Игры на развитие слухового восприятия.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Ягунова Лариса Анатольевна

image    Во  многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Процесс овладения  правильным  звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия  сенсорных и моторных  функций , обеспечивающих полиморфное  единство  речевой системы. Чтобы овладеть правильным произношением , ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки  речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат , в результате работы которого  образуются единицы данной языковой системы (В.И.Бельтюков, Н.И.Жинкин, Р.Е.Лпевина, М.Е.Хватцев) Для развития слухового восприятия необходимо с детьми играть в специальные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_slukhovogo_vospriyatiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового восприятия

    Во м ногих исследованиях отмечается, что восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Процесс овладения  правильным  звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия  сенсорных и моторных  функций , обеспечивающих полиморфное  единство  речевой системы. Чтобы овладеть правильным произношением , ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки  речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат , в результате работы которого  образуются единицы данной языковой системы (В.И.Бельтюков,Н.И.Жинкин,Р.Е.Лпевина,М.Е.Хватцев)

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ
Цель:  развитие слухового внимания и фразовой речи.
Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.),
Ход  игры:
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.
Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.
За каждый правильный ответ ребенок получает награду цветные фишки или маленькие звездочки.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?
Цель
: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым не произносят.
Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход игры:
Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:
—Возьми мишку и посади в машину.
—Возьми мишку из машины.
—Посада в машину куклу.
—Покатай куклу в машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.

БЕГИ НА НОСОЧКАХ
Цель: развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.
Материал: бубен
Ход игры:
Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения; под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.
Материал: звоночек.
Ход игры:
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
Необходимо следить, чтобы ребенок во время игру не открывал глаза, а, указывая направление звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

ИГРА В ЛОШАДКИ

Цель: обучение ребенка подражанию движениям лошадей и звукам, которые они издают; воспитание чуткого отношения к животным.
Ход игры:
Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» запрягают своих «лошадок», надевают вожжи, «чистят», «поят», «кормят» их, «расчесывают и заплетают гриву».
Все стоят в «конюшне» — в отгороженном стульчиками пространстве. Взрослый раздвигает стульчики-«ворота» и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота - выезжаем со двора. Но, но, поехали!»
«Лошадки» имитируют езду по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают «копытами»: «Цок-цок-цок» или «ржут»: «И-го-го!». «Кучер подгоняет их: «Но-о-о!» или останавливает: «Тру-у-у!»
Гоп, лошадка, не лениться, Выше ножки поднимай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития слухового восприятия

Игры для развития слухового восприятия...

Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха

Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....

методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...

"Игры на развитие слухового восприятия".

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различат...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»

Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...