Авторское логопедическое пособие «Семицветик» для занятий с детьми 4 – 7 лет
презентация к занятию по логопедии (средняя группа) по теме
Вместе с появлением названия нашего детского сада было придумано и пособие «Семицветик», помогающее работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции. В работе используется наглядность в виде интересных картинок, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом, закрепить названия цветов. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две рабочие поверхности. Возможно и командное выполнение упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semitsvetik.zip | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 880 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников ВАО г. Москвы
Пояснительная записка к презентации авторского логопедического пособия «Семицветик» для занятий с детьми 4 – 7 лет
Подготовила:
учитель – логопед
Кухарева Ольга Анатольевна
Москва
2011г.
В группы для занятий с логопедом в массовых детских садах зачисляются дети с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Не секрет, что большинство детей имеют и другие речевые нарушения: трудности осуществления словообразовательных операций, недостаточный словарный запас и сформированность связной речи (элементы общего недоразвития речи). Основная работа учителя - логопеда в массовом детском саду заключается в формировании правильного звукопроизношения и развитии фонематического слуха. При этом время пребывания детей в группе не велико: от 1,5 месяцев до 1 года (в зависимости от диагноза). Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.
Вместе с появлением названия нашего детского сада было придумано и пособие «Семицветик» (слайд № 2), помогающее работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции. В работе используется наглядность в виде интересных картинок, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом, закрепить названия цветов. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две рабочие поверхности. Возможно и командное выполнение упражнений.
Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.
Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз), что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения, расстояние от глаз до картинки (профилактика нарушений зрения).
«Семицветик» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).
Удачно это пособие может быть использовано и в консультативной работе с родителями (досуги, семинары, консультации).
Ниже приводятся примеры использования пособия «Семицветик».
- Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков (слайды № 4, № 5).
В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [Ш]), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове.
Сразу ребёнку можно предложить игры - задания: «Один - много», «Назови ласково», «Посчитай предметы», «Составь предложение».
- Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук» (слайд № 6).
В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего, зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный звук), и выкладывают их на лепестки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, конец, середина).
- Цель: определение места звука в слове; закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких согласных звуков (слайд № 6).
В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.
- «Какая картинка лишняя?»
Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного внимания, мыслительных операций.
В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2 картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки.
- Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков слогового чтения (слайд № 7).
Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.
- Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное внимание (слайд № 8).
В центр цветка выкладывается картинка с изображением поезда, вагоны которого имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и выкладывают их на лепестки.
Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает картинку, не подходящую по слоговому составу (слайд № 9).
- Цель: автоматизация, дифференциация звуков.
В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные картинки, выкладывая их на лепестки.
- Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года» (слайд № 10).
В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.
Работа может проводиться по любой лексической теме.
- Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования относительных прилагательных (слайд № 11).
В центр цветка выкладывается картинка с изображением стакана. Дети на лепестки выкладывают картинки с изображением фруктов и говорят, какой сок получился (лимонный, яблочный и т.д.).
Далее можн6о предложить составить предложения с полученными прилагательными.
- Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными, автоматизация звука (слайд № 12).
В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук, на лепестки – картинки с изображением цифр от 1 до 7. Ребёнок считает предметы (одна маска, две маски, … пять масок и т.д.).
Возможно составление предложений с полученными словосочетаниями.
- Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных конструкций (слайд № 13).
В центр цветка выкладывается картинка с обозначением предлога, на лепестках картинки с изображением предметов. Ребёнок употребляет слово с предлогом (например, из-под стола, из-под шкафа и т.д.).
После знакомства со всеми предлогами можно выполнять другое упражнение: в центре – картинка с изображением предмета, на лепестках – картинки с обозначениями предлогов.
На всех этапах проводится работа по составлению предложений.
- Возможны и другие виды заданий:
- «Один - много»;
- «Большой - маленький»;
- «Он, она, оно»;
- «Скажи ласково»;
- образование притяжательных прилагательных;
- выкладывание последовательности картинок;
- составление рассказа по опорным картинкам.
Любое из предлагаемых заданий может выполняться командами (слайд № 14).
Авторским является само пособие (не задания к пособию), позволяющее учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.
Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское логопедическое пособие "Волшебный куб"
Основная цель данного пособия: вызывание, уточнение и дифференциация изолированных звуков посредством картинок-символов, развитие речевой моторики, сенсорного и пространственного восприятия, внимания,...
Авторское логопедическое пособие по формированию воздушной струи «Колобок»
Цель: Выработка сильной, длительной, плавной воздушной струи....
Авторское логопедическое пособие "Моё настроение"
Краткое описание: На пано размещены фрукты, изображающие человеческие эмоции. Ребёнок после НОД оценивает своё настроение.Цели: 1.Вызвать заинтересованность к НОД.2.Повысить активность детей. 3.У...
Авторское логопедическое пособие «Чудо-дерево».
Логопедическое пособие...
Авторское логопедическое пособие "Снежный сундучок"
Авторская дидактическая игра "Снежный сундучок представляет собой сенсорную коробку дляя автоматизации и дифференциации звуков "С-Сь"....
Авторское логопедическое пособие "Снежный сундучок"
Данный материал содеожит перечень логопедических игр к авторскому логопедическому пособию "Снежный сундучок"....
Авторская логопедическое пособие по развитию речи для детей "Мир на ладошках"
Дидактическая игра по развитию речи «Мир на ладошке» для детей 5 – 7 лет.Цель: закрепление или отработка полученных знаний; развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображен...