«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Орлова Елена Вячеславовна

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников

с акустико-фонематической дислалией»

учитель-логопед

Детского сада «Солнышко» с.Борское

Табакова Е.В.

Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь - это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.

По материалам психолого-педагогических исследований в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в речевом развитии. Среди них выделяется группа детей, у которых при сохранном интеллекте, слухе и зрении наблюдаются слабо выраженные нарушения речи, проявляющиеся в нарушении звукопроизношения и фонематического восприятия.

Изучением фонематического восприятия занимались Л.С. Выготский (1934), А.Н. Гвоздев (1961), Р.Е.Левина (1968), Л.С. Волкова (1969.),А. Куссмауль (1879), Колесникова Е.В. (1997).

Термин фонематическое восприятие ввел  Д.Б. Эльконин и определил его как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. В настоящее время, подходы ученых к трактовке понятия фонематическое восприятие неоднозначны. Так, по мнению Чиркиной Г.В. это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Ткаченко Т.А.  понимает под этим понятием  способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Изучив литературу по теме «фонематическая подсистема языка», мы пришли к выводу, что развитие фонематического восприятия в норме имеет огромное значение для развития  фонематического слуха, всей речевой функции в целом, а также предупреждения нарушений письма и чтения.

Проанализировав литературу, посвященную вопросу акустико-фонематической дислалии, мы сделали вывод о том, что подходы к классификации форм дислалии  в настоящее время различны, что причины возникновения функциональной дислалии преимущественно экзогенного характера. А также, что дошкольникам с акустико-фонематической формой дислалией сложно самостоятельно опознавать звуки, схожие по акустическим характеристикам, поэтому фонемы с одномерными акустическими различиями не различаются ребенком и отожествляются им.

Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей, мы обращались к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., Хватцева М.Е., Каше Г.А и других специалистов.

В настоящее время, в логопедию проникают различные методы и средства воздействия, из смежных наук. Анализ нетрадиционных методов логопедического воздействия показал, что наиболее часто заимствуются приемы, которые используют в психологии.

 Так, песочная терапия, первоначально использовалась для диагностики эмоционального фона личности  и его корригирования. В данный момент, она активно проникает в логопедические приемы работы.  Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией изучено недостаточно. Её применение в сочетании с традиционными методами, позволит увеличить продуктивность развития фонематического восприятия как на II и III этапах, так, и на следующих. Одновременное воздействие на три органа восприятия (чувств) (слух, зрение, осязание) позволят достичь большего эффекта при логопедическом воздействии. Также, с помощью песочной терапии можно развивать мелкую моторику, мышление, воображение, а также повышать у дошкольников интерес к занятию.

Таким образом, песочная терапия  как средство формирования фонематического восприятия является перспективным направлением коррекционно-развивающей  работы.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961
  3. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии – т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120
  4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы. – СПб.: КАРО, 2006
  5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

Использование арт-терапии как средства формирования стрессоустой-чивости у педагогов методом круглого стола.

все участники круглого стола высказывают свою точку зрения по данному вопросу...

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»Цель: познакомить с элементами песочной терапии как средством формир...

Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений

Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений  Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений»....