Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный 100-летию Республики Коми. Развлечение «Коми промысловый календарь» для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гилязова Елизавета Андреевна

Развлечение «Коми промысловый календарь»

Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию Коми народа.

Программное содержание:

- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с орудиями труда (прялка, веретено чесалки), совершенствовать познавательные способности детей в процессе практической деятельности. Продолжать развивать интерес к предметам старины;

- обогащать словарный запас детей на русском и коми языках –- ОШ , КӦР, СЬӦДБӦЖ,  САН ,  ЙӦРА, ВУРД,  РУЧ , УР, ТУЛАН

- прививать интерес к культуре родного края, народным традициям, играми другого народа (Коми)

- вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_komi_promyslovyy_kalendar.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования  городского округа «Усинск».

(Управление образования АМО ГО «Усинск»)

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  

«Детский сад общеразвивающего вида № 8»  г. Усинска.

(МБДОУ «ДС ОВ № 8»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса муниципальнöй сьöмкуд учреждение.

«ЧС 8 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ.

_____________________________________________________________________________

Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный

100-летию Республики Коми.

Развлечение «Коми промысловый календарь»

для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Автор - составитель:

Гилязова Елизавета Андреевна

воспитатель МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска,

город Усинск

2021 год

Развлечение «Коми промысловый календарь»

Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию Коми народа.

Программное содержание:

- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с орудиями труда (прялка, веретено чесалки), совершенствовать познавательные способности детей в процессе практической деятельности. Продолжать развивать интерес к предметам старины;

- обогащать словарный запас детей на русском и коми языках –- ОШ , КӦР, СЬӦДБӦЖ,  САН ,  ЙӦРА, ВУРД,  РУЧ , УР, ТУЛАН 

- прививать интерес к культуре родного края, народным традициям, играми другого народа (Коми)

- вызвать атмосферу радости от общения с прошлым;

Ход:

Хозяйка в коми костюме встречает детей, одетых в коми национальные костюмы в музыкальном зале

- Видзаоланныд! – Здравствуйте!

- Наша Коми республика отмечает юбилей, как вы думаете, сколько лет ей исполняется?

Ответы детей прослушать и обобщить:

 – Республика Коми -  это удивительный регион, который славится своей самобытностью, национальным колоритом, уникальным культурно-историческим наследием, природными богатствами и гостеприимными жителями. Вековой юбилей – особое событие в жизни республики. Он объединяет всех, кто горячо любит свою малую родину, уважает и бережет традиции, всем сердцем радеет за ее будущее. Мы гордимся успехами и достижениями всех, кто трудится на благодатной Коми земле и своей созидательной энергией меняет жизнь к лучшему.

- Посмотрите и скажите, а что это у меня на доске, на руке, и висит у меня на шее?

Обратить внимание на КОМИ ПРОМЫСЛОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ – древнее отображение единицы времени, что теперь называется годом.

- На вид - это изрядно потёртое, плоское бронзовое кольцо, с лицевой стороны которого выпуклые изображения животных. 

- Что такое календарь? 

Календарь – система счета больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел – Луны и Солнца.

- Как вы думаете это древний календарь? Древний охотничий промысловый календарь. Это солнечный календарь.

  •  Вместо месяцев - 9 периодов того или иного промыслового зверя.

- Ребята, а как вы думаете, откуда этот календарь?

  • Коми промысловый календарь – Найден на территории Республики Коми, случайная находка в селе Сторожевск (Корткеросский район). Артефакт был найден на берегу реки Вычегды в 1975 году Латкиным Н.А. – обычным жителем

На кольце изображены круглые значки — это элементы весеннего, осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. А также мы видим примитивные изображения животных - 9 промысловых животных соответствует девяти месяцам. Новый год отсчитывали с 21 марта (дата весеннего равноденствия)

- Из всего многообразия северных промысловых зверей круговорот дней в году представляют только медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лисица, белка и куница.

- Послушайте про кого я буду рассказывать? 

  1. Это хозяин тайги, досконально знает свой участок.

Не терпит противостояния. На всё есть своё мнение. Мощь(тела/духа/души/интеллект) ум, хорошая и долгая память, хитрость, мгновенная реакция, умение примениться к обстановке, выносливость, разумная осторожность.

С 22.03 период медведя – по коми ОШ

Игра борьба на ладошках – Бой МЕДВЕЖАТ 

  • Правила: Два участника встают рядом на одной линии (оба друг перед другом). Слегка наклонившись вперед, чуть согнутыми руками, упираются открытыми ладошками. По команде «Вен» начинают бороться.  
  • Выигрывает тот, кто сумеет заставить соперника сделать шаг

  1. Следующий вопрос загадка – это животное настоящий "внедорожник", легко преодолевает любые препятствия на своем жизненном пути: топкие болота, рыхлый снег, водные преграды, по камням острым проходит.

