Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гулиева Зарифа Автандиловна

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.

Обучающие задачи.

  • Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.
  • Продолжать формировать умение делить слова на слоги .
  • Продолжать формировать умение составлять простые предложения по  схеме.
  • Закреплять умение делать звуковой анализ слов.
  • определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

Развивающие задачи.

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы распространенным предложением.

  • Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  • Обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать любознательность, творческую активность.

Продолжать формировать умение  работать в коллективе терпеливо, выслушивать вопросы воспитателя и ответы товарищей.

  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_2.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад » «Росинка»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область:

Речевое развитие (по обучению грамоте)

                                      Игра-викторина «Знайки»

(подготовительная к школе группа)

                                                           Воспитатель : Гулиева з.А.

Игра-викторина

 «Знайки»

по обучению грамоте.

(подготовительная к школе группа)

Занятие проводится в конце учебного года.

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.

Обучающие задачи.

  • Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.
  • Продолжать формировать умение делить слова на слоги .
  • Продолжать формировать умение составлять простые предложения по  схеме.
  • Закреплять умение делать звуковой анализ слов.
  • определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

Развивающие задачи.

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы распространенным предложением.

  • Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  • Обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать любознательность, творческую активность.

Продолжать формировать умение  работать в коллективе терпеливо, выслушивать вопросы воспитателя и ответы товарищей.

  • Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование.

       4 конверта с вопросами, карточки с определением звуков (гласные, согласные мягкие, согласные твёрдые),.

  • Фишки

.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

  • Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем? (Звонит звонок)
  • Учиться в школе очень интересно. В школе есть правила поведения на занятиях. Давайте, вспомним их:
  • • при ответе поднимать руку
  • • не выкрикивать
  • • выслушивать ответы товарища
  • • отвечать полным ответом
  • • Правильно сидеть за партой
  • Я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знайки». А для этого давайте разделимся на три команды.

Чтобы вам разделится на команды:

Рассчитайтесь на первый, второй, третий.

Подойдите к столам под своим номером

  • Для каждой команды нам надо выбрать название. Ребята посовещайтесь.

1 команда:  Капитан команды  Нечаева Лариса

2 команда: Капитан команды Пимнев Рома

3 команда Капитаны команды Тунина Милана    

1 тур. «Разминка».1 (конверт)

Проводится в виде блицтурнира. Каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ дается один фишка.

1. Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

2. Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

3Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

4.Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

5. Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

6.Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

7. Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

8. Из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

9. Какие знаки ставятся в конце предложения. (точка,,)

2тур.« Найди звук».2 (конверт)

Игра с гласными и согласными (мягкими и твёрдыми звуками)

Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук,   согласные твёрдые - в синюю, согласные мягкие – в зелёную

1.команда                            2 команда                                                    3 команда

 Гласные звуки               согласные твёрдые                                  согласные мягкие

1. Автобус                          1   Шарики                                                    1. белка

2. Арбуз                               2. Грибы                                                         2. мяч

3. яблоко                           3. Лук                                                              3. Лиса                                                        

4 юбка                                4. волк                                                            4. Медведь

Пока дети выполняют задание, мы с вами поиграем.

Игра «Раздели слова на слоги»

ВА-ЗА, МЫ-ЛО,  ДЫМ,  УТ-КА, УТ-РО, ШКО-ЛА, МА-ШИ-НА, МЯЧ, МА-ГА-ЗИН, КУ-БИК, ВО-РО-НА, ДОМ,  че –ре- па- ха, СТОЛ, СО- БА- КА, ТУ- ЧА, КОР- ЗИ – НА.

Физминутка

В школу мы с тобой пойдем»

Дети маршируют на месте.

«друзей лучших мы найдем»

Руки на поясе. Наклоны слева-направо в ритм стиха.

«Будем в школе мы читать»

Наклоны головой вперед.

«Будем в школе мы писать»

Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых руках.

«И конечно, и конечно,

будем много-много знать!»

Дети совершают несколько «приседаний

3 тур 3(конверт)

Упражнение «Лишнее слово»

Цель: Учить находить «лишние» слова, т.е.слова, не имеющие общей части со словом рыба.

Воспитатель: Дети, послушайте слова, назовите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. Рыба, рынок, рыбак, рыбалка.

Рыбина, рыбешка, окунь, рыбка.

Рыболов, рыба, работник.

Рыбачка, море, рыбачить, рыбий.

Упражнение «Лишнее слово»

Цель: Учить исключать из группы названных слов «лишние слова», т.е.слова, не имеющие общей части со словом вода.

