Портфолио Улановой Ольги Евгеньевны, учителя-логопеда МДОУ "Усогорский сад "Аленка" п. Усогорск Республики Коми
материал по логопедии по теме

Уланова Ольга Евгеньевна

Портфолио учителя-логопеда к новой аттестации педагогических работников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Портфолио учителя-логопеда488.29 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио

Уланова Ольга Евгеньевна, 11.10.1980 г.р.

МДОУ  «Усогорский детский сад «Алёнка» пгт. Усогорск, учитель-логопед

Образование - в 2007 году окончила Череповецкий государственный университет.

Специальность - логопедия

Квалификация -  учитель-логопед

Общий трудовой стаж – 13 лет

Педагогический стаж – 13 лет

Педагогический стаж в данном образовательном учреждении 4 года

 Ученые звания -  нет

Почетные звания – нет

Награды – в 2011 году почетная грамота  администрации МО ГП «Усогорск» за многолетний добросовестный труд.

Заявленная квалификационная категория – первая

Результат самооценки в баллах -  

Перечень документов и материалов:

  1. Лист самооценки ……………………………………………………………стр.5
  2. Самооценка результатов педагогической деятельности в

форме информационно-аналитической справки …………………………стр.16

  1. Документы и материалы, подтверждающие результаты

педагогической деятельности (приложения)……………………………...стр.30

 Приложение 1. Критерий №1. Диагностическое сопровождение коррекционной работы……………………………………………………стр. 36  

  1. Доля детей, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами от общего числа детей, подлежащих диагностике.
  2. Доля родителей, охваченных диагностическими процедурами (с учетом специфики учреждения).
  3. Последовательность реализации коррекционно-диагностической работы (с учетом специфики учреждения).

Приложение 2. Критерий №2. Коррекционно-логопедическая деятельность…………………………………………………….…………стр. 58  

2.1. Доля детей, имеющих сложный речевой дефект (ФФН и ОНР у детей с ринолалией, дизартрией, заиканием, алалией; недостатки письменной речи у детей с 2 и более дисграфий и дислексий).

 2.2. Доля детей с речевыми нарушениями, сочетающимися с другими дефектами (речевые нарушения + нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др. патологии со стороны ЦНС)

2.3. Доля детей, занимающихся по авторской программе, разработанной учителем-логопедом.

2.4. Доля детей, занимающихся по индивидуальным коррекционно-логопедическим планам (сложные нарушения, требующие индивидуальной работы).

2.5. Участие учителя-логопеда в экспериментальной и инновационной деятельности, апробации коррекционно-логопедических технологий, методик, учебно-методических комплектов.

2.6. Доля детей (от общего количества обследованных детей), охваченных профилактической работой.

Приложение 3. Критерий №3. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса.……………………………………………….стр.74

3.1.Вариативность коррекционно-развивающей деятельности по исправлению речи (с учетом специфики учреждения) (постановка и автоматизация звуков, преодоление ФФН и ОНР, дисграфии вследствии ФФН, ОНР, логоритмика и др.)

3.2 Виды консультативно-просветительской работы с педагогическим коллективом.

3.3. Виды консультативно-просветительской работы с родителями.

Приложение 4. Критерий № 4. Уровень профессиональной компетентности……………………………………………………………стр.138  

4.1. Применение коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе.

4.2. Результативность использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем процессе.            

4.3. Признание высокого профессионализма учителя-логопеда коллегами по результатам отзывов (за 3 года).

 4.4. Доля детей, для которых в коррекционном процессе используются здоровьесберегающие технологии.

 

Приложение 5. Критерий №5.  Результативность коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда (в зависимости от специфики учреждения)………………………………………………………………...стр.170

 5.1. Наличие зафиксированных позитивных отзывов в адрес учителя-логопеда со стороны родителей.  

 5.2. Доля детей, выпущенных без речевых нарушений или со значительным улучшением речи.

 5.3. Уровень оснащенности кабинета в соответствии с перечнем оборудования.

Приложение 6. Критерий №6. Результативность участия учителя-логопеда в методической и научно-исследовательской работе……………………….стр.

6.1. Периодическое обобщение и распространение собственного опыта (с учетом профиля учреждения) через открытые уроки (занятия), мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах.

6.2. Наличие собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, статей коррекционно-развивающей направленности.

6.3. Участие учителя-логопеда в работе экспертных комиссий, жюри или руководство учителем-логопедом работой экспертных комиссий, жюри; руководство методическими объединениями.

6.4. Участие в муниципальных, региональных и  всероссийских профессиональных конкурсах, круглых столах, конференциях.

Приложение 7. Критерий №7. Общественная деятельность учителя-логопеда………………………………………………………………….стр.

7.1. Учитель-логопед является членом (руководителем) совета учреждения, попечительского совета.

7.2. Учитель-логопед является членом (руководителем) экспертного совета.

Приложение 8. Критерий №8. Взаимодействие со специалистами……стр.

8.1. Работа в консилиуме по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

8.2. Активное взаимодействие по вопросам преемственности с ДОУ

8.3. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения.

Критерии и показатели качества и результативности труда учителя – логопеда  образовательных учреждений всех видов и самооценка результатов педагогической деятельности

 

Критерии

Показатели

Оценка в баллах

Самооценка в баллах, проставляемая учителем-логопедом

1. Диагностическое сопровождение коррекционной работы

Максимальное количество баллов -9

1.1 Доля детей охваченных индивидуальными диагностическими процедурами от общего числа детей, подлежащих диагностике

1 балл – до 20%

2 балла – 20 % - 55 %

3 балла - более 55 %

3

Подтверждающие документы: диаграммы по годам и итоговая диаграмма, информационные справки

Приложение: сводная таблица обследования нарушений речи детей по годам (с учетом специфики учреждения), схемы обследования с учетом дефекта

1.2 Доля родителей, охваченных диагностическими процедурами (с учетом специфики учреждения)

1 балл – до 59%

2 балла – 60-79%

3 балла - более8 0%

3

Подтверждающие документы: результаты диагностики (анкеты, таблицы, диаграммы), заверенные руководителем учреждения

Приложение: образцы анкет родителей за каждый год

1.3 Последовательность реализации коррекционно-диагностической работы (с учетом специфики учреждения)

Максимальное количество баллов -

1 балл – работа с речевыми картами

(Подтверждающие документы: информационная справка, отражающая систематическую работу с речевыми картами, заверенная руководителем учреждения)

Приложение: образцы заполненных речевых карт с учетом речевого дефекта;

2 балла – использование результатов диагностики при проведении коррекционно-логопедической работы

(Подтверждающие документы: информационная справка, индивидуальные коррекционно-логопедические программы/планы отражающие результаты работы с учетом речевого дефекта, заверенные руководителем учреждения

Приложение: конспекты занятий по годам (3 экземпляра);

3 балла - использование в диагностике речевых нарушений инновационных (нейропсихологических и др.) методов обследования (Подтверждающие документы: информационная справка, заверенная руководителем учреждения)

