Восстановительные мероприятия у детей ясельного возраста с задержкой психофизического развития
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

Патрушева Алла Даниловна

Консультация содержит комплекс мероприятий для общего и речевого развития  детей от рождения до 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosstanovit._meropriyatiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Восстановительные мероприятия у детей ясельного возраста с задержкой психофизического и речевого развития.

Первый год жизни.

У новорожденного необходимо развивать сенсорные процессы (зрительные, слуховые, осязательные)

1 – й   – 3 – й  месяц.

С 1 – го месяца ребёнка учат фиксировать взглядом      предметы, следить за их движением.                        Желательно, чтобы взрослые были одеты в однотонную, яркую одежду.

 У малыша необходимо развивать умение прислушиваться к звукам речи, пению, звучанию игрушки. Следует так построить режим дня, чтобы период бодрствования был после кормления.

        Необходимо проводить массаж пальчиков и кистей рук, массаж лица по мимическим мышцам.

        Для кормления необходимо подобрать для ребёнка удобную позу и так регулировать кормление, чтобы захлёбывание молоком и заглатывание воздуха малышом сводилось к минимуму.

4 – й месяц.

На 4 – м месяце детей учат различать своих и чужих, поворачивать голову на звук погремушки, на голос. Необходимо постоянно разговаривать с малышом, поддерживать гуление, лепет, совместно с ним пропевать гласные звуки, слоги.

Необходимо следить, симметричны ли у ребёнка обе половины лица в спокойном состоянии, при плаче, смехе, еде. При ассиметрии производят массаж ассиметричных зон лица (поглаживание) несколько раз в день.

Общение со взрослым должно всё время создавать радостное настроение у ребёнка и вызывать двигательные и голосовые реакции. Малыша приучают находить взглядом тот или иной предмет.

6 – й месяц.

С 6 месяцев интенсивно развивается пассивный словарь ребёнка, его учат показывать части тела, одежду, игрушки, предметы домашнего обихода. Малыша учат находить взглядом тот или иной предмет, находящийся на обычном месте («Где часики?», «Где мишка?»)

Особое внимание необходимо обращать на развитие кистей рук. Малышу дают игрушку в левую и правую руку по очереди, учат захватывать, толкать и двигать игрушку. В этом возрасте обучают играм «Сорока – белобока», «Ладушки», показывать ручкой «до свидания», «здравствуй».

9 – 12 месяцев.

В возрасте от 9 до 12 месяцев продолжаются занятия по развитию пассивного словаря. Малышей учат различать имена взрослых, названия частей тела, игрушек, одежды, посуды, обиходных предметов. Ребёнка просят выполнять простые действия: открывать и закрывать коробочку, класть туда игрушку, собирать и разбирать пирамидку, матрёшку. Продолжают упражнения по развитию

голосовых реакций: подражание

 голосам животных, звукам различных

предметов. В этом возрасте необходимо

развивать дыхание: дуть на ватку, пушинку,

сдувать полоски бумаги и т.д. Если ребёнок из – за своего заболевания ещё не сидит, то в часы бодрствования его необходимо высаживать  на специальный стульчик, к которому прикрепляется откидной столик.

Восстановительные мероприятия у детей ясельного возраста с задержкой психофизического и речевого развития.

Второй год жизни.

Необходимо проводить с малышом занятия по развитию понимания речи. Ребёнка знакомят с названиями деталей одежды, посуды, других предметов. В пассивном словаре формируются обобщающие понятия (игрушки, еда, мебель, одежда, животные)

Малыша необходимо учить подбирать по подобию два основных цвета, различать и подбирать по подобию резко контрастные формы: шар, кубик. В этот период малыш должен учиться разбирать и собирать пирамидку. Развиваются пространственные представления, начинают формироваться конструктивная деятельность, из кубиков ребёнок с помощью взрослого должен учиться строить башню, ворота, паровозик и т.д. Конструирование рекомендуется проводить из ярких кубиков и кирпичиков жёлтого, оранжевого, зелёного и красного цвета.

Игры по развитию дыхания должны приобретать разнообразный характер: надувание воздушных шариков, пускание мыльных пузырей, игра на дудочке, губной гармошке и т.д.

Существенным моментом для развития познавательной активности и подготовки к активной речи являются игры. Вот некоторые варианты таких игр: кормление куклы, укладывание её спать, игры с песком, водой, природными материалами. Ребёнку рассказывают потешки, простые короткие стихи. Для развития способности к обобщению используют игрушки, парные картинки.

В процессе  игр необходимо следить за тем,

 чтобы ребёнок действовал обеими руками.

Взрослым следует облекать в словесную

форму все действия и движения ребёнка.

Третий год жизни.

Продолжается развитие способности ребёнка понимать речь окружающих. Малыша учат узнавать и показывать на картинках домашних животных и их детёнышей, различать и называть некоторые овощи и фрукты.

В этом возрасте малыши постигают довольно сложные дифференцировки, они учатся определять по внешнему виду и называть несколько видов транспорта, мебели и др. Показывают детали предметов (кабина, руль, колесо, окно, дверь).

В играх значительно возрастают сюжеты: «Кукла пошла гулять», «Купание куклы», «Лечение куклы, мишки»,  «Кормление животных»,  и т.д.

Для ребёнка необходимо подбирать игры, способствующие развитию мышления:

а) для развития зрительного восприятия цвета и формы – предметное лото, раскладывание предметов одного цвета.

б) для формирования количественных представлений – «Много – мало», «Один – много»

в) для определения величины – «Большие и маленькие» (посуда, игрушки, другие предметы)

г) для развития пространственных представлений и внимания – «Сделай, как было», подбор парных картинок, разрезные картинки из 2 и 4 частей, нанизывание колец на шнурок, продевание шнурка в отверстия на картине.

Особое внимание следует

 обратить на употребление

в речи ребёнка слов – действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....