Развитие у дошкольников с ОНР психических процессов и мыслительной деятельности.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кирдяшова Наталья Петровна

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста  с ОНР является важнейшей составной частью его общего психического развития.  Сенсорное развитие детей с проблемами в развитии имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Дети с ОНР даже в старшем дошкольном возрасте путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространстве и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия и памяти, которыми обладают.  

У детей с ОНР представления о предметах неточные и неполные, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, из-за чего запаздывает формирование понятий. Рисунки таких дошкольников отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку, постройку или рассказать рассказ из личного опыта, затрудняются в пересказе рассказа взрослого. В игре, как правило, сюжеты бытовые, стереотипные, мало обогащаются и быстро распадаются в силу ограниченного общения детей между собой и недостаточного представления об окружающем. Дети плохо понимают значение переносных слов, скрытого смысла  пословиц и поговорок, как правило, затрудняются в отгадывании загадок.

Ниже приведены задания, которые полезно включать в занятия с детьми  с ОНР для развития психических процессов и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у дошкольников с ОНР психических процессов и мыслительной деятельности.

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста  с ОНР является важнейшей составной частью его общего психического развития.

1. Устойчивое внимание  и память играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Дошкольный возраст - это  время, когда дети учатся управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В процессе обучения детей надо приучить слушать, слышать, выполнять задания на основе словесной инструкции.

Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно нескольких объектов, а также в какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.

2. Для полноценного познания окружающего мира ребенку  с ОНР необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или в звучащую речь, запоминать. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит  базой для формирования памяти, мышления и речи.

Сенсорное развитие детей с проблемами в развитии имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении свойств разных предметов словами. Дети с ОНР даже в старшем дошкольном возрасте путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространстве и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия и памяти, которыми обладают.

 Задачи сенсорного развития:

  • Обогащение чувственного опыта ребенка: зрительного, тактильно- двигательного, обонятельного, вкусового, слухового, а также фонематического слуха и фонематического восприятия.
  • Закрепление чувственного опыта в слове, то есть формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Для этого нужно, чтобы ребенок научился пользоваться собственными сенсорными эталонами - чувственными мерками, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их и обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства.

3. Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности  выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ.

Первые  проявления воображения у ребенка, развивающегося в норме, могут появиться уже к 2,5 - 3 годам, когда он начинает кормить куклу палочкой- ложечкой, укрывает носовым платочком - одеяльцем, то есть пользуется предметами - заменителями. К 4 - 6 годам творческая активность детей выплескивается в самых разных областях: разнообразные замысловатые рисунки и постройки, сочинительство необыкновенных историй и сказок.

У детей с ОНР представления о предметах неточные и неполные, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, из-за чего запаздывает формирование понятий. Рисунки таких дошкольников отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку, постройку или рассказать рассказ из личного опыта, затрудняются в пересказе рассказа взрослого. В игре, как правило, сюжеты бытовые, стереотипные, мало обогащаются и быстро распадаются в силу ограниченного общения детей между собой и недостаточного представления об окружающем. Дети плохо понимают значение переносных слов, скрытого смысла  пословиц и поговорок, как правило, затрудняются в отгадывании загадок.

Ниже приведены задания, которые полезно включать в занятия с детьми  с ОНР для развития психических процессов и мышления.

Задания для развития внимания и памяти:

  1. На столе выставлены знакомые детям игрушки. Названия игрушек проговариваются детьми. Ребенку предлагается закрыть глаза. В это время убирается 1 игрушка (потом можно 2-3). Открыв глаза. Ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется.
  2. Для детей 3х лет- 3-4 игрушки, для старших 5-6 картинок  и переходить на картинки (5-15 картинок).
  3. Подготовка и задание прежние (См. задание 1). Добавляется еще одна игрушка.
  4. Ребенку дается время рассмотреть и запомнить 2-4 игрушки. Игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит убранные игрушки.
  5. На столе в ряд выкладывается несколько картинок. Затем называется ряд картинок, а ребенок находит нужные картинки и выкладывает их в том же порядке.
  6. Ребенок внимательно прослушивает слова, запоминает и, а потом повторяет. Постепенно количество слов нарастает от 2-3 и более. Круг предлагаемых слов зависит от уровня речевого развития ребенка.

Пример: стол, стул, кровать (мебель).

  1. Увеличить число слов, дать их по нескольким темам одновременно:

Пример:  ракета, машина, еж, лиса (транспорт и животные).

     Пример: паровоз, рука, шапка, шкаф (транспорт, части тела, одежда,  мебель).

  1. В специально заготовленных таблицах нарисованы знакомые детям картинки. Ребенку предлагается зачеркнуть только все елочки или все грибочки или пирамидки.
  2. Детям старшего возраста вместо картинок предлагаются таблицы с изображениями геометрических фигур.
  3. Показывается несколько незаконченных рисунков. (Дом, стул, чайник…). Одна деталь у предметов не дорисована. Ребенок должен догадаться, что забыл дорисовать художник.
  4. На столе в беспорядке разложены части одной разрезанной картинки. Надо собрать их так, чтобы получился весь предмет. Сначала картинки разрезают на 2 части, потом на 3-4. Можно использовать и простые кубики.
  5. Для складывания ребенку предлагается разрезанная на несколько частей двусторонняя картинка.