Приложение: сводная таблица по использованию инновационных методов обследования, отражение данных пунктов в речевой карте

2

2 Коррекционно-логопедическая деятельность

Максимальное количество баллов -18

2.1Доля детей, имеющих сложный речевой дефект

 (ФФН и ОНР у детей с ринолалией, дизартрией, заиканием, алалией; недостатки письменной речи у детей с 2 и более дисграфий и дислексий)

1 балл – до 10%

2 балла – 10 % - 49 %

3 балла - более 50 %

3

Подтверждающие документы: результаты обследования в таблице, диаграммы, заверенные руководителем учреждения, аналитические справки

Приложение: выписки из протоколов ПМПК (для ДОУ, коррекционных школ), ксерокопии из речевых карт с логопедическими заключениями с подтверждением медицинской диагностики

 2.2 Доля детей, с речевыми нарушениями, сочетающимися с другими дефектами

(речевые нарушения + нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др. патологии со стороны ЦНС)

1 балл – до 10%

2 балла –10 % - 49 %

3 балла - более 50 %

3

Подтверждающие документы: сводная таблица, информационная справка с результатами работы

Приложение: ксерокопии из медицинских карт, выписки из протоколов ПМПк

2.3 Доля детей, занимающихся по авторской программе, разработанной учителем-логопедом.

1 балл – до 30%

2 балла – 30 % - 49 %

3 балла - более 50 %

3

Подтверждающие документы: сводная таблица, диаграмма, информационная справка, заверенные руководителем учреждения.

Приложение: копия рецензии на авторскую программу, ксерокопия титульного листа опубликованной программы

2.4 Доля детей, занимающихся по индивидуальным коррекционно-логопедическим планам

(сложные нарушения, требующие индивидуальной работы)

1 балл – до 10%

2 балла –10 % - 49 %

3 балла - более 50 %

3

Подтверждающие документы: сводная таблица, диаграмма, информационные справки с результатами работы, речевые карты.

Приложение: ксерокопии индивидуальных планов (по годам), исходя из структуры дефекта

2.5 Участие учителя-логопеда в экспериментальной и инновационной деятельности, апробации коррекционно-логопедических технологий, методик, учебно-методических комплектов

1 балл – школьный эксперимент

2 балла – муниципальный районный эксперимент

3 балла - муниципальный городской эксперимент

2

Подтверждающие документы: выписка из протокола пед совета, МО или приказа, заверенные руководителем учреждения

Приложение: краткая характеристика опыта

2.6 Доля детей (от общего количества обследованных детей), охваченных профилактической работой

1 балл – до 10%

2 балла –10 % - 50 %

3 балла - более 50 %

3

Подтверждающие документы: план профилактической работы. аналитическая справка.

Приложение: краткая характеристика направлений профилактической работы с различными группами детей с учетом специфики учреждения

3.Коррекционно-развивающее сопровождения образовательного процесса

Максимальное количество баллов -9

3.1 Вариативность коррекционно-развивающей деятельности по исправлению речи (с учетом специфики учреждения)

(постановка и автоматизация звуков, преодоление ФФН и ОНР, дисграфии вследствии ФФН, ОНР, логоритмика и др.)

1 балл - Менее одного вида деятельности

2 балла – 2-3 видов деятельности

3 балла - 4 и более видов деятельности

3

Подтверждающие документы: краткий отчет о видах деятельности по исправлению речи, заверенные руководителем учреждения

Приложение: конспекты занятий (уроков) с использованием перечисленных видов деятельности

3.2 Виды консультативно-просветительской работы с педагогическим коллективом

1 балл -2 вида

2 балла -4 вида

3 балла – более 4 видов

3

Подтверждающие документы: краткая характеристика использования различных видов консультативно-просветительской работы с коллективом, план работы.

Приложение: ксерокопии документов, подтверждающих консультативно-просветительскую работу и др. по учреждению

3.3 Виды консультативно-просветительской работы с родителями

1 балл -2 вида

2 балла -3 вида

3 балла – более 3 видов

3

Подтверждающие документы: краткая характеристика использования различных видов консультативно-просветительской работы с родителями.

Приложение: выписки из протоколов родительских собраний, наглядной агитации

4.Уровень профессиональной компетентности

Максимальное количество баллов -12

4.1 Применение коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе

3 балла - да

3

Подтверждающие документы: календарно-тематические планы и др. виды планов, заверенные руководителем учреждения

Приложение: перечень используемых программ с учетом специфики учреждения

4.2 Результативность использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем процессе

1 балл - использование учителем-логопедом в образовательном процессе электронных учебно-методических комплектов, презентаций

2 балла - использование учителем-логопедом в образовательном процессе самостоятельно разработанных презентаций, заданий с применением мультимедийных средств

3 балла - наличие у учителя-логопеда призовых мест на мероприятиях, проводимых в дистанционном режиме

2

Подтверждающие документы: информационная справка о результатах использования информационно-логопедических технологий в коррекционно-логопедическом процессе, ксерокопия статьи, опубликованной в Интернет-конференции, сертификаты участия, заверенные руководителем учреждения

Приложение: ксерокопии статей, опубликованных в Интернет-конференциях, список используемых электронных учебно-методических комплектов по предмету, список самостоятельно разработанных заданий, презентаций, мероприятий с использованием ИКТ

4.3 Признание высокого профессионализма учителя-логопеда коллегами

по результатам отзывов (за 3 года)

3 балла – при наличии позитивных отзывов.

3

Подтверждающие документы: анкеты, положительные отзывы, письма благодарности, заверенные руководителем учреждения

Приложение: результаты анкетирования

4.4 Доля детей (у данного учителя-логопеда), для которых в коррекционном процессе используются здоровьесберегающие технологии

1 балл –40 - 59 %

2 балла –60 % - 79 %

3 балла - 80 - 100 %

3

Подтверждающие документы: сводная таблица, диаграмма, схема, заверенная руководителем образовательного учреждения.

5. Результативность коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда (в зависимости от специфики учреждения)

Максимальное количество баллов -9

5.1 Наличие зафиксированных позитивных отзывов в адрес учителя-логопеда со стороны родителей.

3 балла – при наличии позитивных отзывов.

3

Подтверждающие документы: результаты анкетирования

Приложение: положительные отзывы, письма благодарности

5.2 Доля детей, выпущенных без речевых нарушений или со значительным улучшением речи

1 балл –30-59%

2 балла –60-70%

3 балла - Более 70%

3

Подтверждающие документы: диаграммы, индивидуальные логопедические карты

Приложение: отчет учителя-логопеда и сводный отчет а 3 года

5.3 Уровень оснащенности кабинета в соответствии с перечнем оборудования

1 балл - соответствует

2 балла - наличие авторских разработок дидактических пособий

3 балла - систематическое обновление и пополнение логопедического кабинета

3

Подтверждающие документы: информационная справка, подтверждающая соответствие с перечнем.

Приложение: выписки из паспорта кабинета, из протоколов МО, фотографии и др.

