Главные вкладки

    Статья "Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия".
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Статья посвящена вопросу по развитию фонематического слуха и формирования фонематического  восприятия. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной речью, и дляуспешного обучения в школе, овладения навыками чтения и письма, дети должны научиться делить слова на составляющие их звуки, определять порядок звуков в слове.

    Также , развитие фонематического слуха - неотъемлимая часть коррекции произношения.

    Особое внимание обращается на использование упражнений и игр, направленных на развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

    Правильная для слуха речь – своего рода музыка!

    Аристотель

    Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

    Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке  речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу(цапля – капля, кит – кот).

    Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

    • Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
    • Умение определять позицию звука в слове;
    • Умение определять последовательность звуков и их количество.

    В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

    Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

    При нарушенном звукопроизношении у детей его стойкое исправление может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма(2).

    В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных). Затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка руководствоваться слуховым восприятием. Итак, ребёнок начинает  с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

    Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

    Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза происходит определенные стадии:

    1. полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;
    2. становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;
    3. ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится искаженное, неправильно произнесённое слово. Сосуществование двух типов языкового фона : прежнего, косноязычного и формирующего нового.
    4. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.
    5. Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребёнка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения.

    В своей практике коррекционно – речевой работы с детьми дошкольного возраста применяю,  разработанные специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.

    В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы(4):

     I Этап – узнавание неречевых звуков;

     II Этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

     III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

     IV этап – дифференциация слогов;

     V этап – дифференциация фонем;

    VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

     

    I этап – узнавание неречевых звуков

    Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

    При значительных нарушениях фонематического  слуха у детей  старшего возраста коррекционную работу целесообразно начинать с таких упражнений как:

    « Отгадай, что звучит».

    Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. Д.

    Ход игры.

    Логопед за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком, и т. Д. и предлагает ребёнку отгадать,  каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к педагогу.

    « Шумящие мешочки».

    Оборудование: пары одинаковых мешочков или коробочек с крупой, пуговицами, скрепками и т. д.

    Ход игры. Ребёнок должен найти пару мешочку или коробочке, послушав их звучание.

    « Похлопаем».

    Ход игры. Ребёнок повторяет за логопедом ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка, пауза, два хлопка.

    Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

    II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

    « Узнай свой голос».

    Оборудование: диск с записью голосов близких людей ребёнка и голос самого ребёнка.

    Ход занятия. Логопед предлагает ребёнку послушать запись голосов людей. Ребёнок должен угадать, кто говорит.

    « Три медведя».

    Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки « Три медведя» (Михайлы  Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки).

    Ход игры. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая то Мишутке, то Настасье Петровне или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку с изображением сказочного героя. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

    III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу

    « Слушай и выбирай».

    Оборудование: предметные картинки « ком», « сом»,  «лом»,  «дом».

    Ход игры. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Педагог называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

    « Съедобное – несъедобное».

    Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию. Ребёнок должен назвать только то, что можно есть:

    картошка – ложка – окрошка

    конфета – котлета – ракета

    диван – банан – барабан

    пироги – сапоги – утюги

    лимон – вагон – бульон

    мёд – компот – плот

    виноград – мармелад – фотоаппарат

    пирожок – творожок – горшок

    калач – кулич – циркач

    жакет – букет – пакет

    IV этап - дифференциация слогов

    Для этого Т. А. Ткаченко создала специальную систему упражнений(2), которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

    V этап – дифференциация фонем

    На этом этапе можно предложить следующие игры:

    « Похлопаем».

    Оборудование: карточки с изображением символов звуков.

    Ход игры. Логопед называет и многократно повторяет гласный или согласный звук, который ребёнок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, поднять зрительный символ звука и т. п.). Затем взрослый медленно, чётко, с  паузами произносит звуковой ряд, например:

    А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – З – Ы – Х и т. д.

    «Повтори».

    Оборудование: картинки с изображением символов звуков.

    Ход игры. Логопед предлагает ребёнку повторять сочетания гласных звуков.

    При затруднениях можно использовать зрительные символы звуков Т. А. Ткаченко:

    А) по два:                                   б) по три:                                  в) по четыре:

    АО                                               АИУ                                          АОУИ

    УА                                               ИАО                                          ИОУА

    АИ                                               УИА                                          ИЫОУ

    ИО                                               ОИЫ                                         ОУИЫ

     

    VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа

    « Сколько звуков».

    Ход игры. Логопед называет один, два, три, звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

    « Где звук живёт».

    Оборудование: схема слова (прямоугольная карточка с изображением трёх  квадратов – « начало»,  «середина» и « конец» слова), символ звука.

    Ход игры. Логопед проговаривает ряды слов, а ребёнок должен положить символ заданного звука в начало схемы слова, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

    Более сложный вариант: ребёнок должен определить позицию звука в слове (в начале, середине или в конце слова расположен заданный звук) и положить символ звука в соответствующее место на схеме слова.

    «Кто больше».

    Оборудование: призовые фишки.

    Ход игры. В эту игру лучше играть с двумя – тремя или более детьми. Логопед предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук. За каждое придуманное слово ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

    Литература

    1. Краузе Е. Н. Логопедия. СПб.:  Корона. Век, 2012.
    2. ТкаченкоТ. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2005.
    3. Ткаченко Т. А. Слуховое внимание. Логопедические упражнения.

                М.: Эксмо, 2006.

    1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичёва, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. М.: Академия, 2002.
    2. Материалы с сайтов logoportal.ru, www.ilogoped.ru,www.babyblog.ru.

                                           

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

    У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

    Игры на формирование фонематического восприятия по лексическим темам: «Транспорт», «Правила дорожного движения»

    Представлены игры на развитие фонематического восприятия на материале лексических тем "Транспорт","БДД" для детей старшей логопедической группы...

    Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

    Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"

    Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....

    «Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

    Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

    Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на третьем этапе развития речевого слуха: различение слов, близких по звуковому составу"

    Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на третьем этапе развития фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу...

    Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

    Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...