Задания для развития сенсорного воспитания:

  1. На столе расставляется набор предметов или игрушек (детям постарше - картинки). Ребенку дается инструкция: «Найди такую же чашку (куклу, машину…)». Количество предметов в наборе постепенно увеличивается от 3 до 6. Закрепляются представления о тождестве: такой- не такой, одинаковые- разные.
  2. На столе в беспорядке раскладываются одинаковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков. Ребенок должен помочь Маше- растеряше подобрать пару к каждому предмету.
  3. Детям предлагаются наборы с кубиками разного цвета и разного размера. Дается задание: «Нижний этаж построить из больших красных кубиков». И так далее каждый этаж. «Из каких кубиков мы построили первый этаж?»
  4. Предъявляется  карта, на которой нарисованы разноцветные колобки. Ребенку нужно подобрать дорожку, по которой покатится каждый колобок. (Дорожка подбирается по цвету колобка).
  5. Квадраты из цветной бумаги складываются пополам. На внутреннем белом нижнем листе рисуется мышка, а в верхней половине листа вырезается квадрат- дверца от домика мышки. Вырезанные квадраты отдаются ребенку. Игрушка кошка ищет мышек. Ребенок должен спрятать мышку так, чтобы кошка не нашла вход в дом, т.е. подобрать квадраты- дверки соответствующего цвета и размера и закрыть ими прорези.
  6. Ребенку предлагаются полоски- грядки, на которых изображены силуэты овощей. Ему нужно раскрасить овощи и назвать их цвет, согласуя существительное с прилагательным.
  7. Аналогичное задание: раскрасить фрукты на фруктовых деревьях и назвать их цвет.
  8. Ребенку дается стопка карточек с изображением геометрических фигур и предлагается разложить их на группы по цвету. Ребенок должен дать обобщающее название каждой группе: «Здесь все красные фигурки, здесь желтые»,  «Здесь все квадраты…».
  9. Берется набор объемных геометрических фигур: 2 шара, 2 куба, 2 конуса, 2 параллелепипеда, 2 цилиндра. Все предметы разного цвета. Ребенку предлагается найти предмет такого же цвета или такой же формы.
  10. Из картона вырезаются дома разной величины без крыш, окон и дверей. Ребенку предлагается построить дома: подобрать к ним крышу, двери и окна подходящего размера, объяснить: «Большая крыша для большого дома»...
  11. На полосе рисуется  узор из геометрических фигур разного цвета. Ребенку предлагается набор таких же фигур, но цвет не совпадает с образцом. Надо на чистом листе выложить фигурки в той же последовательности, что и на образце, ориентируясь только на форму.

Задания для формирования понятия величина:

  1. Ребенку предлагаются куклы разной величины и коробка с кукольной одеждой. Нужно выбрать одежду нужного размера и объяснить свой выбор. Ребенка побуждают  отвечать полным предложением: «Большое пальто для большой куклы»; «Эта юбка длинная, а эта короткая»…. В процессе игры закрепляется словарь по теме «Одежда».
  2. Из картона вырезаются фигурки 3х медведей, различные по величине, квадраты 3х размеров, банки с мелом, тарелки с ягодами, яблоки. Ребенок  подбирает каждому медведю подходящий по величине стол и размещает угощение. Необходимо побуждать к сравнению предметов по величине.  После того как угощение расставлено, подводится итог: «Вот как хорошо мы встретили гостей: самого большого мишку усадили за самый большой стол, поставили самую большую банку с медом, самую большую тарелку с ягодами, положили самое большое яблоко. Кушай, Михайло Иванович!» и т.д.
  3. Занятие проводится аналогично предыдущему, только вместо предметных изображений используются условные заменители: кружки- тарелки, прямоугольники - ложки, треугольники - чашки и т. д.  Можно  продолжить игру с заместителями, «расставить мебель в комнате каждого медведя».
  4. Из картона изготовляются наборы геометрических фигур, из которых можно сложить домики разного размера: треугольники- крыши, квадраты- стены, прямоугольники- двери. Также изготовляются фигурки человечков разного роста. Ребенку нужно сначала сложить домики, подобрав подходящие по размеру детали. Двери должны подходить по высоте. После этого выбираются человечки, которые смогут поместиться по росту в одном из домиков. Дверь должна соответствовать росту человечка, иначе он не сможет  войти в свой дом. В данном случае прямоугольники- двери служат в качестве условной мерки.
  5. На фланелеграфе, вертикально на одной линии- ленточки, выкладываются 3 полоски разной высоты. Каждая полоска выставляется со словами: «Вот как я построю лесенку- это самая высокая ступенька, затем ступенька пониже, а это самая низкая ступенька. Смотрите, какая получилась удобная лесенка  для куколки». Куколка «проходит» по лесенке. Ребенок выкладывает у себя такую же лесенку.
  6. В дальнейшем комплект елок может состоять из 5-8 элементов. Важно чтобы ребенок вслух проговаривал свои действия, обозначая словами отношения элементов по величине: высокая елка, чуть ниже, еще ниже, самая низкая.
  7. Изготавливаются трафареты с прорезями различной длины и комплект бумажных полосок. Ребенку предлагается «заштопать» коврик, вложив в прорези полоски соответствующей длины.
  8. Подобные предыдущему изготавливаются пособия- трафареты для упражнения ребенка в подборе полосок подходящих по ширине.
  9. Ребенку предлагается поиграть с матрешками в прятки. Он закрывает глаза, а педагог в это время убирает одну из матрешек и смыкает ряд, не оставляя промежутка. Ребенок открывает глаза и отыскивает  место для матрешки. Сначала допускается примеривание, в дальнейшем задача должна решаться по зрительному соотнесению.
  10. Из картона изготавливается набор лыжников разного роста и набор лыж разной длины. Фигурки лыжников выставляются на фланелеграф. Ребенку предлагается подобрать каждому лыжника подходящую пару лыж и поставить с ним рядом.
  11. На фланелеграфе перед детьми выкладываются изображения ели, березы, дуба. Они одинаковой высоты, но располагаются не на одной линии, поэтому создается иллюзия, что одни выше, другие ниже. Учим устанавливать высоту деревьев с помощью условной мерки, прикладывая ее к деревьям по очереди.