6. Результативность участия учителя-логопеда в методической и научно- исследовательской работе

Максимальное количество баллов -12

6.1 Периодическое обобщение и распространение собственного опыта (с учетом профиля учреждения) через открытые уроки (занятия), мастер - классы, выступления на семинарах, круглых столах

1 балл – школьный уровень

2 балла – муниципальный районный уровень

3 балла - муниципальный городской уровень

2

Подтверждающие документы: информационная справка, заверенная руководителем учреждения

Приложение: выписки из приказов, копии сертификатов участия, планы мероприятий, расписание семинаров и др.

6.2 Наличие собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, статей коррекционно-развивающей направленности

1 балл – школьный уровень

2 балла – муниципальный районный уровень

3 балла - муниципальный городской уровень

3

Подтверждающие документы: информационная справка, заверенная руководителем учреждения

Приложение: копии методических рекомендаций; подробные библиографические сведения об учебных пособиях, разработанных самостоятельно или с группой авторов (рецензии разных уровней); справки о наличие дидактических пособий

6.3 Участие учителя - логопеда в работе экспертных комиссий, жюри или руководство учителем - логопедом работой экспертных комиссий, жюри; руководство методическими объединениями

1 балл – школьный уровень

2 балла – муниципальный районный уровень

3 балла - муниципальный городской уровень

2

Подтверждающие документы: информационная справка, заверенная руководителем учреждения

Приложение: копии приказов, протоколов МО, справок, выданных руководителем учреждения соответствующего уровня

6.4 Участие в муниципальных, региональных, и всероссийских профессиональных конкурсах, круглых столах, конференциях

1 балл – школьный уровень

2 балла – муниципальный районный уровень

3 балла - муниципальный городской уровень

3

Подтверждающие документы: информационная справка, заверенная руководителем учреждения

Приложение: копии приказов, сертификатов участия, благодарственные письма, грамоты, дипломы и др.

7. Общественная деятельность учителя-логопеда

Максимальное количество баллов -6

7.1 Учитель- логопед является членом (руководителем) совета учреждения, попечительского совета.

3 балла – да

7.2 Учитель – логопед является членом (руководителем) экспертного совета.

1 балл – школьный уровень

2 балла – муниципальный уровень

3 балла – региональный уровень

Подтверждающие документы: Документы, подтверждающие данный критерий

8.Взаимодействие со специалистами

Максимальное количество баллов -9

8.1.Работа в консилиуме по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

до 3 баллов

3

8.2.Активное взаимодействие по вопросам преемственности с ДОУ

до 3 баллов

3

8.3.Взаимодействие с учреждениями здравоохранения

до 3 баллов

3

Подтверждающие документы: Документы, подтверждающие данные критерии

Максимальное количество баллов по всем критериям - 84

Количество баллов, необходимое для установления:

- высшей квалификационной категории 67 –84 баллов;

-первой квалификационной категории 58 – 66 баллов.

Критерий 1. Диагностическое сопровождение коррекционной работы.

  1. Доля детей, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами от общего числа детей, подлежащих диагностике.

    В 2009 году  в сентябре было обследовано  165 детей с 3 до 7 лет, с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи и комплектования групп для логопедических занятий. Это 86,8% от общего количества детей, посещающих ДОУ.

    Таким образом, у 79 % детей ДОУ имеются нарушения звукопроизношения.

    Результативность.  Логопедическую помощь в 2009 - 2010 учебном году получили  31%   детей. Из них 26 детей были зачислены на логопедические занятия. С остальными детьми велась консультативная работа с рекомендациями через воспитателей и родителей. 

     В мае 2010 года было проведено повторное обследование звукопроизношения детей.

    Всего на конец 2009 -2010 учебного года нарушения звукопроизношения имели 54,5% детей с 3 до 7 лет, посещающих ДОУ.

    В 2010 году  в сентябре было обследовано  164 ребенка с 3 до 7 лет, с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи и комплектования групп для логопедических занятий. Это 85% от общего количества детей, посещающих ДОУ.

Таким образом, у 70 % детей ДОУ имеются нарушения звукопроизношения.

    Результативность.  Логопедическую помощь в 2010 - 2011 учебном году получили  25%   детей. Из них 26 детей были зачислены на логопедические занятия. С остальными детьми велась консультативная работа с рекомендациями через воспитателей и родителей. 

     В мае 2011 года было проведено повторное обследование звукопроизношения детей.

     В 2011 году  в сентябре было обследовано  182 ребенка с 3 до 7 лет, с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи и комплектования групп. Это 84,2% от общего количества детей, посещающих ДОУ.

 

Таким образом, у 74 % детей ДОУ имеются нарушения звукопроизношения.

    Результативность.  Логопедическую помощь в 2011 - 2012 учебном году получили  25%   детей. Из них 26 детей были зачислены на логопедические занятия. С остальными детьми велась консультативная работа с рекомендациями через воспитателей и родителей. 

     В мае 2012 года было проведено повторное обследование звукопроизношения детей.

Итоговая диаграмма по годам

Обследование звукопроизношения у детей, посещающих ДОУ с 2009 по 2012 учебный год

  1. Доля родителей, охваченных диагностическими процедурами (с учетом специфики учреждения).

     Анкетирование проводится со всеми родителями детей, посещающих ДОУ, независимо от их возраста и развития.

     Цель анкетирования: выявить роль родителей в формировании речевой деятельности детей, показать родителям значимость их участия в развитии правильной речи детей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1

«Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста» Ф.И.О.(родителя)_________________________________________________ (Проставьте галочки в графах с соответствующими ответами)

вопрос

ответы

«да»

«нет»

«не знаю»

Беспокоит ли вас речевое развитие ребенка?

Нужна ли вашему ребенку помощь логопеда?

Помните ли вы, когда ваш ребенок

     произнес первое слово?

Исправляете ли вы речевые ошибки

     своего ребенка?

Есть ли у вас дома игры для развития

     мелкой моторики?

Играете ли вы с ребенком в игры

     для развития речи?

Читаете ли вы ребенку книги?

Знает ли ваш ребенок стихи и сказки?

Ведете ли вы ребенка в детский сад, если у вас выходной?

 Рассказывает ли ребенок дома

      о занятиях в детском саду?

Большое спасибо!

Составила: учитель-логопед

МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»

Уланова Ольга Евгеньевна

Анкетирование родителей (детей посещающих ДОУ)

в 2009 – 2010 учебном году

 «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста»

        Было опрошено 180 родителей из 187, что составляет 96%.

     Анализ результатов анкетирования показал, что родители принимают активное участие в развитии речи своих детей. Речь детей становится грамматически правильнее, обогащается словарный запас, улучшается дикция и звукопроизношение. Дети становятся более общительными. Отрадно отметить, что родители видят необходимость своего участия в формировании речи детей.

  1. Последовательность реализации коррекционно-диагностической работы (с учетом специфики учреждения).

Вся логопедическая работа осуществляется в 3 –х направлениях:

-диагностическое;

- коррекционное;

- профилактическое.

