвращаться домой.

Закройте глаза. (Звучит музыка).

Логопед:    Вокруг себя три раза обернись,

                    И в детском садике скорее очутись.

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, каким должен быть человек, чтобы он мог помочь другу в беде?

Логопед: Какие препятствия нам пришлось преодолеть?

Логопед: Какие проблемы мы решили?

Логопед: Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны, собраны, дружны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР

конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения с элементами обучения грамоте "Поля и Боря". Занятие посвящено дифференциации звуков п-б...

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной  группе для детей с ОНР...

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

         Цель: Познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения...

Конспект фронтального занятия в старщей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гостях у бабушки Федоры"

Конспект занятия о посуде, её видах, предназначении. выстроен в виде увлекательного путешествия к бабушке Федоре....

Конспект контрольно- учетного занятия в подготовительной группе № 11 на тему « В гостях у сказки»

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе « В гостях у сказки»  Тема: « В гостях у сказки»  Цель: закрепление и обобщение полученных в течение ...