Воспитатель: Дети, послушайте слова. Назовите «лишнее» и объясните, почему вы так считаете?

Вода, водный, ванна.

Водолаз, водитель, водовоз.

Ведро, водица, водоем.

Водичка, ванна, водяная.

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Воспитатель: Дети, послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат.

Садовник, всадник, рассада, сады.

 Ссадина, садовый, палисадник, сажать.

4тур (конверт) Конкурс капитанов (разбор слова)

Чья команда быстрее выполнит задание.

Выложите звуковой анализ этого слова.

Устно

 (Дети проходят за столы, 1 ребёнок разбирает слово у доски)

На доске висят картинки

 1 команда  (Мишка)              

Первый звук – М – согласный, мягкий; обозначен зелёным квадратом;

Второй звук – И – гласный, обозначаем красным квадратом;

Третий звук – Ш –  согласный, твёрдый; обозначен синиим квадратом;

Четвёртый звук – К – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Пятый звук – А – гласный, обозначаем красным квадратом.

В слове школа – 2 слога

Сколько звуков – 5

Сколько  гласных звуков? 2

Сколько согласных звуков? 3

Проверяем вместе с ребятами

2 команда (дом )                    

Первый звук – П – согласный, твёрдый синим  квадратом;

Второй звук – А– гласный, обозначаем красным квадратом;

Третий звук – У– гласный, обозначаем красным квадратом;

Четвёртый звук – А –гласный, обозначаем красным квадратом;

В слове паук– 2 слога

Сколько звуков – 4

Сколько  гласных звуков? 2

Сколько согласных звуков? 2

Проверяем вместе с ребятами

3 команда (дом )

Первый звук – Д – согласный, твёрдый синим квадратом;

Второй звук – О – гласный, обозначаем красным квадратом;

Третий звук – М– согласный, твердый; обозначаем синим квадратом;

В слове дом – 1 слога

Сколько звуков – 3

Сколько  гласных звуков? 1

Сколько согласных звуков? 2

Проверяем вместе с ребятами

С детьми которые остались за столом

Отгадайте загадки и поиграйте с отгадками. Загадки загадываются каждой команде

1 команда (дети совещаются)

В школьной сумке я лежу, 
Как ты учишься, скажу. 

(дневник)

  • Как вы думаете, какой звук мы слышим вначале слова? (звук Д)
  • -назовите предмет который начинается на звук «Д»; (диван, дом, дело, дым и др.)

Следующая загадка:

2 команда (дети совещаются)

    Эта книга не простая,

    По ней буквы изучаю (букварь)

  • Как вы думаете, какой звук мы слышим вначале слова? (звук Б)
  • -назовите предмет который начинается на звук «Б»; ( барабан, букарь…..)

  • Отгадайте загадку:
  • 3 команда (дети совещаются)
  • Если ты его отточишь,
  • Нарисуешь всё, что хочешь!
  • Солнце, море, горы, пляж -
  • Что же это? (карандаш)

  • Как вы думаете, какой звук стоит в начале этого слова? (звук К)
  • -назовите предмет который начинается на звук «к»; ( крыша, Кубик….. )

4 тур (конверт)        

Ребята, скажите, что за схемы у вас? Правильно, это схемы предложения. Сколько слов в ваших предложениях? Скажите, а что стоит в конце предложения?

Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).  

Вам нужно придумать предложения к этим схемам.

Итог занятия

Молодцы ребята, каждая команда активно принимала участие в викторине, обе команды хорошо работали. Капитаны посчитайте баллы. Молодцы! Обе команды выиграла. Детям вешаются медали с надписью «Молодец». Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей) (Звонит звонок, занятие закончилось).

А теперь оцените свою работу с помощью светофориков: зелёный – было интересно, всё понравилось; красный – с заданиями не справился, было скучно.

Самоанализ НОД в подготовительной к школе группе.

Игра – викторина «Знайки».

Критерии

Содержание

Форма проведения

Форма проведения НОД выбрана нетрадиционная – занятие-игра, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность.

НОД подчиняется одной сюжетной линии, где педагог – «ведущий», а воспитанники – участники ток-шоу.

Интерес к занятию не снижался из-за сюжетной ситуации и желания узнать, что будет дальше.

Мотивационная деятельность детей обеспечивалась созданием проблемных ситуаций и мотивации заданий.

Цель

Обобщение  полученных знаний о звуках,  слогах, словах, предложениях.