     Зачисление и выпуск воспитанников осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), по согласованию с родителями (законными представителями).

     Логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3 - летнего возраста. Логопедическое обследование в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы и представляется в ПМПК. Утверждение списочного состава осуществляется МПМПК после обследования детей логопедом МДОУ до 25 сентября текущего учебного года.

     Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью  определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

     Количество детей, с которыми проводит занятия логопед в течение месяца не более 12-16 человек. Занятия с детьми проводятся ежедневно, как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время проведения занятий, но по согласованию с администрацией МДОУ (исключение составляют занятия по обучению грамоте и ФЭМП).

     Основными формами организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

     Индивидуальные занятия проводятся: не менее 3 раз в неделю с воспитанниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи, дефекты речи, обусловленные нарушениями строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия и др.); 2 раз – фонетическим нарушением речи; 1 раза – нарушением произношения отдельных звуков. По мере формирования произносительных навыков у этих воспитанников занятия с ними проводятся в одной группе с заикающимися и воспитанниками с недостатками произношения отдельных звуков.

     Начало и продолжительность логопедических занятий соответствует учебному году МДОУ. Выявление воспитанников для зачисления на занятия проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск детей проводятся на основании решения ПМПК. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия, логопед заполняет речевую карту.

     После заполнения и оформления речевой карты, независимо от логопедического заключения, на каждого ребенка составляется перспективный индивидуальный план работы на учебный период.

     Для уточнения диагноза воспитанники с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение, поликлинику, для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

     Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных   особенностей   детей   и   составляет: от 1,5 до  3   месяцев – с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, от 9 до 12 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические  нарушения речи  и  неосложнённую форму ОНР III уровня. По решению специалистов ПМПК, детям с неосложнённой формой ОНР III уровня может быть продлён срок пребывания на логопедических занятиях от 1,5 до 2-х лет.

     Решение о прекращении систематических занятий с ребенком принимает учитель-логопед, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой.

Критерий №2. Коррекционно-логопедическая деятельность.  

2.1. Доля детей, имеющих сложный речевой дефект (ФФН и ОНР у детей с ринолалией, дизартрией, заиканием, алалией; недостатки письменной речи у детей с 2 и более дисграфий и дислексий).

Результаты логопедической работы, проделанной в 2009— 2010 учебном году в МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»

ФНР

(дислалия)

ФФНР (сложная дислалия, дизартрия)

ОНР (дизартрия)

заикание

Всего

Выявлено детей с нарушениями речи

11

10

4

1

26

Принято на логопедические занятия

11

10

4

1

26

Выпущено

11

7

2

1

21

Оставлено для продолжения коррекционной работы

2

2

4

Выбыло

1

1

     Таким образом, мы видим, что в 2009 – 2010 учебном году  15 детей из 26 имели сложный речевой дефект, это 58% от общего количества обследованных детей.

Результаты логопедической работы, проделанной в 2010 — 2011 учебном году в МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»

ФНР

(дислалия)

ФФНР (сложная дислалия, дизартрия)

ОНР (дизартрия)

Заикание

Всего

Выявлено детей с нарушениями речи

14

9

3

26

Принято на логопедические занятия

11

9

3

23

Выпущено

11

7

3

21

Оставлено для продолжения коррекционной работы

2

2

Выбыло

1

1

     Таким образом, мы видим, что в 2010 – 2011 учебном году  12 детей из 23 имели сложный речевой дефект, это 52% от общего количества обследованных детей.

Результаты логопедической работе, проделанной в 2011 — 2012 учебном году в МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»

ФНР (дислалия)

ФФНР (сложная дислалия, дизартрия)

ОНР (дизартрия)

Заикание

         Всего

Выявлено детей с нарушениями речи

12

14

26

Принято на логопедические занятия

12

13

25

Выпущено

12

5

21

Оставлено для продолжения коррекционной работы

4

4

Выбыло

1

1

     Таким образом, мы видим, что в 2011 – 2012 учебном году  13 детей из 25 имели сложный речевой дефект, это 52% от общего количества обследованных детей.

 2.2. Доля детей с речевыми нарушениями, сочетающимися с другими дефектами (речевые нарушения + нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др. патологии со стороны ЦНС)

Речевые нарушения+ нарушения зрения

Речевые нарушения + нарушения опорно-двигательного аппарата

Речевые нарушения+ патологии со стороны ЦНС

Итого в процентах

2009 – 2010 уч.год

1

2

20

88%

2010 – 2011 уч.год

0

3

16

82%

2011 – 2012 уч.год

1

1

18

77%

     Таким образом, видно, что преобладает количество детей с речевыми нарушениями + патологии со стороны центральной нервной системы, что и является одной из главных причин нарушений речи детей дошкольного возраста.

2.3. Доля детей, занимающихся по авторской программе, разработанной учителем-логопедом.

     Мною разработана и внедрена в практику программа дополнительного образования «Программа познавательно-речевого направления развития детей».    

      Данная программа – итог моего многолетнего опыта работы логопедом муниципального дошкольного образовательного учреждения. Структура МДОУ позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного старшего и подготовительного возраста, что дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной и письменной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

Логопедическая программа спланирована на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». – М.: Школьная пресса, 2002 года и в тесном контакте с «Программой воспитания и обучения в детском саду  под редакцией Васильевой М..А., Гербовой Т. С. 2007 года, где основным фундаментом реализации педагогических целей можно назвать речевое развитие ребёнка.

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы познавательно-речевого направления в детском саду, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и познавательного развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. Огромное значение придается индивидуальной работе с ребенком по устранению речевого дефекта.

Реализация этой программы дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать свои способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В программу включены современные инновационные приемы и методы, разработки в области формирования правильного дыхания, различные виды массажа и самомассажа. Неоценимо значение развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников.

Программа  представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей и ребенка, имеющего речевые нарушения.

          Это способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели всего педагогического коллектива с детьми-логопатами. Вся эта деятельность дает почву для плодотворной творческой и поисковой деятельности всего коллектива.

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет, имеющих нарушения в речевом развитии: фонетическое нарушение речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР I. II. III уровней), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). Количество детей, занимающихся одновременно, не более 12 - 16 человек, 20 - 25 детей в течение года.

Все дети, зачисленные на логопедические занятия, занимаются по данной, разработанной мною, программе, что составляет 100%.

2.4. Доля детей, занимающихся по индивидуальным коррекционно-логопедическим планам (сложные нарушения, требующие индивидуальной работы).

     Так как, основное значение придается индивидуальной работе с ребенком по устранению речевого дефекта, на каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, независимо от степени тяжести речевого нарушения, составляется план индивидуальной работы на учебный год, разделенный на 3 периода, что составляет 100%.

2.5. Участие учителя-логопеда в экспериментальной и инновационной деятельности, апробации коррекционно-логопедических технологий, методик, учебно-методических комплектов.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

 Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс. Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

       В образовательном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

Мною разработанная и апробированная дополнительная образовательная программа «Программа дошкольного образования по формированию графо-моторных умений и навыков» предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы по формированию графо-моторных умений и навыков в детском саду, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и познавательного развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.  