Задания для развития творческих способностей и

 мышления:

1. На прогулке ребенку предлагается игра: «Угадай кто я». С помощью жестов, мимики и звукоподражания, ребенок и взрослый по очереди  изображают предлагаемые предметы: поезд, машину, лошадь, собаку, кошку, чайник, самолет…

2. Угадай что спрятано в мешках на елке? Мешки по форме напоминают силуэты игрушек или картинок находящихся рядом.

          3. Игра «Что не дорисовал художник». Угадай недорисованный       предмет

4. «Рисуем кляксы». Капнуть краской на чистый лист бумаги. Пока краска не      высохла, листок сложить пополам. Получаются цветные бесформенные пятна. Придумай, на что похожи замысловатые кляксы. Для большей похожести можно их дорисовать.

5. «В гости в волшебную пластилиновую страну».

Предложить детям изменить персонажей какой- либо сказки и ввести в нее небывалого героя и слепить, к примеру, лисопетуха или тигрослона.

6. Предложить ребенку карточки с изображениями геометрических фигур. Нужно назвать как можно больше предметов похожих по форме на ту или иную фигуру.

7. Ребенку предлагают поиграть в словесную игру «Если бы…».

Игра начинается с образца: «Если бы повар не приготовил обед, то в детском саду все остались бы голодными».

          Далее предлагается продолжить следующие предложения:

  • «Если бы зимой стало сильно греть солнце,…
  • «Если бы все поезда остановились,…
  • «Если бы платок опустили в Черное море, то он бы стал…
  • «Если бы у кошки выросли крылья,…
  • «Если бы летом выпал снег,…
  • «Если бы готовили обед в деревянной сковородке,…
  • «Если бы у самолета отломали крылья, то он бы стал…

          8. Тренировать мимические движения и жесты. Изобрази как:

-  девочка ловит бабочку сачком;

- поднимают  тяжелый чемодан;

- берут в руки по очереди то холодный - то горячий предмет;

- матрос смотрит в бинокль;

- дирижер управляет оркестром;

- звери играют на поляне….

Используемая литература:

  1. Белова Т. В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. М: АСТ, 2007 г.
  2. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5 – 7 лет. Ярославль 2000 г.
  3. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. М: Аркти, 2009 г.
  4. Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М: Владос., 2008 г.
  5. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. Ярославль 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности.

Перспективное планирование организует систему работы по театрализованной деятельности, так как именно в ней ребенок побуждается к речевому общению, формируются такие качества, как самостоятельность, и...

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического процесса.

В воспитании и обучении любого ребенка, а особенно ребенка с ОВЗ необходима приемственность в работе всех педагогов, оказывающмх ему коррекционно-развивающую и психолого-педагогическую помощь. В этой ...

Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности

Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует ...

"Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности".

Нарушение взаимодействия психических функций у аутичного ребенка проявляется наиболее специфично при формировании мышления.В дошкольном возрасте наиболее яркой моделью деятельности, в которой проявляю...

Консультация « Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности»

Развитие у ребенка с РАС внимания, памяти и мыслительной деятельности...

Самообразование «Развитие психических процессов и мыслительных операций»

Цель самообразования: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способо...

Буклет для родителей "Развитие у дошкольников с ОНР психических процессов и мыслительной деятельности"

В буклете кратко представлены практические приемы и игры для развития психических функций...