Игры для развития слухового восприятия
материал по теме

Данашевская Ольга Владимировна

Игры для развития слухового восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_sluhovogo_vospriyatiya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития слухового восприятия

Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат. Для того, чтобы ребенок умел четко и ясно говорить, необходимо учить его внимательно вслушиваться в речь окружающих и развивать слуховое восприятие. Это не сложно, так как в этом возрасте дети начинают проявлять особый интерес к словам и их звуковому оформлению.

 Они пытаются понять, почему каждый предмет имеет именно такое название, и начинают сознательно заниматься созданием своих, более точных (по их мнению) слов.

 Таким образом, идёт постепенное накопление и расширение пассивного словаря, в том числе и отвлеченных понятий и обобщающих слов. Пассивный словарь - это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития.


Кошка и мышка

Взрослый раскрывает ладонь, а ребенок «шагает» пальчиками по ладони. Взрослый приговаривает:

Вот тихо-тихо мышка идет,
А кот лежит на кровати,
И если мышка не пискнет сейчас...
(Ребенок: «Пи!») Сразу схватит!


Если ребенок не успевает сказать «пи», взрослый зажимает его руку.


Поручения

Перед ребенком находится несколько игрушек: мишка, кукла, тарелка, ложка, зубная щетка, расческа и т.п. Попросите малыша покормить куклу из тарелки; почистить зубы мишке зубной щеткой, причесать куклу расческой и т.п. 


Сделай

Попросите малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т.д.


Положи кубик

Перед ребенком несколько кубиков разного цвета. Поручите малышу положить красный кубик под кресло; синий кубик на подоконник; желтый – за занавеску, зеленый – около зеркала, белый – в шкаф.


«Да» или «нет»


Перед ребенком на столе несколько игрушек: машинка, кукла, пирамидка, мячик и т.п. Взрослый задает различные вопросы, об этих игрушках, а ребенок должен отвечать «да» или «нет». Вопросы должны быть примерно такими: «Кукла одета в красное платье? У машинки есть колесо? А у куклы есть колесо? Пирамидка высокая? Мячик умеет прыгать?» и т.д.


Кто как говорит


Разложите на столе карточки с изображением животных. Взрослый озвучивает одного из животных, а ребенок нажимает на соответствующую карточку (как на кнопку). Например, вы говорите «мяу» - ребенок дотрагивается до карточки с кошкой и произносит (возможно с вашей помощью) «кошка». Далее вы говорите «бе» - ребенок дотрагивается до карточки с овечкой и говорит «овечка» и т.д.


Кто позвал


В эту игру надо играть нескольким участникам. Один человек – водящий - отворачивается. Один изучастников игры зовет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал. Если угадает – становится водящим.


У кого что


В этой игре необходимо участие нескольких детей. Или необходимо использовать большие игрушки, которые как бы заменят детей. Каждому ребенку даётся карточка с изображением предмета. Взрослый говорит: «У кого пальто». Ребенок, у которого на карточке нарисовано пальто – поднимает её вверх и показывает остальным. Если вместо детей – играют игрушки, то ваш ребенок должен сам следить за всеми игрушками и говорит: «У коровы – пальто».


Мебель


Перед ребенком лежат карточки с изображением предметов: стул, шкаф, кровать, диван, стол и др. Вы называете предмет и просите малыша его показать. В последующих играх таким же образом отрабатываются другие группы предметов: «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт».


Выбери


Перед ребенком карточки с изображением предметов посуды и одежды. Предложите ребенку найти только посуду (чашку, ложку, тарелку, кастрюлю и т.д.)


Съедобное – не съедобное


Вы бросаете ребенку мяч и называете любой предмет: сапоги, холодильник, конфетка, морковка, дом, бутерброд... Ребенок ловит мяч и если этот предмет съедобный, делает вид, будто кушает мяч


Кто летает


Взрослый называет ребенку различные предметы: самолет, муха, стол, дом, вертолет, лодка, воробей, кофта, кошка, ракета, стрекоза, бабочка, лужа... Если этот предмет может летать, малыш хлопает в ладоши:


Бывает – не бывает


Спросите малыша: «Может ли собака плавать?», «Умеет кастрюля ходить?», «Говорит ли ворона «му-у-у»», «Спим ли мы на мячике?», «Можно ли рисовать красками» и т.д.


Рассматривание карточек


Рассматривайте с ребенком предметные картинки и перечисляйте ему качества и свойства изображенных предметов. Например: «Это мячик. Он круглый, большой и зеленый. Мячик можно катать, кидать, им можно забивать гол в ворота». Постепенно подключайте ребенка к описанию предметов.


История с договариванием


Перед ребенком выкладывается несколько карточек с предметными картинками или сами предметы. Взрослый начинает свой рассказ про ребенка: «Утром <имя ребенка> проснулся и почистил зубы … (покажите на зубную щетку, а малыш пусть скажет, название этого предмета). Потом <…> съел всю … (покажите тарелку с кашей), одел … (покажите на кофту) и пошёл в детский магазин. Там они с мамой купили…» (покажите на несколько предметов. А малыш пусть их перечисляет: барабан, мячик и юлу) и т.д. В дальнейшем можно усложнить задание и, рассказывая историю, вы не будете указывать на предметы. Ребенок должен будет сам догадаться, какой здесь предмет подходит по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...

Игры на развитие слухового восприятия.

Во  многих исследованиях отмечается, что восприятие звуков и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Процесс овладения  правильным ...

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с нарушениями слуха

Теоретический материал и игры для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха....

методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД  №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...

"Игры на развитие слухового восприятия".

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различат...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»

Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...