С 28.04 период оленя – по коми КӦР

Игра бой оленей

  • Правила игры - встают два игрока, у каждого из них левая рука привязана к туловищу или за спиной держит руку на голове шапка.
  • Задача проста и не проста – снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая сняла шапку.

  1. Следующая вопрос загадка -  ловок, подвижен, запаслив, любопытен, смел, не боится заведомо большего противник.а Если цель определена, вцепится и ни за что не выпустит. Зимой белый, летом серый и только кончик хвоста черный.

По коми его зовут СЬӦДБӦЖ

С 03.06 период горностая 

«Чунь крук» – борьба на пальцах

  • Правила: Соперники встают друг против друга и сцепляются большим пальцем правой руки, потом – левой руки.
  • По команде судьи «Вен» тянут соперника в свою сторону. Побеждает тот участник, который перетянет соперника на свою сторону или разожмет палец соперника

  1. Следующая вопрос загадка - Она немного похожа на медведя, но это не медведь, у нее есть длинный хвост, она с молниеносной реакцией, никого не боится, решительна: для неё невозможно отступление (даже перед лицом более сильного и опытного противника). На флаге по жизни: "Победа или смерть!" 

В фильме «Люди икс» он с длинными когтями – росомаха

По коми его зовут - САН

С 05.07 период росомахи 

Предложить просмотреть видео как росомаха двигается в лесу

  1. Следующая вопрос загадка – Сильный, выносливый, благородный и очень высокого роста – лось

По коми - ЙӦРА

С 10.08 период лося 
Просмотр с детьми мультипликационного фильма по мотивам Пермского звериного стиля «Сказка о человеколосе»

  1. Следующая вопрос загадка - Вы вряд ли увидите это животное в цирке. Поощряй-не поощряй её дрессировщик разными вкусностями, она в каждом трюке - сама себе режиссёр. Одна из тех, кто заботится и ухаживает за свои мехом, расчесывает его, чистит. Если они не станут этого делать, шерсть станет грязной и перестанет держать тепло, а это непременно приведет к гибели. За счет маленьких глаз выдра отлично видит на суше и под водой. 

Это выдра – вот и мы сейчас превратимся в выдру, которая лежа на спине очень любит погрызть.

По коми ее зовут ВУРД

С 05.10 период выдры 

  1. Следующая вопрос загадка - это зверь, который обладает прекрасно развитыми обонянием и слухом, так что подобраться к ней незамеченным почти невозможно, она рыжего цвета

С 20.12 период лисицы
по коми –
РУЧ

ИГРА «Мыр перйöм» (букв.: корчевание пня) – перетягивание палки;

  • Правила: Соперники садятся напротив друг друга, упираясь стопами ног (ранее упирались в неподвижную перекладину), берутся руками за поперечную палку и по команде «Вен» начинают тянуть каждый в свою сторону.
  • Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону или вынуждает разжать кисти.
  1. Следующая вопрос загадка – Эти животные являются всеядными грызунами, и питаются самыми разными кормами, основную массу среди них составляют семена хвойных деревьев (ель, сосна, сибирский кедр, пихта, лиственница).

По коми - УР

С 25.01 период белки 

  • рассмотреть вместе с детьми хвойные деревья. (продуктивная деятельность)
  1. Ну и последний вопрос загадка -  ловкий и подвижный хищник. Несмотря на короткие лапы, она способна передвигаться на высокой скорости большими прыжками (до 4 м в длину), оставляя следы задних лап на отметках передних конечностей. С такой же легкостью зверь перемещается на высоту, впиваясь когтями в кору дерева.

По коми - ТУЛАН

С 22.02 период куницы

  • Ну что кто сможет прыгнуть как куница до 4 метров? (продуктивная деятельность).
  • Заканчивая развлечение раздать ребятам и разукрасить – коми промысловый календарь. (продуктивная деятельность)

- Ребята посмотритесь в древний Коми промысловый календарь, как в зеркало, и Вы увидите там себя: особенности Вашего поведения, привычки и наклонности выпукло обозначены в его персонаже, на который указывает Ваша дата рождения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?

Ø Уточнить и закрепить  знания детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.Ø Уточнить знания детей о работе комбайнера, хлеб...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по формированию основ здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы Путешествие в страну «Здоровеек»

С каждым годом в нашем современном обществе наблюдается рост детей, имеющих проблемы со здоровьем. Данная проблема решается в комплексе не только с помощью медикаментозных средств, но и с помощью форм...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Так интересно деток послушать -- на коми языке)