Педагогическая целесообразность  заключается в том, что на занятиях дети   работают с бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами. Интересны для детей  пальчиковые игры под музыку и занятия с применением информационно-компьютерных, где они рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютера.

Программа составлена так, что может быть полезна не только логопедам на коррекционных занятиях, но и воспитателям, родителям в образовательной деятельности.

Данная программа была представлена мною на V муниципальной выставке «Образовательная инициатива» в 2012 году, награждена дипломом 2 степени.

2.6. Доля детей (от общего количества обследованных детей), охваченных профилактической работой.

     По результатам логопедического обследования в начале и в конце учебного года, выявляются дети, имеющие речевые нарушения. Дети подготовительных групп и частично старших групп (только дети, имеющие тяжелые речевые нарушения) зачисляются на логопедические занятия. С остальными детьми ДОУ проводится профилактическая работа.

     С детьми младших и средних групп воспитателями по рекомендациям логопеда проводится каждый день артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и игры на развитие речевого дыхания. Родители детей, речь которых не соответствует возрасту, приглашаются на консультацию и занятия «Домашний логопед».

      Один день в неделю логопед работает во второй половине дня, чтобы родители могли присутствовать на занятии и получить необходимую консультацию, совет, рекомендации.

     Таким образом, профилактическая работа охватывает все  группы ДОУ, кроме подготовительных групп и детей, зачисленных на логопедические занятия, с ними ведется коррекционная работа.

Кол-во детей, охваченных профилактической работой

Доля детей, охваченных профилактической работой от общего кол-ва детей

2009-2010

150

79%

2010-2011

152

79%

2011-2012

176

81,5%

     

Критерий №3. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса

3.1.Вариативность коррекционно-развивающей деятельности по исправлению речи (с учетом специфики учреждения) (постановка и автоматизация звуков, преодоление ФФН и ОНР, дисграфии вследствие ФФН, ОНР, логоритмика и др.)

Коррекционная работа – проводится логопедом на логопедических занятиях и кружке в рамках разработанных методик.                

  1. Коррекция звукопроизношения.

Вся работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов:                                                                        

1. Предварительный этап.                

Задачи:

 -вызвать интерес к логопедическим занятиям;                                

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;

- формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков;

- овладение пальчиковой гимнастикой;                                                

- укрепление физического здоровья (применение методов лечебной педагогики,

   массажа, самомассажа).                                                                                                                                                                        

2. Формирование произносительных умений и навыков.                

        Задачи:                                                                                                - устранение дефектного произношения;                                                

      -умение дифференцировать звуки, сходные  артикуляционно и акустически;                - формирование умений и навыков пользования  исправленной, фонетически

        чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.                

Виды коррекционной работы  на данном  этапе:                                

а) постановка звуков  в последовательности:                                        

      - свистящие - с, з, сь, зь.

      - сонор - ль                                                                                

      - шипящий – ш                                                                                        - сонор – л

      - шипящий – ж

      - соноры – р, рь

        - шипящие – ч, щ.        

Способ постановки смешанный.                                        

б) автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях;

в) дифференциация звуков;                                                

г) автоматизация звуков в спонтанной речи.

                                        

3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.                                                        

4. Систематические упражнения на развитие  внимания, памяти, мышления  на отработанном в произношении материале.                

5. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.        

      2.  Преодоление заикания.

     Логопедическая работа с заикающимися детьми  построена в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребёнка вырабатываются  качества     и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребёнку выработать алгоритм бессудорожной речи. Система игровых  занятий рассчитана на учебный год и имеет многофункциональный характер.                        

           Задачи:                                                                                                -коррекция речи и личности;                                                                        - развитие чувства темпа и ритма;                                                        

          -активизация внимания и памяти;                                                        

      - развитие речедвигательной координации;                                                

      -развитие мелкой моторики;                                                                        -формирование грамотной связной речи;                                                

     - восстановление коммуникативной функции речи.                                        

       Занятия носят индивидуально–подгрупповой характер, время занятий 20-25 минут.

          На первых занятиях используются  облегченные формы речи: сопряженная (взрослый произносит фразы вместе с ребёнком) и отраженная (ребёнок повторяет текст в след за взрослым). Затем вносится вопросно–ответная форма речи. Во втором полугодии дети самостоятельно  разговаривают. Все логопедические занятия по преодолению заикания включают в себя обязательные упражнения на релаксацию рук, ног, корпуса, шеи, лица, артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, различные виды упражнений, подвижные игры, игры с геометрическими фигурами, имеющими огромное значение в логопедической практике с заикающимися детьми.                            

      3.  Формированию лексико-грамматических категорий и развитие 

связной речи дошкольников с ФФНР и НВОНР.

Раздел 3. Формированию лексико-грамматических категорий и развитие связной речи дошкольников с ФФНР и НВОНР.

     Занятия с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие и нерезко выраженное общее недоразвитие речи, представлено в системе работы по формированию лексико–грамматических категорий и связной речи. Рассчитаны на два учебных года  в старшей и подготовительной  группах. Подгрупповые логопедические занятия  рассчитаны по периодам.                                                                        

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь                                 

2 период – декабрь, январь, февраль                                 

3 период – март, апрель, май

  1. Преодоление дисграфии и дислексии вследствие ФФНР и ОНР.        

К  мерам  ранней  профилактики  дисграфии и дислексии относится  целенаправленное  развитие  у ребёнка  тех  психических  функций, достаточная  сформированность которых  необходима  для  нормального  овладения  процессом  письма, а именно:

1.Развитие  дифференцированного  слухового  восприятия.

2.Развитие  фонематического  анализа  и  синтеза  слов.

3.Забота  о  своевременном  исчезновении  нарушения  звукопроизношения.

4.Развитие  пространственных  представлений  и  зрительного  анализа  и синтеза.

5.Обогащение  словарного  запаса  о  правильном  формировании грамматического  строя  речи.

Сначала  надо  научить  ребёнка  отличать  любые  имеющиеся  в  природе звуки  друг  от  друга  по  высоте, громкости  и  длительности звучания, тем самым  мы  в  значительной  степени подготовим  его  слух  к  различению  по этим  же  самым  характеристикам  и  речевых  звуков.

Далее  нужно  приучать  ребёнка  соотносить  тот  или  иной  слышимый  им звук  с  определённым  скрытым  от  него  предметом, издающим  этот  звук.

Очень  важно  также  развивать  у  ребёнка умение определять  направление источника  звука.

При  развитии  фонематического  анализа  и  синтеза  слов  обращается внимание  на  количество  слогов  в  слове, звуков, уделяется  внимание наличию  заданного  звука  в  слове, позиции  заданного  звука  в  слове, если  это  согласный  звук, то  какой  он - твердый или  мягкий.