Постановка и решение образовательных задач

Образовательные:

Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.

Продолжать формировать умение делить слова на слоги .

Продолжать формировать умение составлять простые предложения по  схеме.

Закреплять умение делать звуковой анализ слов.

Определять позицию звука в слове (в начале, в середине

Развивающие:

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы распространенным предложением.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Обогащать и активизировать словарь.

 Воспитательные:

Воспитывать любознательность, творческую активность.

Продолжать формировать умение  работать в коллективе терпеливо, выслушивать вопросы воспитателя и ответы товарищей.

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Предварительная подготовка

Организована тщательная предварительная подготовка к организации НОД. Прежде всего, определены цель и задачи НОД, его содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Продумана структура, ход НОД, подготовлен соответствующий наглядный, раздаточный, демонстрационный материал, музыкальное оформление.

Материально-техническое обеспечение

Образовательная речевая деятельность детей организована на достаточном уровне трудности. Обучение носит развивающий характер.

Материал соответствует возрастным и индивидуальным возможностям умственного и речевого развития детей:

  • 4 конверта с вопросами, карточки с определением звуков (гласные, согласные мягкие, согласные твёрдые),.
  • Фишки
  • Схемы составления предложений с  предложениями
  • Карточки   с определением звуков (гласные, согласные мягкие, согласные твёрдые),.
  • Информационное окно для баллов
  • Стульчики по количеству детей.
  • Компьютер.
  • Три магнитные доски с магнитами

Условия организации НОД

Организация НОД соответствует санитарно – гигиеническим, функционально – педагогическим, материально – техническим условиям в полном объеме.

В том числе: – освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала, эстетичность пособий.

Соблюдалась техника безопасности.

Обеспечена тишина, чтобы дети могли правильно слышать друг друга.

Структура НОД

Четко прослеживается в организации НОД три части – вводная, основная и заключительная.

Вводная часть состоит из мотивационного момента и беседы по основной теме «Речевое развитие». Созданы соответствующие условия предстоящей деятельности с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей и дифференцированного подхода.

Содержание основной части подчиненно решению задач НОД. Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных и практических методов.

Опосредованные методы были основаны на применении изобразительной наглядности (показ иллюстраций).

Присутствовало побуждение детей использовать определенные слова и словосочетания. Они отличались своей четкостью и целенаправленностью.

Метод наглядного моделирования использован для закрепления у детей составлению словосочетаний и простых предложений с использованием схем предложений. Введение наглядных моделей позволило целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, формировать умения выделять, подбирать и называть предлоги.

Для развития речи детей широко применялись словесные приемы.

Речевые недочеты исправлялись с помощью образца.

Дети попадали в ситуации, когда они вынуждены использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

На занятии использовалась загадывание и отгадывание загадок, которые помогают упражнять ум, развивать мыслительные способности детей.

Решение задач

Воспитательное влияние на детей обеспечивалось содержанием материала, характером организации обучения.

 Воспитательный аспект НОД отразился в решении задач:

Формирование умения у детей внимательно слушать и понимать сказанное (умение слушать и слышать ответы товарищей)

Формирование навыков сотрудничества (умение работать в коллективе, подгруппах и микрогруппах), взаимопонимания, самостоятельности, активности, ответственности.

Воспитание у детей нравственных качеств: доброты, желания помогать друг другу.

Организация совместной деятельности взрослого и детей

Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала, смены видов деятельности, использовании музыкальной паузы.

Организации деятельности детей (использование технологии сотрудничества)

На занятии оптимально сочетались коллективные формы работы с индивидуальными. Принцип дифференциации использовался к ребёнку, имеющему высокий уровень развития.

С целью использования технологии сотрудничества, организована работа детей в коллективе (игры: «Раздели слова на слоги »), «Отгадайте загадки и поиграйте с отгадками»; в подгруппах (игра «блицтурнир»); работа в микрогруппах (игра «Найди звук»).

Психологически обстановка на занятии

Обеспечен психологический комфорт для каждого участника НОД (доверительные отношения, смена видов деятельности с целью профилактики утомляемости).

Подведение итогов занятия

Рефлексия собственной деятельности детей организована в игровой форме «светофориков»

Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия.

Цель: активизация и расширение экспрессивного словаря детей на занятии достигнута.

Учет результатов занятия позволяет в дальнейшем контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада, обеспечивает установление обратной связи, позволяет наметить пути дальнейшей работы с детьми на последующих занятиях.