Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как человек Землю обживал"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Лебедева Евгения Вячеславовна

    Данный материал рассчитан для проведения с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих нарушения речи. Может быть использован и для детей общеразвивающей группы. НОД проводится при изучении темы "История Земли". Формируются представления о том как жили люди в каменном веке. Активизируется, уточняется и обогащается словарь по теме. Развивается и закрепляется у детей умение грамматически правильно оформлять свои высказывания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_chelovek_zemlyu_obzhival.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

           Подгрупповое занятие по теме «Как человек Землю обживал».

                                                          Цели и задачи:

    1. Формирование у детей представлений о том, как жили люди в каменном веке.
    2. Формирование представлений о том, что труд мужчин отличается от труда женщин.
    3. Формирование представлений о пользе воды.
    4. Закрепление знаний о временных понятиях.
    5. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
    6. Развитие слухового внимания.
    7. Развитие фонематического восприятия.
    8. Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза и представлений.
    9. Закрепление связи звука и буквы.
    10. Закрепление длительного и плавного речевого выдоха.
    11. Активизация, уточнение и обогащение номинативного словаря по теме.
    12. Подбор определений к слову.
    13.  Развитие грамматического строя речи: отработка правильного употребления
    • имён существительных в форме Родительного и Винительного падежа единственного и множественного числа;
    • имён прилагательных в форме Творительного падежа.
    • глаголов прошедшего времени в форме единственного и множественного числа;
    • предлогов из, для, с.
    1. Работа над словообразованием: подбор родственных слова к слову охота.
    2. Составление простых распространённых предложений.
    3. Составление сложно-подчинённых предложений.
    4.  Развитие общей моторики.
    5.  Развитие графо-моторных навыков.
    6.  Классификация предметов.
    7.  Развитие творческого воображения.
    8.  Оптимизация процесса, повышение интереса детей к деятельности.

                                           

                                                          Оборудование:

    Мультимедийная установка, диск с фильмом, глобус, «солнце», часы, макет компьютера, макет машины времени, фломастеры, маршруты, карта с символами, демонстрационные картинки, разноуровневые карточки.

                                                           

                                                               

    Ход занятия:

    Направления работы

    Содержание: деятельность

                            логопеда.

    Деятельность детей.

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята!

    – Мы с вами говорили о разных версиях происхождения Земли, о том, как жили древние люди.

    Хочу вам сегодня показать фильм об этом. (просмотр)

    - А хотите сами, как исследователи отправиться в прошлое на «Машине времени»?

    - Здравствуйте.

    - Хотим.

    2. Повторение пройденного материала: закрепление временных представлений - с опорой на ведущий анализатор.

    - Чтобы получить пропуск в эту машину, нужно правильно угадать отрезок времени.

    • На слух: - Отрезок времени длительностью 30-31 день; - отрезок времени длительностью 7 дней.
    • Зрительно: - отрезок времени длительностью 3 месяца (картинки).
    • Двигательно:  - отрезок времени, равный 1 кругу минутной (большой)  стрелки; - отрезок времени, равный обороту Земли, вокруг Солнца; - отрезок времени, равный 1 обороту Земли вокруг своей оси.  

    • Это – месяц.

    • Это – неделя.

    • Это – время года.

    • Это – 1 час.

    • Это – год.

    - Это - сутки.

                   

    3. Сюрпризный момент.

    - Мы в машину все садимся, быстро в прошлое помчимся!

    4. Развитие графо-моторных навыков.

    - Компьютер выдал нам карту нашего маршрута, но волшебный временной луч разделил её на части. Все возьмите  себе по кусочку карты и проведите фломастером свой маршрут.

     

    Дети выбирают себе карточки и проводят фломастерами линии по пунктирам на своих миникартах.

    5. Развитие пространственной ориентировки при работе на плоскости – с символической картой.

    - Чей маршрут ведёт в левый верхний угол?

    - Что изображено на карточке?

    - Пещера внутри?

    - Это – вход в пещеру.

    - Расположи свою карточку, пожалуйста, на большой карте в нужном месте. Проверь, подходит ли символ.

    -Мой.

    - Пещера.

    - Нет.

    Ребёнок прикрепляет свою карточку.

    6. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

    - В пещерах обычно слышится эхо. Давайте поиграем в игру «Эхо». Повторяйте за мной сочетания слогов:

    ма- мама, пу-пупу, то-тото; мими-ми, папа-па, туту-ту…

    Дети повторяют сочетания слогов.

    7.

    • Активизация, уточнение и обогащение номинативного словаря по теме.
    • Развитие грам-матического строя речи: отработка правильного упот-ребления имён существительных в форме Ро-дительного и Винительного падежа единст-венного и мно-жественного числа; предлоги из, для.
    • Составление простых рас-пространённых предложений.

    - Предлагаю осмотреться, но не заходить пока вглубь пещеры.  

    Что нас окружает? У кого из вас маршрут ведёт  в горы?

    - Чего много в горах?

    Камень – отличный природный материал. Первые люди научились его использовать. Скажите, что люди делали из камня.

    ( скребок, игла, нож, резец, жезл, рубило, остроконечник,

    чоппер, чоппинг )

    - Согласны.

    - Горы.

    - У меня.

    - Камней. В горах много камней.

    - Из камня человек делал топор (рубило) / люди делали топоры (рубила).