Необходимо  также  содействовать  развитию  ориентировки  ребёнка  в собственном  теле,  поскольку  именно  в  зависимости  от  выделения левой  и  правой  руки  в  дальнейшем  у  него  формируется  представление о  левой  и   правой  сторонах  пространства. Далее  следует  развивать ориентацию  на  листе бумаги.

Что  касается  обогащения  словарного  запаса, то  здесь  также необходима  специальная  и  постоянная  забота  окружающих  ребёнка взрослых  людей.

Поскольку  большинство  окончаний  слов  в  русском  языке  являются безударными, то  окружающим  ребёнка  людям  следует достаточно отчётливо  их  проговаривать. Только так можно  дать  ребёнку  правильный образец  согласования  слов (например,  «пять  деревьев, а не  «пять деревьях»,  «много  оленей», а не  «много  оленев»  и  т.п.)

Помимо  создания  названных  необходимых  условий  для  полноценного формирования  у  ребёнка  грамматического  строя  речи очень  важно  и специально  упражнять  его  в  правильном  употреблении  отдельных грамматических  форм и  в  правильном  построении  фраз.

В  дошкольном  возрасте можно предупредить  возникновение  дисграфии у детей  путём  устранения  у  них  уже  появившихся  её  предпосылок. Однако  наличие  предпосылок  дисграфии - это  уже  патология, одним из  основных  видимых  признаков  которой  является  отклонение  от нормального  хода  речевого  развития.

3.2 Виды консультативно-просветительской работы с педагогическим коллективом.

       Коррекционно-логопедическая работа наиболее эффективна при условии тесного взаимодействия всех участников коррекционного процесса в системе: логопед – ребенок – воспитатели - родители.

        Помимо занятий с логопедом ребенку необходимо закреплять полученные знания на занятиях воспитателей, в свободной деятельности  в детском саду, и конечно дома.

      Чтобы коррекционно-логопедический процесс был полноценным и осуществлялся постоянно, а не только на логопедических занятиях, воспитателям необходимо владеть знаниями о нарушениях речи, их признаках, причинах, владеть методикой проведения артикуляционной, дыхательной гимнастики, методами и приемами автоматизации звуков.

       В начале учебного года составляется годовой план работы учителя-логопеда, в который входит раздел «Работа с воспитателями и специалистами ДОУ». В данном разделе планируется консультативно-просветительская работа с педагогическим коллективом, которая представлена следующими мероприятиями:

-Консультации по плану логопеда для педагогов, чьи дети посещают логопедические занятия. Проводятся 2 раза в месяц.

-Консультации по плану администрации ДОУ для всех педагогов ДОУ.

-Консультации по запросам педагогов. Проводятся по мере необходимости.

-Выступления на семинарах, педсоветах.

-Проведение практических занятий для педагогов обучающего характера (показ выполнения артикуляционной, дыхательной гимнастики, самомассажа).

-Посещение занятий воспитателей ДОУ.

-Обсуждение с воспитателями ДОУ результатов диагностик, динамики развития речи, эффективности коррекционных мер.

   

3.3. Виды консультативно-просветительской работы с родителями.

      Для полноценной и эффективной работы с родителями так же составляется план, в который входят:

  • выступления на групповых  родительских собраниях (3 раза в год),
  • выступления на общих родительских собраниях (по плану администрации ДОУ),
  • приглашение родителей на занятия (не реже 1 раза в 3 месяца),
  • консультирование родителей по темам, предложенным логопедом (1 раз в 2 месяца)  и по инициативе родителей (по мере необходимости),
  • индивидуальные беседы (1 раз в неделю),
  • наглядная пропаганда дефектологических знаний в уголке логопеда (по мере необходимости),
  • практические занятия с родителями по методике выполнения артикуляционных, дыхательных упражнений.

      Темы консультаций и выступлений на родительских собраниях берутся общие, затрагивающие интересы всех родителей, например, «Возрастные особенности речи дошкольников», «Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», «Мелкая моторика в психофизическом развитии ребенка», «Речевой режим в семье» и др. Для индивидуальных консультаций и бесед выбираются темы, касающиеся непосредственно особенностей развития речи конкретного ребенка.

     Составленная таким образом консультативно-просветительская работа с родителями позволяет сформировать представление родителей об особенностях речевого нарушения своего ребенка, дает возможность помочь своему ребенку освоить нормы устной речи русского языка, а в дальнейшем и предотвратить появления недостатков  письменной речи в школе.

      Конструктивное взаимодействие с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда.

      Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успешности и прогресса ребенка, хотя приходится признать существование фактов, когда родители индифферентно относятся, как к наличию речевого нарушения, так и к результатам работы по его преодолению.

Критерий № 4. Уровень профессиональной компетентности  

4.1. Применение коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе.

     В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы.

      В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются:

  • определенный организационно-методический инструментарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде — игра);
  • технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко), достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой) и зарубежной (Ж. -Ж Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки;
  • технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии (О. И. Кукушкина, ПЛ. Гончарова и др. )
  • технология развивающего обучения (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская);
  • технология адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде и др.);
  • здоровьесберегающие технологии (Е.А. Алябьева, А.С. Галанов).

4.2. Результативность использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем процессе.  

        В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

          Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

              У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую  компьютерные презентации.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

  • Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • Обучение грамоте– формирование навыков фонематического анализа.
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
  • Формирование лексико-грамматических категорий  словообразование, словоизменение.
  • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Для формирования мотивации к речевой деятельности, считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей дошкольного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия «Сказка о Весёлом Язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Создаваемые мною компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию навыка овладения чтением.

     На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами или картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога или картинки на другой. Ребенок читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово, либо называет картинки с автоматизируемым звуком.

    На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и  выполнять задания вместе с человечком из «Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются  на мониторе в ярком виде.

     Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать  изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.

Компьютерные программы.

          Наряду с использованием собственного ЦОР применяю в своей практике готовые электронные учебные пособия, компьютерные программы.  Такие как,  А.В Молокова ЭУП «Азбука», Новосибирск, 2003; Компьютерная программа Л.Р. Лизунова «Игры для Тигры», Пермь, 2004;  «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников, первоклассников и второклассников) Руссобит-М, 2005. Лунтик «Русский язык»,  Лунтик «Математика», «Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007., Гарфилд малышам «Учим цифры»,  Гарфилд малышам «Учим буквы и слова», Гарфилд малышам «Учим цвета и формы предметов»,  Гарфилд малышам «Развиваем мышление»,  Гарфилд дошкольникам «Основы чтения»,  Гарфилд  дошкольникам «Основы грамматики и письма».

         Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи («Игры для Тигры», «Азбука», «Русский язык», «Математика») представляют собой единые программно-методические комплексы и включают в себя:

- компьютерную программу;

- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

         Данные  программы  предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

        Программы позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

       Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселые ведущие  - все это делает программы привлекательными, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

           

        Применение этих программ  способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Основные принципы, положенные в основу построения программ:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подхода к обучению. Программы содержат различные по сложности или объему варианты заданий;

- объективность. Программы позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Преимущества использования ИКТ в работе  для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде  сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

        Комплексы  программ  - веселая учеба с  мультипликационными героями! Кроме того, программы помогают развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

         Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

        В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
     – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
     – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
     – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

        Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности.

         Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

     Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроиться на учебную деятельность, их ведущей деятельностью остаётся игра.
        В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.  

       

4.3. Признание высокого профессионализма учителя-логопеда коллегами по результатам отзывов (за 3 года).

     Было предложено заполнить анкету «Определение рейтинга педагога среди коллег». В анкетировании участвовали десять педагогов, в том числе администрация ДОУ (заведующий и старший воспитатель).

Критерии

Ответы педагогов

Итого баллов

1. Педагог вашего учреждения…

Пользуется авторитетом

10 педагогов (10 б.)

100 баллов

2. Ваш ребенок ходит на занятия к педагогу…

С удовольствием – 8 (10 б.)

Чаще с удовольствием – 2 (8 б.)

96 баллов

3. Устраивает ли вас работа педагога?

Устраивает полностью – 10 педагогов (10 б.)

100 баллов

4. Считаете ли вы, что на занятиях педагога дети…

Исправляют имеющиеся проблемы в развитии – 10 педагогов (10 б.)

Получают интересные знания – 6 педагогов (8 б.)

148 баллов

5. Ваша осведомленность о работе педагога…

Полная – 10 педагогов (10 б.)

100 баллов

6. Какое качество или черта характера педагога наиболее всего вас привлекает?

Ум – 5 педагогов (10 б.)

Чувство юмора – 3 (5 б.)

Доброта – 3 (5 б.)

Умение «ладить» с учащимися – 6 (3 б.)

Честность – 5 (10 б.)

Принципиальность – 1 (10 б.)

Эрудиция – 5 (10 б.)

Высокий профессионализм – 7 (10 б.)

Владение компьютером – 4 (5 б.)

298 баллов

7. Как проходят занятия?

Очень интересно – 8 (10 б.)

Занимательно – 7 (5 б.)

115 баллов

8. Какие характерные особенности проведения занятий присущи педагогу?

Излагает материал ясно, доступно – 8 (8 б.)

Умеет вызвать и поддержать интерес группы к предмету – 6 (10 б.)

Задает вопросы, побуждает к дискуссии – 3 (8 б.)

Соблюдает логическую последовательность в изложении материала – 5 (10 б.)

Продуктивно использует все время занятия – 7 (10 б.)

Творческий подход и интерес к своему делу – 7 (10 б.)

Заинтересованность в успехах учащихся – 4 (10 б.)

Объективность в оценке знаний учащихся – 1 (5 б.)

Уважительное отношение к учащимся – 3 (5 б.)

398 баллов

     

     Таким образом, по результатам анкетирования видно, что среди коллег рейтинг педагога можно считать высоким. Также это видно по оставленным отзывам педагогов из книги отзывов и предложений учителя-логопеда Улановой О.Е.

 

 4.4. Доля детей, для которых в коррекционном процессе используются здоровьесберегающие технологии.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из основных задач в коррекционно-образовательном процессе. Каждый год на логопедические занятия зачисляются дети, у которых наряду с речевым дефектом, отмечается снижение уровня развития общей и мелкой моторики, психических функций -  памяти, внимания, частоболеющие дети (соматически ослабленные).  Соответственно возникает необходимость использования в коррекционно-логопедическом процессе  комплексной оздоровительно-коррекционной работы, которая является частью программы «Крепыш», разработанной сотрудниками МДОУ д/с «Аленка».

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности в ДОУ является рациональная организация образовательного процесса.

Логопедические занятия проходят в режиме смены динамических поз – дети выполняют задания сидя за столами, стоя, расположившись на коврике в логопедическом кабинете. Для этого используются переносные средства демонстрации материала. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.

Использование физкультминуток позволяет снять эмоциональное напряжение, переключить внимание детей на другой вид деятельности (речедвигательные упражнения, игры малой подвижности), снять зрительное напряжение (гимнастика для глаз), активизировать работоспособность головного мозга, оказать влияние на центры развития речи, развить ручную умелость (пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей и пальцев рук).

 Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз используется в образовательной деятельности преимущественно перед выполнением заданий связанных с развитием графических навыков, требующих зрительного сосредоточения (печатание букв, штриховка).

Артикуляционная гимнастика проводится в начале занятия, в программное содержание которого входит закрепление и уточнение произношения звука.

Дыхательная гимнастика способствует насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводит из стресса, повышает иммунитет.

Построенная таким образом работа по укреплению здоровья детей, позволяет в полном объеме, систематично реализовывать здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе.

Критерий №5.  Результативность коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда (в зависимости от специфики учреждения)

 5.1. Наличие зафиксированных позитивных отзывов в адрес учителя-логопеда со стороны родителей.  

    Были опрошены родители детей, посещающих логопедические занятия.

Анкета для родителей

«Выявление роли логопедических занятий в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста»

 

      По результатам анкетирования видно, что родителей полностью удовлетворяет организация обучения на логопедических занятиях и отношение логопеда к ребенку в процессе обучения, также все родители довольны результатом работы логопеда с ребенком.

 5.2. Доля детей, выпущенных без речевых нарушений или со значительным улучшением речи.

Учебный год

Результаты работы учителя-логопеда

2009 - 2010 учебный год

У 26 детей, зачисленных на логопедические занятия, было нарушено произношение 95 звуков, из них поставлен  91 звук, выпущены с занятий 21 ребенок, оставлены для продолжения занятий 4 ребенка.  Процент исправления звукопроизношения – 95,7%.

2010 - 2011 учебный год

У 23 детей, зачисленных на логопедические занятия, было нарушено произношение 82 звуков, из них поставлено – 78 звуков, выпущены с занятий 21 ребенок, оставлены для продолжения занятий 2 ребенка. Процент исправления звукопроизношения – 95,2%.

2011 – 2012 учебный год

У 21 ребенка, выпущенных с логопедических занятий, было нарушено произношение 70 звуков, из них: поставлено – 67 звуков, автоматизировано – 62 звуков. Процент исправления звукопроизношения – 95,7%.

 5.3. Уровень оснащенности кабинета в соответствии с перечнем оборудования.

    Организуя предметно-пространственную развивающую среду в логопедическом кабинете, учитель-логопед руководствуется возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с нарушениями речи.

    Исходя из того, что у детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие действительности, в оформлении логопедического кабинета использовала интересные цветовые сочетания, уделила особое внимание эстетике в оформлении пространства.  

Кабинет учителя-логопеда систематически обновляется и пополняется.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

Центр речевого и креативного развития.

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. Индивидуальные зеркала.
  3. 4 стульчика для занятий у зеркала.
  4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.
  5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт, ватные диски.
  6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри,  «Ромашки», пособие «Веторок», «султанчики» и т. п.).
  7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги,

слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

  1. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
  2. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
  3. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам.
  4. Сюжетные картинки; серии сюжетных картинок.
  5. Лото, домино, дидактические игры на развитие познавательной сферы.
  6. Серии демонстрационных картин «Круглый год», «Мир природы. Животные».
  7. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков.
  8. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации, свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях.
  9. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  10. Раздаточный материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  11. Раздаточный материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
  12. Разрезной и магнитный алфавит.
  13. Магнитная доска.
  14. «Логопедический букварь».
  15. Азбука-мозаика.

   

Центр сенсорного развития.    

  1. Звучащие игрушки (погремушки, свистки, дудочки, бубен, гитара, гармошка, металлофон, музыкальные открытки).
  2. Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под «Киндер – сюрприза»  с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном, камешками, бусинками и т. п.).
  3. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, пение птиц и т. п.).
  4. Настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень», «Чего не хватает?»).
  5.  «Волшебный мешочек» с мелкими пластиковыми фигурками животных.  

                                               

Центр моторного и конструктивного развития.  

  1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
  2. Игра «Составь из частей».
  3. Массажные мячики.  
  4. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
  5. Средняя мозаика.
  6. Средний и мелкий конструкторы.
  7. Средние и мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
  8. Разноцветные прищепки.
  9. Раскраски, карандаши.  

Критерий №6. Результативность участия учителя-логопеда в методической и научно-исследовательской работе

6.1. Периодическое обобщение и распространение собственного опыта (с учетом профиля учреждения) через открытые уроки (занятия), мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах.

     Распространение опыта работы в ДОУ в форме: подготовки и проведения открытых итоговых мероприятий для педагогов ДОУ: в  2011 году «Конкурс чтецов», в 2011 году театрализация «Под грибом», в 2012 году «Сказочная викторина»; в 2010 году приняла участие в семинаре-практикуме «Работа с детьми по развитию связной речи», в 2011 приняла участие в творческой группе по разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ, в 2012 году на педсовете  представила проект «Развитие диалогической речи детей через театрализованную деятельность».

6.2. Наличие собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, статей коррекционно-развивающей направленности.

      Мною разработаны и внедрены в практику работы:

  1. Дополнительная образовательная программа «Программа дошкольного образования познавательно-речевого направления развития детей 5-7 лет» на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» - опубликована на сайте ГАОУ ДПО (пк) С РК «КРИРО» в разделе «Электронная публикация».
  2. Дополнительная образовательная программа «Программа дошкольного образования развития графо-моторных умений и навыков» - презентация программы и мастер-класс на 5 муниципальной выставке «Образовательная инициатива», опубликована на сайте ГАОУ ДПО (пк) С РК «КРИРО» в разделе «Электронная публикация».
  3. Презентации для коррекционно-образовательной деятельности разнообразной тематики «Сказка о веселом язычке», «Артикуляционная гимнастика для разных групп звуков», «Гимнастика для глаз», постановка и автоматизация разных групп звуков.
  4. Разработан и опубликован на сайтах http://nsportal.ru, http://numi.ru  сценарий «Конкурс чтецов», как итоговое мероприятие для детей, выпускаемых с логопедических занятий.
  5. Консультации для родителей, некоторые из которых также опубликованы на данных сайтах («Речевой режим в семье»).

6.3. Участие учителя-логопеда в работе экспертных комиссий, жюри или руководство учителем-логопедом работой экспертных комиссий, жюри; руководство методическими объединениями.

     В 2010-2011 учебном году входила в состав комиссии по проведению тематической проверки «Степень сформированности грамматической стороны речи детей».

     В 2011-2012 учебном году входила в состав комиссии по проведению смотра-конкурса «Создание условий для творческого развития воспитанников».

     В 2012-2013 учебном году назначена руководителем методического объединения «Малышок» в составе воспитателей групп раннего возраста и II младших групп.

     С 2009 по настоящее время являюсь членом районной психолого-медико-педагогической комиссии в целях своевременного выявления и комплексного обследования детей с ограниченными возможностями, определения адекватных форм обучения и воспитания.

     

6.4. Участие в муниципальных, региональных и  всероссийских профессиональных конкурсах, круглых столах, конференциях.

       В 2011 году приняла участие в 5 муниципальной выставке «Образовательная инициатива» и получила диплом 2 степени за «Программу дошкольного образования развития графо-моторных умений и навыков».

       В 2013 году приняла участие в проекте «Электронная публикация» ГАОУ ДПО (пк) С РК «КРИРО» и получила рецензию на «Программу дошкольного образования по развитию графо-моторных умений и навыков» и сертификат о размещении данной программы на сайте Института в разделе «Электронная публикация».

       В 2013 году приняла участие в проекте «Электронная публикация» ГАОУ ДПО (пк) С РК «КРИРО» и получила рецензию на «Программу дошкольного образования познавательно-речевого направления развития детей 5-7 лет» и сертификат о размещении данной программы на сайте Института в разделе «Электронная публикация».

       

Критерий №7. Общественная деятельность учителя-логопеда

7.1. Учитель-логопед является членом (руководителем) совета учреждения, попечительского совета.

7.2. Учитель-логопед является членом (руководителем) экспертного совета.

Критерий №8. Взаимодействие со специалистами

8.1. Работа в консилиуме по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

      С 2009 по настоящее время являюсь членом районной психолого-медико-педагогической комиссии в целях своевременного выявления и комплексного обследования детей с ограниченными возможностями, определения адекватных форм обучения и воспитания.

     

8.2. Активное взаимодействие по вопросам преемственности с ДОУ

       В целях реализации годового плана  работы ДОУ на 2011-2012 учебный год по обеспечению преемственности в работе ДОУ и школы, выявлению уровня психологической готовности детей к школьному обучению, диагностики психического развития ребенка, определения его сильных и слабых сторон, предупреждения возможных социальных и психологических проблем детей выпускных групп во время школьной адаптации принимала участие в проведении психологической диагностики детей  ДОУ совместно с педагогом-психологом МОУ «Усогорская   СОШ с УИОП» Селивановой Е.Г.

По результатам диагностики, некоторые родители нуждались в консультации логопеда и логопедической помощи ребенку, поэтому вместе с ребенком были приглашены на консультации и дополнительные занятия для оказания  коррекционно-логопедической услуг в домашних условиях в летний период.

8.3. Взаимодействие с учреждениями здравоохранения.

        В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я  имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства. Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

     Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению  педиатров  района,  учителем-логопедом МДОУ обследуются дети  с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию (МСЭ)  и дальнейшую коррекционною помощь. Учитель-логопед совместно с медиками  направляет ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

Занятие «Старинная постройка». Составила Корелякова Ольга Евгеньевна

Задачи: Познакомить детей с особенностями построений русских изб, показать его символичность, дать представление, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой. По...

Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми

Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный 100-летию Республики Коми. Развлечение «Коми промысловый календарь» для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Развлечение «Коми промысловый календарь»Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию Коми народа.Программное содержание:- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с ору...

Проект к 100-летию Республики Коми "Люби и знай, наш коми край"

Цель проекта: приобщение старших дошкольников  к культуре и традициям своей малой Родины – Коми земле....