    - Из камня человек делал лопату-копалку / люди делали лопаты-копалки.

    - Из камня человек делал зернотёрку / люди делали зернотёрки. …

    - Ударяя, камнем о камень высекали огонь.

    - Из камня человек делал остроконечник для копья и стрелы / люди делали остроконечники для копий.

    8. Работа над словообразованием: родственные слова.

    - Для чего людям нужны были копья и стрелы?

    - Где люди обычно охотились?

    - У кого карточка с изображением леса? Ставь на  карту, отправляемся в лес.

    - Для чего мы идём в лес?

    - Как называется человек, который охотится?

    - Куда собрались охотники?

    - Слова: охотиться, охотник, охота – слова-родственники.

    - Скажите, а какой нож нужен охотнику?

    - Чтобы охотиться.

    - Люди обычно охотились в лесу.

    - У меня.

    - Чтобы охотиться.

    - Охотник.

    - Охотники собрались на охоту.

    - Охотничий.

    9. Подбор определений к слову. Имена прилагательные в форме Творительного падежа.

    - Подумайте и скажите, каким должен быть настоящий охотник?

    - Смелым, наблюдательным,

    терпеливым, сильным, выдержанным, ловким…

    10.

    • Развитие фоне-матического анализа.
    • Работа над грамматически правильным оформлением высказываний.

    - Мы с вами тоже будем охотиться. Возьмите приспо-собления для охоты, рассмотрите, с их помощью мы поохотимся. Узнав ударный гласный звук в слове, определив его место, вы поймёте, кого вы «поймали» или «убили». А вот и картинки-подсказки ( с изобра-жением зверей). – Что у тебя?

    - Кто попался в твою яму?

    - В яму попался слон.

    - Я копьём убил тигра.

    - Я попал из лука в волка.

    - Я ножом убил лису.

    - В мою яму попался кенгуру.

    -  Я попал из лука в зайца.

    - Я копьём убил кабана.

    - У меня яма.

    - В мою яму попался слон. В этом слове чётко слы-шится гласный звук «О».

    11. Физ.минутка.

    Развитие творческого воображения.

    - После удачной охоты люди возвращаются в пещеру с танцами и играми. Поиграем: я буду называть действия, а вы их изображайте. Люди охотятся, мастерят орудия труда, добывают огонь, готовят еду, собирают плоды, рисуют на скалах, ухаживают за детьми, ловят рыбу…Фигуры «застыли во времени». Изобразите каждый свою застывшую фигуру.        

    Дети изображают заданные действия.

    Дети изображают каждый своё действие.

    12. Формирование представлений о пользе воды.

    - Путь в пещеру идёт по берегу реки. У кого - водоём?

    Прикрепи его к карте.

    - Для чего людям нужна была вода?

    - У меня.

    - Люди пили воду.

    - Готовили в воде.

    - Люди ловили обитателей водоёмов и употребляли их в пищу.

    - Люди мылись.

     13.

    • Развитие фоне-матических процессов.
    • Закрепление связи звука и буквы.
    • Развитие графо-моторных навыков.
    • Классификация предметов.

    - Что на нашей карте в правом верхнем углу?

    - Прикрепи картинку к карте.

    Древние люди сами ещё ничего не выращивали. Они собирали то, что давала им природа. Мы  тоже соберём плоды, расшифруйте, какие.

    - К каким двум группам можно отнести эти плоды.

    - Поле или какое-то ровное место  с кустарниками.

    Слива, груша, банан, лук, капуста, морковь.

    - Фрукты: …  - Овощи: …

    14.

    • Формирование представлений о том, что мужчины и женщины занимаются разным трудом
    • Составление сложно-подчинён-ных предложений.

    - Какая карточка осталась?

    (пещера внутри), прикрепляй. Давайте теперь туда войдём. Назовите, чем занимаются женщины, а чем - мужчины, почему?

    - За детьми ухаживают.

    - Сшивают шкуры.

    - Готовят пищу.

    - Собирают плоды.

    - Добывают огонь.

    - Охотятся.

    - Ловят рыбу.

    - Мастерят орудия труда.

    15. Организационный момент.

    - А теперь пора возвращаться. Садимся в машину времени.

    - Мы в машине повернулись, в настоящее вернулись.

    - Скажите, где мы с вами побывали?  

    - Что вы узнали?

    - Все активно работали! Молодцы!                              

    - В прошлом.

    - Узнали, как жил древний человек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательная деятельность "Богатыри земли Русской" для детей 5-6 лет.

    Патриотическое воспитание дошкольников. Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской у детей старшего дошкольного...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» по теме «Домашние животные – друзья человека», группы компенсирующей направленности.

    Тема: «Домашние животные – друзья человека»Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:    1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» по теме «Домашние животные – друзья человека», группы компенсирующей направленности.

    Тема: «Домашние животные – друзья человека»Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:    1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Народы Земли. Языковое пространство"

    Деятельность направлена на  формирование у детей представлений о народах Земли, языках народов разных стран, включает народные игры....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Богатыри земли русской» с детьми группы среднего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Жемчужинка» МБДОУ детский сад №6 «Василек»

    Интеграция образовательных областей:социально - коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Цель. Приоб...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности "Человек и природа"

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности"Человек и природа"Цели1.Обобщить представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растен...